Библиографическое описание:

Кудряшова А. В., Рыбушкина С. В. Эффективность внеаудиторных мероприятий по иностранному языку в развитии творческой самостоятельности студентов неязыковых ВУЗов на примере проведения конкурса видеороликов // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 795-798.

Статья рассматривает внеаудиторную деятельность, как эффективное средство развития творческой самостоятельности студентов на примере проведения конкурса видеороликов по тематике изучаемого курса. Обозначается актуальность развития творческой самостоятельности, и описываются необходимые для этого условия. Представлены основные этапы, виды деятельности и результаты подготовки видеосюжетов. Авторы описывают личный опыт проведения конкурса видеороликов на внеаудиторных занятиях по английскому языку и предлагают его как эффективный способ развития творческой самостоятельности.

Ключевые слова:творческая самостоятельность, обучение иностранному языку, внеаудиторная деятельность, конкурс видеороликов, учебный процесс

 

Современная педагогика высшего образования уделяет повышенное внимание внутреннему потенциалу будущего специалиста и созданию образовательной среды, способствующей творческому саморазвитию личности. Считается, что эффективность профессиональной деятельности будущего специалиста в равной степени зависит от приобретенных в вузе профессиональных знаний и умений, и от сформированной способности к дальнейшему профессионально-творческому саморазвитию. Соответственно, одной из главных задач современной высшей школы является развитие у студентов творческой самостоятельности, представляющей собой стремление использовать новые приёмы в решении поставленной задачи и находить необычные способы преодоления трудностей, потребность вносить элементы новизны в процесс выполнения заданий [1].

Однако, развитие творческой самостоятельности будущего специалиста это сложный процесс, который должен быть реализован в образовательных учреждениях при обеспечении таких условий, благодаря которым студент будет постоянно стремиться к реализации своих творческих способностей:

-        создание квази-профессиональных ситуаций, направленных на решение социальных или профессиональных проблем, приближенных к реальным условиям;

-        ориентация студента на реальный результат его деятельности, что повышает мотивацию в обучении;

-        выбор форм активного обучения, в основе которых лежит принцип активизации творческого потенциала студентов (викторины, КВН, фестивали, олимпиады, и т. д.);

-        оказание педагогической поддержки, что позволяет координировать действия обучающихся и повышать их уровень самостоятельности [2].

Развитие творческой самостоятельности может быть реализовано в рамках многих дисциплин, однако можно предположить, что дисциплина «Иностранный язык» является одной из наиболее эффективных платформ для развития творческой самостоятельности. Это доказывает тот факт, что в рамках предмета «Иностранный язык» существует возможность максимально использовать творческие задания, побуждающие студентов к самостоятельной работе и использованию изученного языкового материала для выражения своих мыслей [2].

Система высшего образования характеризуется острой потребностью в подготовке инициативных специалистов с развитым творческим мышлением, что влечёт за собой растущую неудовлетворенность системой обучения, не уделяющей достаточного внимания самостоятельной активности студентов в процессе развития профессиональных качеств и способностей. Наряду со многими причинами, данная проблема связана с уменьшением академических часов на изучение специальных дисциплин. Решить эту проблему призвана внеаудиторная деятельность, способствующая повышению познавательного интереса студентов и их мотивации к обучению, расширению кругозора, развитию творческого потенциала, эффективному усвоению содержания образования.

Внеаудиторная деятельность это общеобразовательная и воспитательная работа, проводимая вне учебного плана и программ, а также разного рода мероприятия, организуемые для контингента образовательного учреждения с целью более полного и глубокого освоения знаний и развития творчества [3]. Зачастую это массовые мероприятия, вовлекающие во внеаудиторную деятельность большое количество студентов (от нескольких групп до университетов). Внеаудиторная деятельность может быть представлена в виде круглых столов, конференций, олимпиад, конкурсов карикатур или новогодних открыток, поэтических вечеров, КВН, игр «Что? Где? Когда?», конкурсов видеороликов, клубов разговорного английского языка и т. д. Внеаудиторные мероприятия можно разделить на две группы: языковые (целью которых является выявление уровня освоения материала) и творческие (предполагающие применение творческого подхода и создания собственного конечного продукта).

Для интенсификации образовательного процесса в вузе необходима единая система аудиторной и внеаудиторной работы по иностранным языкам, так как изучение любой темы может быть продолжено во внеаудиторной учебной деятельности, что будет способствовать:

Лабиринт

-        расширению и углублению знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;

-        повышению мотивации обучающихся к изучению предмета;

-        творческому взаимодействию обучающихся;

-        практическому овладению речевой деятельностью;

-        увеличению активного лексического запаса обучающихся.

Для эффективной организации внеаудиторной работы по иностранному языку необходимо соблюдение определённых методических принципов. Основными принципами внеаудиторной деятельности являются:

1.      Принцип связи обучения с жизнью, который обеспечивает тесную взаимосвязь между внеаудиторной деятельностью и условиями реальной жизни.

2.      Принцип коммуникативной активности обучающихся, в основе которого лежит создание ситуаций и условий, приближающих общение на иностранном языке к общению в естественных условиях.

3.      Принцип преемственности внеаудиторной работы с учебными занятиями, заключающийся в непосредственной связи содержания учебного материала и тематики внеаудиторных мероприятий.

4.      Принцип сочетания коллективной, групповой и индивидуальной форм работы, способствующий максимальной эффективности учебной деятельности при условии грамотной организации.

5.      Принцип межпредметных связей, реализующий проведение внеаудиторной деятельности по иностранному языку в тесной взаимосвязи с другими предметами [4].

Можно предположить, что внеаудиторная деятельность обучающихся активно способствует развитию их творческой самостоятельности.

Для доказательства данного предположения представим процедуру и результаты проведения конкурса видеороликов среди студентов 2 курса Института кибернетики Томского Политехнического университета, обучающихся по курсу «Business English». Данное мероприятие явилось завершающим этапом изучения темы «Corporate Culture» и заключалось в подготовке видеоролика в рамках подтемы «Wrongdoings at workplace». Конкурс предполагал подготовку видеосюжетов на английском языке с использованием активного вокабуляра в рамках изучаемой тематики иллюстрирующих проблемную область и способы решения освещённой проблемы. Группам участников по 6–8 человек предлагалось две встречи по 2 академических часа для подготовки видеосюжетов.

Лабиринт

В качестве дидактической цели мероприятия по подготовке видеоролика были обозначены: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.

Процесс создания любого продукта предполагает три стадии: подготовительная, основная и заключительная. На подготовительной стадии подготовки видеороликов студенты определяли цели, выбирали рабочие группы, распределяли роли в команде; основная стадия предполагала синтез, анализ, обобщение и систематизирование идей, а заключительная была посвящена подготовке конечного продукта — видеоролика.

Представим описание каждой стадии более подробно.

Подготовительная стадия. На подготовительной стадии студентам было предложено проанализировать проблемную область, а именно, правонарушения на рабочих местах и выбрать одну идею для видеосюжета. С этой целью на занятии были реализованы следующие виды деятельности:

1.         Фронтальный опрос с целью составления полного списка должностных правонарушений для дальнейшего анализа.

2.         Мозговой штурм в группах для аккумулирования идей для видеосюжетов по каждому виду правонарушений.

3.         Выбор наиболее интересных идей участниками внутри группы и их представление классу.

4.         Дискуссия, нацеленная на выбор конечной идеи для видеосюжета.

Основная стадия предполагала групповую работу студентов:

1.                  Дискуссия с целью распределения ролей (режиссёр, оператор, актёры, звукорежиссёр) и обязанностей, и составления списка реквизитов.

2.                  Групповая работа по написанию сценария.

На заключительной стадии студенты снимали видеоролики и оформляли их технически.

Преподаватель выступал в роли координатора и консультанта по подготовке мероприятия.

Лабиринт

В результате данного вида деятельности был проведён конкурс и выбран лучший видеоролик исходя из следующих критериев:

-        разнообразие языковых средств и лексических единиц;

-        оригинальность сюжета;

-        языковая правильность;

-        техническое исполнение видеоролика;

-        общее впечатление.

После проведения конкурса студентам было предложено поучаствовать в анонимном анкетировании с целью выявления отношения конкурсантов к подобному мероприятию. Результаты анкетирования показали, что участие в конкурсе видеороликов помогло студентам лучше усвоить и закрепить материал по изученной теме, повысило их интерес к изучению дисциплины в целом и мотивацию к овладению курсом в частности, позволило реализовать творческий потенциал и укрепить отношения в группе.

Соответственно, можно сделать вывод о том, что наше предположение об эффективности внеаудиторной деятельности обучающихся в развитии их творческой самостоятельности верно, так как полностью отвечает условиям, необходимым для её развития, а именно:

-        позволяет применять формы активного обучения;

-        использовать принцип связи обучения с жизнью (предполагающий решение задач, приближенных к реальной жизни);

-        ориентировать студента на результат его деятельности (т. е. представить эффективные результаты своей деятельности в срок и на должном уровне);

-        оказывать педагогическую поддержку.

Однако данный вывод является справедливым при правильной организации внеаудиторной деятельности студентов и проведении параллелей между тематикой аудиторных занятий и внеаудиторных мероприятий, что позволяет интенсифицировать учебный процесс в ВУЗе и решить проблему недостаточного количества часов, отводимых для изучения непрофилирующей дисциплины «Иностранный язык».

Лабиринт

 

Литература:

 

1.      А. В. Кудряшова, Т. Н. Горбатова Роли преподавателя в процессе развития творческой самостоятельности студентов высших учебных заведений // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 581–584.

2.      Т. Н. Горбатова, А. В. Кудряшова, С. В. Рыбушкина Реализация метода проектов в обучении английскому языку как оптимальная платформа для развития творческой самостоятельности студентов // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 580–582.

3.      Словарь «Академик», 2000–20014 URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения 19.03.2015).

4.      Н. И. Холод, О. С. Егорова Формы и методические принципы организации внеаудиторной деятельности студентов по иностранному языку // Ярославский педагогический вестник –2014 — № 4 — Том II (Психолого-педагогические науки) — С. 108–113.

Основные термины (генерируются автоматически): творческой самостоятельности, развития творческой самостоятельности, творческой самостоятельности студентов, проведения конкурса видеороликов, иностранному языку, самостоятельности студентов неязыковых, творческой самостоятельности будущего, развитии творческой самостоятельности, у студентов творческой самостоятельности, Развитие творческой самостоятельности, внеаудиторной деятельности студентов, самостоятельности студентов высших, примере проведения конкурса, актуальность развития творческой, средство развития творческой, способ развития творческой, Эффективность развития творческой, уровень самостоятельности, английскому языку, будущего специалиста.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос