Компетентностная модель подготовки специалистов в вузе: ресурсы учебно-исследовательской деятельности студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 19.01.2016

Статья просмотрена: 109 раз

Библиографическое описание:

Костенко Е. Г. Компетентностная модель подготовки специалистов в вузе: ресурсы учебно-исследовательской деятельности студентов // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 807-810. — URL https://moluch.ru/archive/106/25296/ (дата обращения: 16.08.2018).



 

В статье рассмотрена специфика учебно-исследовательской деятельности студентов; проведено сравнение структурных компонентов индивидуального познавательного стиля и компонентов учебно-исследовательской деятельности. Рассмотрены развивающие функции учебно-исследовательской деятельности студентов. Проведено сопоставление учебно-исследовательской, научно-исследовательской и проектно-исследовательской деятельности студентов.

Ключевые слова: компетентностный подход, индивидуальный познавательный стиль, учебно-исследовательская деятельность

 

В условиях поступательного внедрения компетентностной модели в системе высшего профессионального образования весьма актуальной становится проблема индивидуализации профессионального развития студентов как действенной основы достижения компетентностного формата образовательных результатов. Необходима активизация усилий по формированию у студентов индивидуального опыта профессионально ориентированной деятельности, развитию индивидуальных механизмов получения студентами знаний, их способности самостоятельно наращивать познавательный опыт и переводить его в формат компетенций.

Опыт, однако, показывает, что в педагогической науке вопросы индивидуализации обучения ставятся, в основном, применительно к практике общего или начального образования, трактуются либо с позиций индивидуальной работы в условиях классно-урочной системы, либо с позиций развивающего обучения в целом и, соответственно, не акцентируют должным образом проблему стиля познавательной деятельности студентов.

Мы предлагаем решать проблему индивидуализации профессионального развития студентов посредством формирования индивидуального познавательного стиля студентов в процессе их учебно-исследовательской деятельности. В обозначенном ключе мы рассматриваем учебно-исследовательскую деятельность потому, что она генерирует все три основных компонента познания: интеллектуальный, эмоциональный и волевой. Учебно-исследовательская деятельность максимально связана с фактором учения и, в отличие от деятельности проектно-исследовательской или научно-исследовательской, ориентирована на субъективный интеллектуальный опыт студента. Кроме того, взаимопроникновение сущности исследования в сущность учения создает благоприятные ситуации баланса биопсихических, социальных и духовных составляющих индивидуального познавательного стиля, являясь главным основанием для исследования педагогических условий формирования индивидуального познавательного стиля студентов в процессе учебно-исследовательской деятельности.

На современном этапе развития высшего профессионального образования учебно-исследовательская деятельность студентов обретает не свойственный ей ранее статус, который аккумулирует и опыт студентов в развитии познавательных интересов, и опыт применения ими методов познания (включая меж- и метапредметные связи), и опыт интеллектуального творчества, предполагающий самодиагностику мыслительного инструментария познавательной деятельности.

Учебно-исследовательскую, согласно сказанному, нельзя отождествлять с научно-исследовательской деятельностью, поскольку это приводит к нейтрализации ее ключевого компонента, которым является учение. Даже при том что связь между этими видами деятельностями очевидна и заключается в их продуктивном характере, прибегать к замещению одного понятия другим, как это допускает, к примеру, Е. В. Климкина, мы не имеем права. Е. В. Климкина, в частности, употребляет понятие «учебно-научной деятельности», в содержание которой включает участие студентов в работе студенческих научных кружков, подготовку выступлений на студенческих научных конференциях, представление работ на конкурс и т. п. [2, с. 11]. Для нас все это является формами учебно-исследовательской деятельности, по крайней мере, до тех пор, пока речь не будет идти о получении студентами не субъективно значимого, а объективно значимого научного результата.

В учебно-исследовательской деятельности студент, посредством интеллектуальной самореализации, осуществляет все другие социально значимые движения (социальная адаптация, социальное и профессиональное самоопределение, духовно-нравственное развитие и др.). Глубинные смыслы учения здесь усиливаются, и становятся актуальным понимание учения как фактора социализации, как условия связи индивидуального и общественного сознания. Видя в учении систему целенаправленных, желательных, с точки зрения потребностей общества, условий передачи общественного опыта, мы еще раз подчеркиваем, что в учебно-исследовательской деятельности главное — это не научная новизна, а системные изменения в поведении человека, становление его опыта, формирование индивидуального познавательного стиля.

С полным правом можно утверждать, что ни один другой вид деятельности не приближен настолько к индивидуальным потребностям человека. Учебный формат исследовательского поведения максимально расположен к тому, чтобы индивид вырабатывал свойственные только ему способы работы с информацией, способы мышления, памяти и др. Развивая в учении индивидуальные познавательные способности, человек развивает одновременно и свою речь, вырабатывая особый понятийный язык мышления. Учебно-исследовательская деятельность стимулирует выбор познавательной позиции, в которой познающий субъект ощущает себя свободным и ответственным. Мыслящий субъект, мышление и знание организационно пересекаются в процессе учебно-исследовательской деятельности. Актуализируется персональное, индивидуально личностное волевое усилие субъекта к познанию. Исследовательское учебное поведение развивает сами составляющие учебно-исследовательской деятельности. Ссылаясь на А. М. Новикова [3, с. 141], можно утверждать, что в учебно-исследовательской деятельности человек, «действуя в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достигаемость цели», приобретает новые необходимые знания, усовершенствует их и делает их, наконец, средством дальнейшего жизненного опыта.

Специфику учебно-исследовательской деятельности можно проиллюстрировать еще одним сопоставлением, а именно сопоставлением с проектно-исследовательской деятельностью. Выбрав прежний параметр сопоставления (параметр учения), обратимся к доводам А. С. Сиденко, представившего проектную деятельность как инновационный элемент педагогической практики. А. С. Сиденко различает проектную и исследовательскую деятельности по объекту деятельности, предмету, направленности. Ученый показывает, что проект направлен на всестороннее и систематическое изучение проблем практик, а исследование — на поиск способа решения проблемы. Человек, разрабатывающий и (или) реализующий проект, не просто ищет нечто новое, он решает реальную проблему. Исследовательская же деятельность изначально более свободна, практически не регламентирована какими-либо внешними установками, поэтому она значительно более гибкая, в ней больше места для импровизации [4, с. 59].

От проектно-исследовательской учебно-исследовательская деятельность отличается максимальной активизацией субъективных мотивов познания, выработкой индивидуальной познавательной позиции и самоопределением студента в исследовательском инструментарии. Если же учитывать, что всем этим учебно-исследовательская деятельность отличается и от научно-исследовательской, то мы можем прийти к окончательному пониманию учения как ключевого дифференцирующего понятия.

Обусловленный сущностью учения фактор «субъективно значимого результата» предоставляет субъекту учебно-исследовательской деятельности немалую свободу в выборе методов, средств, приемов исследования. Самостоятельный поиск оптимальных способов выполнения действий, даже если для этого используются готовые образцы и методики, развивает в субъекте здоровую потребность в познавательном творчестве, риске. Вместе с тем, субъект учения сознает, что он всего лишь учится, то есть пробует, находит верный путь, и боязнь ошибиться, поэтому, не блокирует в сознании обучающегося свободу мысли. Учебно-исследовательская деятельность, кроме этого, не предполагает обязательной публичной демонстрации результатов исследования, что избавляет студента от переживаний за общественный резонанс полученного результата. Это положительно отражается на мотивации деятельности и начинает активизировать не только интеллектуальный потенциал субъекта, но и его эмоциональные и волевые ресурсы; создаются оптимальные условия для интеллектуального самовоспитания (Таблица 1).

 

Таблица 1

Учение как ключевое понятие, дифференцирующее научно-исследовательскую, проектно-исследовательскую и учебно-исследовательскую деятельности

Параметры дифференциации

Научно-исследовательская деятельность

Проектно-исследовательская деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Цель деятельности

Получение объективно нового научного результата

Решение проблемы; создание общественно значимого продукта

Интеллектуальная самореализация; овладение исследовательскими умениями

Предмет деятельности

Научные знания в их связи с эмпирической реальностью

Социальная практика; экология; художественная самодеятельность и др.

Широкий спектр знаний, ценность которых определяется потребностями индивида

Формы деятельности

Научное исследование

Проект

Учебное исследование

Методы деятельности

Методы научного анализа, синтеза; генетический метод; статистические методы и т. д.

Поиск и обработка информации; опрос; анкетирование; эмпирическое наблюдение; обработка результатов и др.

Поиск информации, ее анализ; работа с различными источниками информации; метод предположения (гипотетический метод) и др.

Форма представлениядеятельности

Документированный научный труд

Паспорт проекта

Сообщение, реферат, доклад, статья, тезисы

Связь с учением, с процессом обретения навыков

Крайне низкая: исследовательские умения уже должны быть сформированы

Средняя: в ходе проекта исследовательские умения могут совершенствоваться

Высокая: субъект исследования непосредственно учится; развивает и формирует исследовательские навыки

Субъективная ценность для субъекта деятельности

Удовлетворение научного интереса; профессиональное развитие, карьера

Социальная адаптация; освоение жизненного пространства

Разрешение проблемной учебной ситуации; формирование индивидуального познавательного стиля

 

Как видим, именно в процессе учебно-исследовательской деятельности складывается наиболее благоприятная ситуация для взаимовлияния разных уровней индивидуального познавательного стиля друг на друга и дальнейшей систематизации его содержания. Происходит практическое воплощение тезиса, выдвинутого А. М. Новиковым: «Согласно здравому смыслу, все три компонента структуры личности: интеллектуальный, эмоциональный, волевой — должны в процессе учения-обучения выступать на равных и одновременно» [3, с. 102], т. е. задействуются весь личностный потенциал субъекта учения, и смыслом деятельности становится интеллектуальное саморазвитие и самовоспитание.

Исходя из того, что учебно-исследовательская деятельность отличается от смежных с ней видов деятельности детерминантой учения, мы не можем не обратить внимания на связь между ролью учебно-исследовательской деятельности в формировании индивидуального познавательного стиля студентов и положениями утверждающейся сегодня компетентностной модели подготовки студентов в вузе. Компетентностная модель предполагает, как известно, развитые индивидуальные механизмы получения студентами знаний, их способность самостоятельно наращивать познавательный опыт и переводить его в формат компетенций. В индивидуальном опыте ученые видят обязательное условие реализации компетентностного подхода, рассматривая компетенцию «мерой образовательного успеха личности, проявляющегося в ее собственных действиях в профессионально и социально значимых ситуациях». Кроме того, различая компетенции и квалификации, ученые подчеркивают, что основой компетенции выступает «контекстно‑деятельностная самоорганизация» студентов [1, с. 8].

Применительно к системе современного высшего образования обозначенное выше суждение достаточно принципиально, поскольку, несмотря на поступательные изменения в его содержании, туда крайне непоследовательно включается учебно-исследовательская деятельность студентов. Будучи закрепленной в содержании высшего образования на уровне своих результирующих характеристик: «знать, уметь, владеть» — и имея массово-предписывающий характер, учебно-исследовательская деятельность отнесена в процессуально-технологический компонент, оказываясь как бы противопоставленной собственно содержанию образования, выражаемому в информационно-академических единицах. Согласно же положениям компетентностного подхода, содержание образования должно характеризоваться не суммой знаний, умений или навыков, а наличием элементов, отражающих индивидуальные механизмы получения знаний, способность обучаемых самостоятельно наращивать познавательный опыт и переводить его в формат компетенций.

Очевидно, однако, что даже при высоком уровне исследовательской мотивации и устойчивой исследовательской позиции, общий успех учебно-исследовательской деятельности зависит от качества ее операционального компонента, на который, собственно и направлен сегодня основной объем инновационных изменений. Наиболее общее значение указанного компонента состоит в сумме знаний о профессиональном труде, владении трудовыми операциями, развитости профессионального мышления и т. п. В узком смысле, как компоненте учебно-исследовательской деятельности смысл операционального компонента состоит в синтезе операциональных составляющих исследования и учения. То есть, к умению пользоваться каталогами, справочно-библиографической литературой; умению конспектировать, выделять главное, писать тезисы, использовать эмпирические методы научного исследования и т. п. должны добавиться такие умения, которые бы помогали студенту ощущать процесс исследования как личностно значимый, осуществляемый согласно индивидуальному познавательному стилю.

Баланс индивидуального и социального, подчеркнутый нами в связи с ссылками на задачи компетентностного подхода, нельзя не связать с сензитивностью юношества к формированию индивидуального познавательного стиля.В студенческом возрасте, по мнению ученых, уровень интеллектуального развития повышается в соответствии с законами индивидуального развития человека. Ядро интеллекта человека этого возраста «характеризуется постоянным чередованием «пиков» и «оптимумов» входящих в него функций». Критерием развития интеллекта является характер внутри- и межфункциональных связей между различными познавательными функциями, в частности, мера их интегрированности.По справедливому замечанию В. М. Аллахвердова, отрицающего позицию радикального когнитивизма, человек — далеко не идеальная познающая система; на свойства его познавательной деятельности в равной мере влияют и наследуемые особенности интеллекта, и те, которые приобретаются человеком в процессе социализации. Ученый не разделяет позиции радикальных когнитивистов потому, что объяснение всех психических феноменов опирается в ней только на логику познания и когнитивизм становится последовательным оплотом рационализма. Сам В. М. Аллахвердов отстаивает высоко гуманистические смыслы познания, считая познание основным вектором развития человеческого бытия вообще [5, с. 19].

Весьма важным выступает тот факт, что структура учебно-исследовательской деятельности близка структуре индивидуального познавательного стиля. Особенно, в плане совпадения мотивационного компонента деятельности и ориентационно-ценностного компонента индивидуального познавательного стиля, где осуществляется перенос «описательных» (констатируемых в психологии) параметров стиля на практику организации учебно-исследовательской деятельности современных студентов.

Близость компонентов учебно-исследовательской деятельности и компонентов индивидуального познавательного стиля, помогают понять, что «стилевые» характеристики познания есть своеобразное воплощение институциальных характеристик учебно-исследовательской деятельности, и мы вправе рассматривать учебно-исследовательскую деятельность средством формирования индивидуального познавательного стиля студентов, а следовательно, и ресурсом компетентностной модели подготовки специалистов в вузе.

 

Литература:

 

  1.                Байденко, В. И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода [Текст]: [лекция в слайдах] / В. И. Байденко. — М.: Исслед.центр проблем качества подготовки, 2004. — С. 11
  2.                Климкина, Е. В. Методы исследовательской работы в молодежной среде: учебное пособие [Текст] /Е. В. Климкина. — М. РГГУ, 2008. — 212 с.
  3.                Новиков, А. М. Методология учебной деятельности. — М.: Изд-во «Эгвес», 2005. — 176 с.
  4.                Проекты и исследования в развивающейся школе [Текст] /Авт.-сост. И науч.ред. А. С. Сиденко. — М. АПКиППРО, 2007. — 80 с.
  5.                Экспериментальная психология познания: когнитивная логика сознательного и бессознательного [Текст] /Монография/ В. М. Аллахвердов и др. — СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 2006. — 351с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебно-исследовательская деятельность, индивидуальный познавательный стиль, учебно-исследовательская деятельность студентов, формат компетенций, учение, студент, познавательный опыт, интеллектуальная самореализация, индивидуальный опыт, высшее профессиональное образование.


Ключевые слова

компетентностный подход, учебно-исследовательская деятельность, индивидуальный познавательный стиль

Похожие статьи

Исследовательская деятельность студентов как фактор...

исследовательская деятельность, исследовательская работа, исследовательская деятельность студентов, студент, работа, подразумевающая исследовательская работа, познавательная деятельность...

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Учебно-познавательная деятельность студента (УПДС) — целенаправленное, управляемое извне или самостоятельно организованное взаимодействие студента с

Целью УПДС является приобретение учебно-познавательных компетенций (общекультурных и профессиональных).

К проблеме мотивации исследовательской деятельности...

Актуальность изучения проблем мотивации исследовательской деятельности студентов, получающих высшее профессиональное образование, обусловлена несколькими причинами.

Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор...

Исследовательская деятельность студентов в современном вузе достаточно разнообразна по своему содержанию и направлениям, формам и методам. НИДС включает два элемента: учебно-исследовательскую работу студентов (УИРС) в рамках учебного времени, и...

Организация проектно-исследовательской деятельности на...

Инновационные процессы, происходящие в российской системе образования, направлены на обеспечение высоких результатов учебно-познавательной деятельности студентов, на формирование их профессиональных базовых компетенций, общечеловеческих ценностей...

Научно-исследовательская работа как фактор формирования...

В статье рассмотрена организация научно-исследовательская деятельность студентов, которая способствует личностной самореализации, развивает творческое мышление, помогает организовать свою деятельность.

Модель формирования исследовательской компетентности...

В статье автор рассматривает в свете новой парадигмы школьного образования ключевые компетенции учащихся, выделяя из них исследовательскую компетенцию и ее формирование через универсальные учебные действия учащихся в их тесном взаимодействии с педагогом.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования выдвигают одной из основных задач современного образования достижение нового, современного качества образования.

Компоненты культуры учебно-исследовательской деятельности...

Учебно-исследовательская деятельность на младших курсах предполагает стимулирование интеллектуального потенциала личности студента, активизацию его творческого потенциала, формирование критического мышления, самореализацию личности студента.

Исследовательская деятельность студентов как фактор...

исследовательская деятельность, исследовательская работа, исследовательская деятельность студентов, студент, работа, подразумевающая исследовательская работа, познавательная деятельность...

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Учебно-познавательная деятельность студента (УПДС) — целенаправленное, управляемое извне или самостоятельно организованное взаимодействие студента с

Целью УПДС является приобретение учебно-познавательных компетенций (общекультурных и профессиональных).

К проблеме мотивации исследовательской деятельности...

Актуальность изучения проблем мотивации исследовательской деятельности студентов, получающих высшее профессиональное образование, обусловлена несколькими причинами.

Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор...

Исследовательская деятельность студентов в современном вузе достаточно разнообразна по своему содержанию и направлениям, формам и методам. НИДС включает два элемента: учебно-исследовательскую работу студентов (УИРС) в рамках учебного времени, и...

Организация проектно-исследовательской деятельности на...

Инновационные процессы, происходящие в российской системе образования, направлены на обеспечение высоких результатов учебно-познавательной деятельности студентов, на формирование их профессиональных базовых компетенций, общечеловеческих ценностей...

Научно-исследовательская работа как фактор формирования...

В статье рассмотрена организация научно-исследовательская деятельность студентов, которая способствует личностной самореализации, развивает творческое мышление, помогает организовать свою деятельность.

Модель формирования исследовательской компетентности...

В статье автор рассматривает в свете новой парадигмы школьного образования ключевые компетенции учащихся, выделяя из них исследовательскую компетенцию и ее формирование через универсальные учебные действия учащихся в их тесном взаимодействии с педагогом.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования выдвигают одной из основных задач современного образования достижение нового, современного качества образования.

Компоненты культуры учебно-исследовательской деятельности...

Учебно-исследовательская деятельность на младших курсах предполагает стимулирование интеллектуального потенциала личности студента, активизацию его творческого потенциала, формирование критического мышления, самореализацию личности студента.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Исследовательская деятельность студентов как фактор...

исследовательская деятельность, исследовательская работа, исследовательская деятельность студентов, студент, работа, подразумевающая исследовательская работа, познавательная деятельность...

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Учебно-познавательная деятельность студента (УПДС) — целенаправленное, управляемое извне или самостоятельно организованное взаимодействие студента с

Целью УПДС является приобретение учебно-познавательных компетенций (общекультурных и профессиональных).

К проблеме мотивации исследовательской деятельности...

Актуальность изучения проблем мотивации исследовательской деятельности студентов, получающих высшее профессиональное образование, обусловлена несколькими причинами.

Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор...

Исследовательская деятельность студентов в современном вузе достаточно разнообразна по своему содержанию и направлениям, формам и методам. НИДС включает два элемента: учебно-исследовательскую работу студентов (УИРС) в рамках учебного времени, и...

Организация проектно-исследовательской деятельности на...

Инновационные процессы, происходящие в российской системе образования, направлены на обеспечение высоких результатов учебно-познавательной деятельности студентов, на формирование их профессиональных базовых компетенций, общечеловеческих ценностей...

Научно-исследовательская работа как фактор формирования...

В статье рассмотрена организация научно-исследовательская деятельность студентов, которая способствует личностной самореализации, развивает творческое мышление, помогает организовать свою деятельность.

Модель формирования исследовательской компетентности...

В статье автор рассматривает в свете новой парадигмы школьного образования ключевые компетенции учащихся, выделяя из них исследовательскую компетенцию и ее формирование через универсальные учебные действия учащихся в их тесном взаимодействии с педагогом.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования выдвигают одной из основных задач современного образования достижение нового, современного качества образования.

Компоненты культуры учебно-исследовательской деятельности...

Учебно-исследовательская деятельность на младших курсах предполагает стимулирование интеллектуального потенциала личности студента, активизацию его творческого потенциала, формирование критического мышления, самореализацию личности студента.

Исследовательская деятельность студентов как фактор...

исследовательская деятельность, исследовательская работа, исследовательская деятельность студентов, студент, работа, подразумевающая исследовательская работа, познавательная деятельность...

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Учебно-познавательная деятельность студента (УПДС) — целенаправленное, управляемое извне или самостоятельно организованное взаимодействие студента с

Целью УПДС является приобретение учебно-познавательных компетенций (общекультурных и профессиональных).

К проблеме мотивации исследовательской деятельности...

Актуальность изучения проблем мотивации исследовательской деятельности студентов, получающих высшее профессиональное образование, обусловлена несколькими причинами.

Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор...

Исследовательская деятельность студентов в современном вузе достаточно разнообразна по своему содержанию и направлениям, формам и методам. НИДС включает два элемента: учебно-исследовательскую работу студентов (УИРС) в рамках учебного времени, и...

Организация проектно-исследовательской деятельности на...

Инновационные процессы, происходящие в российской системе образования, направлены на обеспечение высоких результатов учебно-познавательной деятельности студентов, на формирование их профессиональных базовых компетенций, общечеловеческих ценностей...

Научно-исследовательская работа как фактор формирования...

В статье рассмотрена организация научно-исследовательская деятельность студентов, которая способствует личностной самореализации, развивает творческое мышление, помогает организовать свою деятельность.

Модель формирования исследовательской компетентности...

В статье автор рассматривает в свете новой парадигмы школьного образования ключевые компетенции учащихся, выделяя из них исследовательскую компетенцию и ее формирование через универсальные учебные действия учащихся в их тесном взаимодействии с педагогом.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования выдвигают одной из основных задач современного образования достижение нового, современного качества образования.

Компоненты культуры учебно-исследовательской деятельности...

Учебно-исследовательская деятельность на младших курсах предполагает стимулирование интеллектуального потенциала личности студента, активизацию его творческого потенциала, формирование критического мышления, самореализацию личности студента.

Задать вопрос