К проблеме мотивации исследовательской деятельности студентов вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (72) август-2 2014 г.

Дата публикации: 18.08.2014

Статья просмотрена: 749 раз

Библиографическое описание:

Гребенюк, Е. Н. К проблеме мотивации исследовательской деятельности студентов вуза / Е. Н. Гребенюк, Метин Каракоч. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 13 (72). — С. 233-235. — URL: https://moluch.ru/archive/72/12342/ (дата обращения: 25.04.2024).

В данной статье рассматривается комплекс методов диагностики уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Описываются результаты оценивания уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности с использованием предложенного диагностического инструментария.

Ключевые слова:научно-исследовательская деятельность студентов, уровень готовности, диагностика, готовность студентов к научно-исследовательской деятельности.

В условиях социально-экономического реформирования, непрерывного обновления и развития системы образования под воздействием научно-технического и гуманитарного прогресса, конкуренции на рынке труда и образовательных услуг главной задачей образовательных учреждений ХХI в. становится подготовка конкурентоспособных специалистов, способных вырабатывать и развивать новые идеи, творчески мыслить, адаптироваться и успешно трудиться в динамично-развивающемся обществе. Одним из важнейших требований современного этапа развития университетской подготовки является развитие научно-исследовательской деятельности студента (НИДС), ставшей основой современной обучения студентов вузов. Современное общество особенно нуждается в специалистах, способных к принятию нестандартных решений, активному участию в инновационных процессах, готовых компетентно решать исследовательские задачи. Молодой специалист должен быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, обладать стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию) и стремиться к творческой самореализации [9].

Согласно требованиям, изложенным в письме Министра образования РФ от 27.11.2002 г. «Об активизации самостоятельной работы студентов вузов» и новым государственным образовательным стандартам подготовки специалистов в вузах, особое внимание должно уделяться развитию теоретических способностей будущих специалистов путем активных форм обучения, призванных формировать у студентов самостоятельность и творческую активность, ответственный подход к овладению знаниями. Среди активных внеаудиторных форм — самостоятельная, учебно-поисковая (исследовательская), научно-исследовательская работа студентов [2].

Несмотря на большое разнообразие методов и технологий обучения, рекомендуемых для формирования профессиональных компетенций студентов, на сегодняшний день, пока не решен вопрос оптимизации их применения в образовательной практике, адекватно компетентностному подходу к подготовке специалистов.

Важным условием выживания и работы человека в информационном мире становится овладением методом научного познания мира и исследовательским стилем мышления.

Исследовательский подход в обучении не является новым явлением в сфере педагогики. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине XVIII века, однако более 100 лет потребовалось, чтобы она стала востребованной педагогическим сообществом. Исследовательский подход в обучении — это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.

Для того чтобы деятельность студентов стала исследовательской, преподаватель должен решить ряд проблем по формированию творческого импульса в сознании студента, а затем обучить его принципам, методам, формам и способам научного исследования, основам профессионального знания и научного познания, дать возможность самореализоваться студенту через решение задач научного характера по индивидуальной теме.

Исследовательская работа — это система мероприятий, приобщающая к творческой деятельности, способствующая развитию инициативы, индивидуальных интересов студентов, которая повышает у студентов интерес к учебе, приобщая их к самостоятельной творческой деятельности. Результатом такой работы является повышение уровня подготовки будущих специалистов в области использования современных ингредиентов, добавок и вспомогательных материалов.

Актуальность изучения проблем мотивации исследовательской деятельности студентов, получающих высшее профессиональное образование, обусловлена несколькими причинами. С одной стороны, это причины социального порядка. В современных социально-экономических, культурных условиях к выпускнику ВУЗа предъявляются весьма высокие требования. Эти требования касаются не только полученных в процессе обучения знаний, некоторых профессиональных умений и навыков, но и способностей студента самостоятельно выстраивать свою деятельность, ориентироваться в изменяющихся условиях, учитывать различные факторы, имеющие значения для его деятельности, самостоятельно оценивать продукты труда и т. д. Другими словами, современный студент в ходе обучения должен овладеть навыками исследовательской деятельности на высоком уровне. С учетом актуальности проблем исследовательской деятельности студентов была поставлена цель рассмотреть особенности мотивация исследовательской деятельности студентов психологического факультета. Для достижения поставленной цели было проведено теоретическое и эмпирическое исследование. На основе анализа литературы был сделан вывод, что исследовательская деятельность это особый вид целенаправленной активности человека, направленной на получение новых знаний об окружающем мире, в основе которого лежат познавательные потребности, механизмы поисковой активности и исследовательское поведение. В целом же в основе исследовательской деятельности лежит врожденный ориентировочный рефлекс, который обеспечивает исследовательские потребности и поведение личности в окружающем мире. В современных культурных и социально-экономических условиях исследовательская деятельность выступает важнейшим условием интеграции личности в социальной среде и ее социального развития. Именно поэтому исследовательская деятельность сегодня рассматривается также как особая, актуальная образовательная технология. Нами была разработана анкета «Определение уровня готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности», которая была предложена студентам различных курсов обучения. Анкета содержит в себе блоки вопросов, каждый из которых направлен на оценку уровня сформированности определенного компонента готовности к научно-исследовательской деятельности. Далее рассмотрим данные блоки вопросов более подробно. В вопросах, нацеленных на диагностику мотивационного компонента готовности, респондентам предлагалось отметить наиболее значимые мотивы, побуждающие к занятию научно-исследовательской деятельностью (познавательные, профессионального развития, самоактуализации, получения материальных благ, морального поощрения, самореализации, социального одобрения, достижения успеха и др.). Ряд вопросов выявлял степень выраженности у респондентов интереса к тем или иным аспектами организации и осуществления научного исследования. Анкета, в свою очередь, содержит перечень открытых вопросов, в которых респондентов просят указать причины снижения мотивации к занятию научно-исследовательской деятельностью, предложить методы поддержки и стимулирования мотивации к осуществлению научного исследования и др. Также нами была использована «Методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной». В данной методике нас, прежде всего, интересовали шкалы «приобретение знаний» и «получение диплома». Применение методики «Мотивация учения студентов вуза» С. А. Пакулиной, М. В. Овчинникова [9] позволяет выявить степень выраженности внутренней учебно-познавательной мотивации студентов (мотивы поступления в вуз, познавательные мотивы, релевантные профессиональные мотивы).

Уровень владения исследовательскими умениями и навыками выявляла группа вопросов, в которых респондентам предлагалось провести их самодиагностику. К примеру, студентам предлагалось проанализировать какие умения и навыки осуществления научного исследования они усвоили лучше всего в процессе обучения в вузе. Респондентов просили ознакомиться с перечнем выделенных в анкете исследовательских умений и оценить уровень владения этими умениями (умение формулировать тему, цель и задачи исследования, разрабатывать диагностический инструментарий исследования, использовать справочно-библиографический аппарат библиотеки, умение организовывать тестирование, анкетирование, подготовить доклад по результатам выполненной работы и др. Анкета включала в себя и ряд заданий на демонстрацию умений и навыков работы с научной информацией. Например, респонденту предлагалась тема исследовательской работы, далее его просили сформулировать цель, объект, предмет предполагаемого исследования, спроектировать его основные этапы [9].

Диагностика уровня сформированности рефлексивного компонента готовности к научно-исследовательской деятельности осуществлялась с помощью перечня вопросов, в которых респондентам предлагалось оценить уровень своих рефлексивных умений, способность к анализу собственной научно-исследовательской деятельности (умение выявлять причины затруднений в организации и проведении исследования, умение осуществлять пошаговую организацию исследовательской деятельности, умение соотносить полученные результаты с целями исследовательской деятельности, понимать причины поведения другого субъекта в процессе совместной научно-исследовательской деятельности и др.). Также нами была использована методика А. В. Карпова «Диагностика Рефлексии», которая позволяет выявить уровень рефлексивности респондента (высокий, средний, низкий).

Литература:

1.      Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Прайм, 1991. — 180 с.

2.      Александрова Т. К. Организация и методическое сопровождение исследовательской деятельности студентов в процессе освоения ими курса педагогики // [Электронный ресурс] Интернет-Форум в рамках Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире». Режим доступа URL: http://kafedra-forum.narod2.ru

3.      Антонова С. Ю. Управление учебно-исследовательской деятельностью старшеклассников в современных социокультурных условиях: диссертация... кандидата педагогических наук. — Бийск, 2009.- 181 с.

4.      Артемьева Е. Ю., Вяткин Ю. Г. Психосемантические методы описания профессии. М.: Прайм, 2002. — 190 с.

5.      Бекасов О. Б. Становление профессионального самосознания студентов-политологов:Дис.... канд. психол. наук. — М.: 2002. — 190 c.

6.      Белых С. Л. Управление исследовательской активностью студента: Методическое пособие для преподавателей вузов и методистов / Под ред. А.С, Обухова. — Ижевск, УдГУ, 2008. — 196 с.

7.      Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Пси-фактор, 2002. — 186 с.

8.      Биянова Е. Б. Модель организации исследовательской деятельности учащихся основной школы // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I / Под общ.ред. Г. Д. Ахметовой.

9.      Петрова С. Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов [Текст] / С. Н. Петрова // Молодой ученый. — 2011. — № 10. Т.2. — С. 173–175

10.  Шадчин И. В. Методы оценки уровня готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности [Текст] / И. В. Шадчин // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 170–173.

Основные термины (генерируются автоматически): научно-исследовательская деятельность, исследовательская деятельность, умение, исследовательская деятельность студентов, деятельность студентов, исследовательская работа, исследовательский подход, научное познание, окружающий мир, уровень владения.


Ключевые слова

диагностика, научно-исследовательская деятельность студентов, уровень готовности, готовность студентов к научно-исследовательской деятельности., готовность студентов к научно-исследовательской деятельности

Похожие статьи

Научно-исследовательская деятельность студентов как...

В условиях социально-экономического реформирования, непрерывного обновления и развития системы образования под воздействием научно-технического и гуманитарного прогресса, конкуренции на рынке труда и образовательных услуг главной задачей образовательных...

Исследовательская деятельность студентов как фактор...

В условиях социально-экономического реформирования, непрерывного обновления и развития системы образования под воздействием научно-технического и гуманитарного прогресса, конкуренции на рынке труда и образовательных услуг главной задачей образовательных...

К вопросу об организации научно-исследовательской работы...

Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности.

Современные подходы к организации...

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — это решение ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, имеющей целью построение учеником субъективно нового знания.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность...

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студентов, уровень готовности, диагностика, готовность студентов к научно-исследовательской деятельности.

Компоненты культуры учебно-исследовательской деятельности...

Компоненты культуры учебно-исследовательской деятельности студентов младших курсов вуза.

Основные термины (генерируются автоматически): учебно-исследовательская деятельность, учебно-исследовательская культура, задача, научное познание, младший...

Применение исследовательского подхода к обучению как...

В современных условиях особое внимание в процессе обучения студентов уделяется становлению специалиста как субъекта научно-исследовательской работы, конкурентоспособного профессионала, владеющего опытом научно-творческой деятельности.

Формирование исследовательских умений обучающихся как...

исследовательская деятельность, профессиональное образование, умение, исследовательская работа, проблема, студент, профессиональная деятельность, выпускная квалификационная работа, выпускная работа...

Организация исследовательской деятельности...

Исследовательская деятельность обучающихся представляет собой деятельность учащихся, которая связан с решением им творческой исследовательской задачи, которая предполагает наличие основных этапов, свойственных для исследования в научной сфере...

Похожие статьи

Научно-исследовательская деятельность студентов как...

В условиях социально-экономического реформирования, непрерывного обновления и развития системы образования под воздействием научно-технического и гуманитарного прогресса, конкуренции на рынке труда и образовательных услуг главной задачей образовательных...

Исследовательская деятельность студентов как фактор...

В условиях социально-экономического реформирования, непрерывного обновления и развития системы образования под воздействием научно-технического и гуманитарного прогресса, конкуренции на рынке труда и образовательных услуг главной задачей образовательных...

К вопросу об организации научно-исследовательской работы...

Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности.

Современные подходы к организации...

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — это решение ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, имеющей целью построение учеником субъективно нового знания.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность...

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студентов, уровень готовности, диагностика, готовность студентов к научно-исследовательской деятельности.

Компоненты культуры учебно-исследовательской деятельности...

Компоненты культуры учебно-исследовательской деятельности студентов младших курсов вуза.

Основные термины (генерируются автоматически): учебно-исследовательская деятельность, учебно-исследовательская культура, задача, научное познание, младший...

Применение исследовательского подхода к обучению как...

В современных условиях особое внимание в процессе обучения студентов уделяется становлению специалиста как субъекта научно-исследовательской работы, конкурентоспособного профессионала, владеющего опытом научно-творческой деятельности.

Формирование исследовательских умений обучающихся как...

исследовательская деятельность, профессиональное образование, умение, исследовательская работа, проблема, студент, профессиональная деятельность, выпускная квалификационная работа, выпускная работа...

Организация исследовательской деятельности...

Исследовательская деятельность обучающихся представляет собой деятельность учащихся, которая связан с решением им творческой исследовательской задачи, которая предполагает наличие основных этапов, свойственных для исследования в научной сфере...

Задать вопрос