Авторы: Фазлова Эльвира Рустямовна, Давыдова Виктория Николаевна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 04.04.2016

Статья просмотрена: 144 раза

Библиографическое описание:

Фазлова Э. Р., Давыдова В. Н. Организация исследовательской деятельности с использованием ИКТ при изучении окружающего мира // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 245-248.



Современный мир отличается динамичным развитием во всех социально-значимых областях. Эти изменения требуют от человека овладения новыми технологиями. Это значит, что и в образовательном процессе тоже должны происходить изменения. Основа учебной деятельности ребенка заключается в грамотности. Современная грамотность, которая выросла из традиционных «писать, читать, считать», постоянно изменяет свои приоритеты и само содержание понятия «грамотность», и содержит элементы информационной культуры, технологий [3, с. 15–18].

Смена ведущей деятельности ребёнка в начальной школе с игровой на учебную происходит зачастую очень болезненно и сопровождается психологическими проблемами. Поэтому очень важно, чтобы на уроках учитель использовал игровые технологии [1, с. 87–93].

Но, как было сказано выше, современному человеку необходимо владение ИКТ. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет не только добавить в урок элементы игры, но и в увлекательной форме усвоить учебный материал. Игровые возможности компьютерной техники вместе с дидактическими способностями (обеспечение обратной связи, наглядное представление информации, индивидуальный стиль работы и др.) дают возможность обеспечения более плавного подхода к учебной деятельности [5, с. 51–59].

Большая часть УУД не развиваются достаточно хорошо в рамках обычного урока, не используются учащимися во внеурочной деятельности, и их практическая ценность утрачивается. В связи с этим на уроках необходимо организовывать исследовательскую деятельность [9, с. 112–116].

Исследовательская деятельность обучающихся представляет собой деятельность учащихся, которая связан с решением им творческой исследовательской задачи, которая предполагает наличие основных этапов, свойственных для исследования в научной сфере, нормированную, исходя из принятых в науке традиций:

– Постановку цели, выявление проблемы;

– Изучение литературы, посвящённой данной проблематике;

– Подбор методик исследования и практическое овладение ими;

– Сбор накопленного в ходе исследования материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы [11, с. 91–99].

Целью применения ИКТ в исследовательской деятельности является повышение качества обучения. В свою очередь, качество обучения представляет то, для чего работает исследователь.

Благодаря компьютерным технологиям решаются следующие задачи:

– — регулярное самообразование, а также повышение педагогического мастерства в связи с нахождением в состоянии постоянного поиска;

Лабиринт – — формирование «новой грамотности», которая предполагает высокую самостоятельность учащихся в работе с информационными данными;

– — внедрение индивидуализации образования путем применения дифференцированного подхода — такой подход характерен для учащихся с трудностями в обучении, которым необходимы особые формы предъявления материала, а также одаренным детям;

– — изменение методов и форм учебной деятельности;

– — объединение урочной и внеурочной деятельности;

– — организация воспитательной деятельности на более высоком информационном уровне [9, с. 118–125].

Рассмотрим практическое применение ИКТ при изучении окружающего мира.

Для более эффективного внедрения ИКТ можно:

– — создание слайд-презентаций;

– — подготовить индивидуальные карточки для обучения;

– — создать флэш-анимации к учебнику;

– — использовать готовые электронные учебные материалы;

– — подготовить дополнительный материал.

В целях эффективного внедрения ИКТ в исследовательскую деятельность, кабинет, в котором осуществляются уроки окружающего мира, должен содержать такое оборудование, как: компьютер, мультимедийный проектор, а также интерактивная доска [3, с. 81–88].

Лабиринт Довольно интересным является учебник А. А. Плешакова «Мир вокруг нас». В нем множество интересных иллюстраций, которые помогают привлекать внимание детей к наиболее важным моментам изучения каждой темы. На уроках, зачастую, предлагается широко использовать наглядный материал. Важно подготавливать наглядный материал на компьютере, к примеру, давать возможность персонажам учебника двигаться благодаря мышке. Такие «ожившие» картинки дают возможность ребятам лучше осваивать новый материал и повышают интерес к предмету [8, с. 34–39].

Важно постоянно совершенствовать систему слайдов-презентаций для уроков окружающего мира 1–4 классов. К примеру, можно подготовить такие материалы, как:

– — «Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?» — для ребят 1 класса;

– — «Природные зоны нашей страны» — для ребят 4 класса;

– — «Охрана животных» — для ребят 3 класса;

– — тест по теме «Лес и человек» — для ребят 4 класса и др.

Важно также подбирать интересный иллюстративный материал:

– — «Разнообразие природы»;

– — Цветы садов и полей»;

– — «Хорвард лепестков»;

– — «Овощи»;

– — «Зимующие и кочующие птицы» и др. [3, с. 71–79]

Кроме созданных самостоятельно материалов электронных уроков можно использовать также электронно-учебные пособия. Одним из таких пособия является «Мир природы. Наглядное пособие по естествознанию младших школьников» [6]. Данное пособие охватывает ряд особо интересных тем об окружающем мире, а также его разнообразии, неповторимости и изменчивости:

Лабиринт – — смена времен года, дня и ночи;

– — процессы размножения и распространения цветковых растений;

– — вопросы, связанные с формой Земли, а также ориентированием на местности;

– — изучение трех состояний воды, круговорота воды в природе и т. д. [6]

Данное пособие благодаря наглядным анимациям, динамическим рисункам, схемам и таблицам, красочным фотографиям дает возможность ребятам понимать таинственные законы природы. Все материалы сопровождаются дикторским комментарием, что делает работу намного интересней и познавательней.

Такой раздел как «Проверь себя» содержит красочные развивающие интерактивные задания по различным темам, помогающим закрепить, а также повторить некоторые темы, развить внимание, усидчивость, воображение детей [6].

Немаловажна и универсальность пособия, что помогает активизировать исследовательскую деятельность учащихся, а также обеспечить высокий уровень визуализации учебного процесса, позволяющая проводить уроки в виде интерактивного обучения [6].

Другим мультимедийным учебником, который может стать эффективным средством использования на уроках является «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир» [12, 13]. Благодаря ему дети могут не только ознакомиться с окружающим миром, но и с правилами безопасного взаимодействия с ним. Учебный материал представляется здесь в игровой форме, которая особо подходит для детского воспитания. Многочисленные задания, выполняемые учеником при общении с анимированным персонажем, дают возможность не только легко и прочно усвоить материал школьной программы, но и дают стимул к развитию внимания и логического мышления. Учебники включают весь образовательный материал предмета «Окружающий мир» начальной школы [12, 13].

Следующим интересным пособием мультимедийного характера является программа «Мультипликационные времена года с тетушкой Совой» [7]. В данной программе кроме обучения новому материалу, ребята могут почитать видеокнижку А. Валевского обо всех 12-ти месяцах в году, и используя караоке спеть полюбившиеся песни [7].

Довольно интересным является игра от компании «Бука» — «Пятачок сдает экзамен по анатомии» [10]. Данное пособие позволит освоить знания по анатомии, а также проверить их прочность, получить консультацию, сдать экзамен на «отлично» [10].

Указанные мультимедийные пособия не подменяют никаким образом имеющиеся учебно-методические комплексы. Они выступают эффективным дополнительным средством, которое дает возможность обеспечения качественного обучения в сочетании с учебниками, а также рабочими тетрадями, раздаточным материалом. Эпизодическое применение интерактивной доски, а также разнообразная учебная деятельность выступают залогом здоровьесберегающего эффекта обучения, значительно влияют на эмоциональный фон урока, помогают оптимизации учебной нагрузки.

Использование интерактивной доски — это неотъемлемый помощник в привитии интереса к предмету и формировании коллективной работы класса. Ведь применение различного вида магнитных ручек, лазерных указок, а также «волшебных» палочек дает возможность развиваться не только логике, творческому мышлению, моторике и координации ребенка, но и способствует возврату его назад для просмотра, где были пущены ошибки и анализа своей работы.

Применение информационно-коммуникационных технологий дает возможность преподавателю перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, когда ученик становится активным субъектом учебной деятельности. Это дает возможность осознанно осваивать знания учащимися [9, с. 56–61].

Лабиринт Не менее важно использовать ИКТ при подготовке к уроку, что включает в себя:

– — обработку текстовой, графической, цифровой, звуковой информации благодаря соответствующему программному обеспечению в целях подготовки дидактических материалов к уроку (таблицы, индивидуальные карточки, иллюстрации, схемы, чертежи и др.);

– — осуществление поиска нужной информации в сети Интернет в процессе подготовки к урокам, а также внеклассовым мероприятиям по предмету [11, с. 18–19].

Применение ИКТ в процессе урока также является важным аспектом исследовательской деятельности в данной сфере. На уроках ИКТ могу применяться по-разному. Форма работы может быть как групповой, так и индивидуальной и фронтальной. К примеру, при работе с тренажером ученик может выполнять задания самостоятельно.также можно организовать групповую работу, в процессе которой преподаватель будет демонстрировать на экране отдельные эпизоды, моменты тренажера. Затем после каждого эпизода все ученики по очереди делают упражнения, при необходимости с подсказкой учителя [3, с. 16–19].

Учащихся начальных классов можно вовлекать не только в применение информационных ресурсов, но и в их создание. Естественно, возраст накладывает определенные ограничения на формирование такой деятельности. Но начинать такую работу важно именно с начальных классов. Все дело в том, что в младшей школе закладывается ряд ценностей, личных качеств и отношений. Если данное обстоятельство не будет учтено и возраст будет рассмотрен как малозначимый фактор, то нарушится преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности учащихся. Современный младший школьник замечательно знает компьютер (даже иногда лучше, чем взрослые), но он относится к нему, как к игрушке. И тут встает задача, показать, насколько это мощный инструмент познания, который дает возможность открыть мир. Ученикам зачастую можно давать задания для создания, к примеру, дополнительного материала по различным темам окружающего мира: «Животный мир Земли», «Растениеводство в нашем крае», «Эти удивительные растения», «Пробуем перо», «Хоровод лепестков (лекарственные растения» др. Данный материал может содержать в себе не только фактический материал по теме, но и загадки, стихотворения, кроссворды [11, с. 17–24].

На современном этапе все больше внимания необходимо уделять не столько получению готовых фактических знания, сколько развитию и совершенствованию у ребят умения получать эти знания самостоятельно (или почти самостоятельно с незначительным использованием фактических данных). Такому развитию могут служить исследовательские проекты. Так, к примеру, можно дать задание для исследования «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», где ученикам необходимо будет провести исследование. Выполнение такого вида исследовательской работы может решить вопросы, в процессе которых учащиеся:

– — будут уметь работать с дополнительной литературой (Интернет, справочник, энциклопедия);

– — расширят свое информационное поле;

– — сформируют орфографическую зоркость в процессе обработки подобранного материала;

– — приобретут навыки работы с компьютером;

– — будут уметь работать в парах, группах и развивать своих творческие способности [5, с. 18–19].

Подводя итог, можно отметить, что при исследовании применения ИКТ при изучении окружающего мира было выявлено, что наибольший интерес у детей вызывают именно уроки, где используются ИКТ.

Исследуя опыт использования ИКТ на уроках, рассматривая множество материалов по теме, можно четко сказать, что применение ИКТ дает возможность:

Лабиринт – — проведения уроков на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

– — активизации познавательной деятельности учащихся;

– — усовершенствования контроля знаний;

– — обеспечения высокой степени дифференциации обучения;

– — рациональной организации учебного процесса, а также повышения эффективности урока;

– — повышение объема выполняемой на уроке работы;

– — обеспечение доступа к различного вида справочникам, электронным библиотекам, а также другим информационным источникам;

– — формировать навыки исследовательской деятельности [6, с. 18–22].

Контрольные и проверочные работы по окружающему миру являются следствием положительной динамики усвоения знаний, а также общего уровня информированности.

Литература:

  1. Базовые и прикладные информационные технологии: Учебник / В. А. Гвоздева. — М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 384 с.
  2. Волкова А. И. развитие творческих способностей учащихся. — М.: Просвещение, 1994.
  3. Гафурова, Н. В. Методика обучения информационным технологиям. Практиум [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Н. В. Гафурова, Е. Ю.Чурилова. — Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. — 181 с.
  4. Интернет в гуманитарном образовании // под. ред. Полат Е. С. — М.: Владос, 2001.
  5. Информационные технологии в науке и образовании: Учебное пособие / Е. Л. Федотова, А. А. Федотов. — М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 336 с.
  6. Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире. Наглядное пособие по естествознанию для младших школьников. — Новый диск.
  7. Мультипликационные времена года с тетушкой Совой. Обучающая программа для детей от 2-х до 7-ми лет.
  8. Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Программа и тематическое планирование для начальной школы. — М.: Просвещение, 2007.
  9. Преподавание информационных технологий в школе [Электронный ресурс]: методическое пособие / О. Б. Богомолова.—2-е изд. (эл.).—Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 422 с.) и доп. (1 файл rar, 884 Мбайт) дан.—М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
  10. “Пятачок сдаёт экзамен по анатомии. 5–13 лет”. Игры для детей от компании “Бука”: www.buka.ru.
  11. Система формирования учебной деятельности младших школьников/Вергелес Г. И., 3-е изд. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 168 с.
  12. Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1–4 кл.
Основные термины (генерируются автоматически): окружающего мира, учебной деятельности, изучении окружающего мира, эффективного внедрения ИКТ, исследовательской деятельности, применение ИКТ, исследовательскую деятельность, применения ИКТ, практическое применение ИКТ, уроках ИКТ, владение ИКТ, Целью применения ИКТ, Наглядное пособие, возможность ребятам, внеурочной деятельности, уроках окружающего мира, использованием ИКТ, Использование ИКТ, деятельности учащихся, наглядный материал.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос