Автор: Фаритов Анатолий Тависович

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (134) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 30.12.2016

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Фаритов А. Т. Модель формирования исследовательской компетентности учащихся // Молодой ученый. — 2016. — №30. — С. 410-413.



В статье автор рассматривает в свете новой парадигмы школьного образования ключевые компетенции учащихся, выделяя из них исследовательскую компетенцию и ее формирование через универсальные учебные действия учащихся в их тесном взаимодействии с педагогом.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции, исследовательская компетентность, универсальные учебные действия, федеральный образовательный стандарт, взаимодействие учителя и педагога

Прежде чем, рассмотреть модель формирования исследовательской компетенции учащихся, необходимо остановиться на компетентностном подходе в целом и понятии компетенции как таковой.

Компетентностный подход в обучении всегда был в обсуждаемом поле научного сообщества, но особую актуальность он приобрел с кардинальными изменениями в системе общего образования, в связи с утверждением в 2010 г. образовательной инициативы «Наша новая школа», с принятием Закона «Об образовании» в 2011 г., с началом перехода на новые ФГОС в 2012 г, утверждением Государственной программы РФ «Развитие образования на 2013–2020 гг». в 2013 г.

Компетентностный подход рассмотрен во многих исследованиях отечественных ученых: А. Г. Бермус, И. А. Зимняя, Г. Б. Голуб, В. В. Краевский, О. Е. Лебедев, А. В. Хуторский и и др. Единства во мнениях ученых в отношении компетентностного подхода и компетенций нами не обнаружено.

А. В. Хуторский рассматривает компетентностный подход как подход, который акцентирует внимание на результате образования, причём результатом образования становится не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, а компетенции он рассмотрел в самом общем виде, дав свободу учителям — предметникам самостоятельно формировать компетенции учащихся в зависимости от возраста учащихся и специфики предмета, включая в компетенцию знания, умения, навыки и способы деятельности, в их совокупности, которые задают ориентиры для продуктивной деятельности учащихся [9,c.59].

И. А. Зимняя определяет ключевые компетенции с условной разбивкой на три группы: компетенции, которые относятся непосредственно к человеку как личности; компетенции, которые относятся к взаимодействию человека и социальной сферой; компетенции, которые относятся к деятельности человека [2,c.38].

Ключевые компетенции учащихся, выделяемые исследователями — это: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, личностного самосовершенствования.

В нашем понимании компетентностный подход в обучении учащихся как один из элементов модернизации школьного образования, который включает в себя ключевые компетенции, позволяющие учащимся самостоятельно решать практические задачи с применением как полученных теоретических знаний, так и собственного социального опыта.

Что касается непосредственно исследовательской компетенции, то можно выделить следующую ее специфику.

А. М. Митяева, Е. В. Феськова и др. рассматривают исследовательскую компетентность как компетентность, в основе которой находятся знания, умения, навыки, способы деятельности, образованность в целом, С. А. Курушкина, С. Н. Лукашенко и др. в ее основе видят способности учащихся, С. А. Курушкина, А. М. Митяева, Е. В. Феськова, С. Н. Лукашенко и др. рассматривают исследовательскую компетенцию, как приобретенную в процессе исследовательской и познавательной деятельности учащихся, которая позволяет усвоить и получить систему новых знаний, расширить его объем, найти свое место в мире [3;4;5;8].

Исследовательскую компетентность учащихся стоит рассматривать в их способности добывать и осваивать новые знания, а также применять базовые знания, умения, навыки и способы деятельности в нестандартных для них ситуациях, проявляя при этом самостоятельность.

Рассматривая формирование исследовательской компетентности при изучении курса «Информатика» в первую очередь необходимо учитывать, те результаты обучения, которые отражены в ФГОС.При изучении курса «Информатика» у учащихся необходимосформировать:

представления о социальных, культурных и исторических факторах ее становления;

основы логического мышления;

умения применять полученные знания при решении различных задач;

представления о роли информатики и информационных компьютерных технологий в современном обществе, понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;

представления о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе;

понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных технологий;

принятие этических аспектов информационных технологий;

осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение информации.

Вот именно на вышеперечисленные результаты и должна формироваться исследовательская компетентность учащихся при изучении курса «Информатика».

Как правильно отмечает Г. А. Асмолов, методологическая основа нового федерального образовательного стандарта базируется на системно-деятельностном подходе, позволяющем выделить основные результаты обучения и создать оптимальные универсальные учебные действия (УУД) [1, с.3].

В федеральном государственном образовательном стандарте выделяются такие универсальные учебные действия, которые проявляются в способности учащегося осознавать, исследовать и принимать жизненные ценности и смыслы — личностные УУД; в способности учащихся управлять своей учебно-познавательной деятельностью — регулятивные УУД; в системе способов познания окружающего мира и совокупности операций по обработке, систематизации, обобщении и использовании полученной информации — познавательные УУД и способности учащегося осуществлять коммуникативную деятельность — коммуникативные УУД.

Вот именно через универсальные учебные действия рассмотрим модель формирования исследовательской компетенции учащихся, принимая во внимание позицию молодого исследователя Е. А. Пустовит [7, c.367].

Исследовательская компетенция включает в себя:

исследовательские способности учащихся, состоящих из универсальных учебных действий:

личностных, и к ним мы относим саморазвитие, саморегуляцию, самоконтроль и самооценку:

регулятивных, и к ним мы относим все компоненты, которые связаны с организацией исследовательской деятельности учащихся;

познавательных, и к относятся моделирование, выбор учащимися наиболее эффективных способов решения задач, работу с информацией;

коммуникативных, и к ним относятся, правила общения, реализацию речевой деятельности как в устной так и в письменной формах.

При формировании исследовательской компетентности учащихся огромную роль играет учитель в их совместной деятельности. Разделяя мнение В. Я. Лядиус, которая определила основные условия эффективного взаимодействия учащегося и учителя, которые мы относим и к формированию исследовательской компетентности [6,c.37]. Во — первых, участники педагогического процесса включаются в исследовательскую деятельность с самого его начала, во — вторых, учащиеся и учитель совместно планируют систему промежуточных исследовательских, творческих и репродуктивных задач, в — третьих, сотрудничество определяется собственным вкладом в исследовательскую деятельность, в — четвертых, действия между учителем и учащимися разделены и поддерживаются путем саморегулирования и самопобуждения. Таким образом, можно говорить, что при такой организации исследовательской деятельности выполняются такие функции как: адаптационная, обучающая, воспитывающая, развивающая, диагностическая.

Адаптационная функция видится в субъектно-объектных отношений, т. е. отношений между учителем и учащимся, своеобразная стратегия взаимодействия межу ними в процессе исследовательской деятельности.

Обучающую функцию такого взаимодействия необходимо рассматривать через реализацию полученных знаний в конкретную исследовательскую деятельность.

Воспитывающая функция проявляется в мотивации как учителя так и ученика к исследовательской деятельности, в культуре общения, навыках работы в коллективе.

Развивающую функцию мы рассматриваем через совместную деятельность учителя и ученика мыслить и действовать как исследователя.

Рефлексивную функцию необходимо рассматривать в возможности оценки личных и профессиональных качеств как учеником, так и учителем в совместной исследовательской деятельности.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что исследовательская компетентность учащихся, в том числе при изучении курса «Информатика», формируется на основе четырех базовых универсальных учебных действий: личностных; регулятивных, познавательных и коммуникативных в тесном взаимодействии учащихся и педагога.

Литература:

  1. Асмолов Г. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ Г. А. Асмолов, Г. В. Бурменская И. А. Володарская и др. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с.
  2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования/ И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34–42.
  3. Курушкина С. А. Использование дистанционных технологий для формирования учебно- исследовательской компетентности/ С. А. Курушкина // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2011. — № 4. — С. 25–27.
  4. Лукашенко С. Н. Развитие исследовательской компетентности студентов ВУЗа в условиях многоуровней подготовки специалистов: Автореферат … канд. пед. наук: 13.00.01./ С. Н. Лукашенко. — Тюмень, 2012. — 27 с.
  5. Митяева А. М. Компетентностная модель многоуровнего высшего образования (на материале формирования учебно-исследовательской компетентности бакалавров и магистров): Автореферат … канд. пед. наук. 13.00.08/ А. М. Митяева. — Волгоград, 2007. — 43 с.
  6. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. М: НИИОП АПН, 1990. — 92с.
  7. Пустовит Е. А.Теоретические основы формирования учебно-исследовательской компетентности учащихся общеобразовательной школы/Е. А. Пустовит//Вектор науки Тольяттинского государственного университета.- 2013. -№ 1 (23). -С. 365–369.
  8. Феськова Е. В. Становление исследовательской компетентности учащихся в дополнительном образовании и профильном обучении: Дис. … канд. пед. наук. 13.00.01./ Е. В. Феськова. — Красноярск, 2005. — 210 с;
  9. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования/ А. Хуторский//Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58–64
Основные термины (генерируются автоматически): компетенции учащихся, универсальные учебные действия, исследовательской компетенции учащихся, исследовательской компетентности, исследовательской деятельности, формирования исследовательской компетенции, компетентность учащихся, исследовательской компетентности учащихся, деятельности учащихся, способности учащихся, ключевые компетенции, исследовательская компетентность учащихся, Ключевые компетенции, ключевые компетенции учащихся, Ключевые компетенции учащихся, модель формирования исследовательской, изучении курса, универсальных учебных действий, исследовательской деятельности учащихся, исследовательскую деятельность.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос