К вопросу о формировании этнокультурной компетентности личности современного педагога
Авторы: Прокопьева Юлия Александровна, Лавренко Ирина Валерьевна, Ян Наталья Анатольевна, Михалёва Ирина Валерьевна, Заваленкова Надежда Петровна, Тен Наталья Дюнмановна, Попова Дарья Сергеевна, Сорокина Елена Андреевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XLVI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, март 2023)
Дата публикации: 19.03.2023
Статья просмотрена: 29 раз
Библиографическое описание:
К вопросу о формировании этнокультурной компетентности личности современного педагога / Ю. А. Прокопьева, И. В. Лавренко, Н. А. Ян [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 24-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/483/17857/ (дата обращения: 16.12.2024).
Ключевые слова: этническая идентичность, стереотип, полиэтническая среда, психологическая адаптация, этническая общность, этническая толерантность.
Человек, реализуя свои природные, социальные возможности (самоактуализация, саморазвитие) и потребности в соответствии с этическими нормами, отношениями, устанавливает взаимосвязь внешней среды со своим внутренним миром, по мнению К. А. Абульхановой-Славской.
В контексте выработки взгляда на определенный тип поведения представителей этногруппы, актуальной для полиэтнической среды, является этнокультурная компетентность как свойство личности, выражающегося в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре и реализующееся через умения, навыки и модели поведения. Это способствует эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию, как одной из ключевых компетенций педагогических работников, в том числе, работающих с детьми дошкольного возраста. (А. Е. Шабалдас).
По мнению Т. Г. Стефаненко, этнокультурную компетентность необходимо рассматривать как проявление этнической толерантности. Актуальным являются направления деятельности по взаимодействию и повышению профессионализма педагогических работников те формы работы, которые содействует расширению этнического опыта личности педагога, понимание происхождения источников и последствий нетерпимого отношения к людям иной национальности, это позволяет достигать согласования разнородных интересов и точек зрения, присущих этническим группам и их представителям без применения давления на основе компромиссного, приемлемого для всех решения, что является одной из актуальных компетенций современного педагогического работника.
В ходе психолого-педагогических исследований психологами выявлены внешние и внутренние детерминанты этнической толерантности.
Внутренние детерминанты:
– индивидуальные свойства личности (возраст, пол, темперамент);
– индивидуально-типологические свойства личности (самооценка, потребности, тип поведения в конфликтной ситуации, тип межличностных отношений).
Внешние детерминанты:
– политическая обстановка в государстве;
– особенности социально- исторического образа жизни;
– особенности среды проживания субъекта;
– профессиональная ориентация субъекта;
– миграционные процессы в стране.
Кроме того, в психологии выявлены механизмы инкультурации и аккультурации:
– механизм инкультурации — процесс вхождения в культуру своего народа (усвоение норм, установок, стереотипов, ценностей своего народа);
– механизм аккультурации — процесс взаимовлияния людей с определенной культурой друг на друга и результат этого влияния, выражающийся в изменении паттернов культуры этнических групп.
Также во взаимодействии представителей разных этнических групп проявляется этническая идентичность. По мнению Т. Г. Стефаненко этническая идентичность проявляется в переживании отношений «Я» личности и этнической среды — своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других. Это самоактуализация, достигаемая индивидом в процессе конкретизирования образа окружающего мира и своего места в нем.
В структуре этнической идентичности выделяют такие компоненты, как:
– когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом, аффективный (чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней),
– поведенческий (проявление себя членом определенной группы) (Л. М. Дробижева).
По мнению В. И. Любимова, одним из ведущих критериев оценки уровня культуры человека выступает способность к восприятию информации, пониманию смысла. Понимание является связующим звеном между конкретными видами и формами знания в освоении новых сфер деятельности, с одной стороны, и мировоззренческими структурами с другой.
Для педагога важным является осознание его личностью переживаний, возникающих вследствие влияния этнических стереотипов.
Структура этнической идентичности включает компоненты:
– когнитивный (содержание авто- и гетеростереотипов, самоидентификация)
– аффективный (чувство принадлежности к этнической общности, выраженность этноцентризма, проявляющиеся в направленности этнических аттитюдов и этнических стереотипов).
– поведенческий.
В зарубежной психологии в работах Дж. Байема, К. Макколи, К. Скитта и др. в стереотипах рассматривается функция защиты ценностей индивида, его социальной идентичности. В данном контексте предназначение стереотипов — установить отношения группы внутри самой группы, создав образ, позволяющий обеспечить некоторую целостность социальной общности.
Термин «стереотип» происходит от греческих слов stereos твердый и typos-отпечаток. Первоначально оно появилось в полиграфии для обозначения печатной формы-копии с типографского набора. В обыденной жизни понятие «стереотип» употребляется довольно часто как синоним слов «шаблон» или «стандарт».
В этнопсихологических исследованиях стереотип раскрывается как суждение, убеждение, образ, отражение различных элементов социальной действительности. Т. Г. Стефаненко раскрывает понятие стереотипа как явления обыденного сознания, основанного на стремлении человека свести проявления мира к определенным категориям и, на основе которых строится восприятие, понимание и оценка явлений.
Л. М. Дробижева рассматривает стереотип как вид социальной установки, ценностей, значимых для личности, проявляющейся в четко и устойчиво выраженной, фиксированной форме.
Существует классификация стереотипов, в основе которой заложен социальный аспект:
– антропологические (оценка на основе антропологических особенностей);
– этнонациональные (принадлежность к расе, нации, этнической группе и другие);
– социально-статусные (социальный статус);
– социально-ролевые (ролевая функция);
– экспрессивно-эстетические (внешняя привлекательность);
– вербально-поведенческие (особенности речи, мышления) [10].
Формирование групп стереотипов происходит по критериям:
– по эмоциональной окрашенности — на позитивные и негативные;
– по объекту стереотипизации — на этнические, гендерные, расовые и другие;
– по сферам общественной жизни — на индивидуальные, семейные и др.;
– по специфике деятельности — на мыслительные, закрепляющие представления об объекте или явлении;
– по поведенческим особенностям — фиксирующие поведенческий навык.
Кросс-культурные исследования этнических стереотипов указывают на зависимость межличностного восприятия, познания людей друг другом от установок, выраженных в пословицах, поговорках, скороговорках, сказках и преданиях, задаваемых особенности взаимодействия людей. Пример тому может быть «нормальная» для североамериканцев дистанция между партнерами в разговоре, воспринимаемая латиноамериканцами как дистанция отчужденности и незаинтересованности (Е. Т. Наll).
В условиях своей этнокультурной традиции происходит «врастание» человека в культуру «само собой», без противоречивых усилий человека через обряды и ритуалы.
Этические и эстетические суждения человека формируются на основе интерпретации мировой взаимосвязи и должного положения человека в мире. В условиях многообразия культурных традиций для человека возможна альтернатива:
– либо формируется активное и креативное сознание, которое постоянно через алгоритмы, задаваемые определенными культурами, воссоздает мысленный мир, свое место в мире, объясняет различные явления;
– либо проявляется стремление «спрятаться» в готовых, предрешенных смыслах мира, жизни, деятельности, задаваемых национальной самобытностью, религией или политическим учением (В. В. Базов).
Активность и самостоятельность современного человека в присвоении культуры проявляются не столько в приобщении личности к тем или иным ценностям этноса, сколько в рефлексивном самоопределении личности в ценностно-смысловом пространстве этноса. Результат такого самоопределения — референтный психологический образ этничности, в соответствии с которым личность формирует всю систему этнического самосознания и поведения (С. В. Саакян).
Экспериментально выявлено, что когнитивный компонент этнического стереотипа как субъектное содержание знания о каком-либо народе является более устойчивым при взаимодействии с представителями этого народа, чем эмоциональный и оценочный. При успешной совместной деятельности представителей разных народов эмоциональные и оценочные компоненты этнического стереотипа могут изменяться. При значительном изменении этнических стереотипов до и после взаимодействия с представителями конкретных национальностей этнические стереотипы остаются явлением, в большой степени определяющим взаимоотношения (А. С. Филиппов).
Таким образом , понятие психологической адаптации можно рассматривать как процесс активного приспособления индивида к новым условиям, требующий от личности усвоения определенных норм и ценностей, осознания необходимости формирования новых моделей поведения, оптимальных для среды, в которой оказывается индивид. В условиях адаптации в полиэтнической среде возникает необходимость осознания влияния этнических стереотипов на поведение индивида.
Теоретический анализ позволил выделить показатели психологической адаптации: степень эмоционального комфорта, тревожности, самопринятие, принятие других, интернальность, социометрический статус.
Своеобразие психологической адаптации педагогов к работе в образовательных учреждениях в полиэтнической среде обусловлено, как можно полагать, этническими стереотипами.
Литература:
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. — 330 с.
- Дробижева, Л. М. Историческое самосознание как часть национального самосознания народов // Традиции в современном обществе: исследование этнокультурных процессов: сб. ст. / АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая; отв. ред. Л. М. Дробижева, М. С. Кашуба. — М., 1990. — С. 226–233.
- Дробижева, Л. М. Социальные параметры межэтнической стабильности и напряженности / Л. М. Дробижева, И. М. Кузнецов // Мир России. — 2000. — № 4. — С. 149–170.
- Стефаненко, Т. Г. Методы подготовки к межкультурному взаимодействию / Т. Г. Стефаненко, Е. И. Шлягина, С. Н. Ениколопов. — М.: МГУ, 1993. — С. 55–78.
- Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология: практикум: учебное пособие для студентов вузов / Т. Г. Стефаненко. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 208 с.
- Шабалдас, А. Е. Теория и практика формирования личности школьника в полиэтнической среде: дис…д-ра пед. наук / Шабалдас А. Е. — Ставрополь, 2005. — 319 с.
Ключевые слова
стереотип, этническая идентичность, этническая толерантность, психологическая адаптация, полиэтническая среда, этническая общностьПохожие статьи
К вопросу о формировании мультикультурной компетентности будущих педагогов
В статье рассматривается проблема формирования мультикультурной компетентности будущих педагогов, как фактору обеспечения гармонизации межнациональных отношений. Предпринята попытка диагностики некоторых составляющих мультикультурной компетентности п...
Межкультурная сенситивность и этническая идентичность в поликультурной среде вуза
В статье рассматривается феномен межкультурной сенситивности, обосновывается актуальность его изучения и представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи межкультурной сенситивности и типов этнической идентичности у студентов. Выявлены ...
Этнопедагогические аспекты в формировании интеллектуальной нации
В научной статье рассматриваются этнопедагогические аспекты современной системы образования и важная роль привития национальных духовных качеств в воспитании подрастающего поколения.
Культурно-исторический анализ возникновения социально-психологических феноменов «толерантность» и «межэтническая толерантность»
В работе представлена историческая реконструкция формирования толерантного мышления людей, описаны культурные нормы, повлиявшие на развитие толерантности в истории и межэтнической толерантности как частного феномена.
Формирование этнической толерантности и гражданской идентичности как фактора успешной интеграции подростков-мигрантов в образовательную среду
В работе описаны результаты исследования по проблеме этнической толерантности и гражданской идентичности, а также опыт практического внедрения программы «Мы вместе», общей целью которого является формирование толерантности и гражданской идентичности.
Модернизация этнической культуры через билингвизм
В работе представлено теоретико-экспериментальное исследование влияния второго языка на развитие этнической культуры: повышение уровня субъективного контроля, усвоение современных моделей поведения социально активной личности с ответственностью за со...
Трансформации этнической идентичности студенческой молодежи
В статье представлены результаты изучения трансформаций этнической идентичности студенческой молодежи. Установлена значимость этничности для студентов-представителей разных национальностей; выявлена связь между актуальностью этничности и трансформаци...
К вопросам формирования межкультурной компетенции студентов
В данной статье рассматриваются идеи реализации диалога культур в высшем образовании с целью формирования конкурентоспособной личности в современном, глобализирующемся мире.
Похожие статьи
К вопросу о формировании мультикультурной компетентности будущих педагогов
В статье рассматривается проблема формирования мультикультурной компетентности будущих педагогов, как фактору обеспечения гармонизации межнациональных отношений. Предпринята попытка диагностики некоторых составляющих мультикультурной компетентности п...
Межкультурная сенситивность и этническая идентичность в поликультурной среде вуза
В статье рассматривается феномен межкультурной сенситивности, обосновывается актуальность его изучения и представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи межкультурной сенситивности и типов этнической идентичности у студентов. Выявлены ...
Этнопедагогические аспекты в формировании интеллектуальной нации
В научной статье рассматриваются этнопедагогические аспекты современной системы образования и важная роль привития национальных духовных качеств в воспитании подрастающего поколения.
Культурно-исторический анализ возникновения социально-психологических феноменов «толерантность» и «межэтническая толерантность»
В работе представлена историческая реконструкция формирования толерантного мышления людей, описаны культурные нормы, повлиявшие на развитие толерантности в истории и межэтнической толерантности как частного феномена.
Формирование этнической толерантности и гражданской идентичности как фактора успешной интеграции подростков-мигрантов в образовательную среду
В работе описаны результаты исследования по проблеме этнической толерантности и гражданской идентичности, а также опыт практического внедрения программы «Мы вместе», общей целью которого является формирование толерантности и гражданской идентичности.
Модернизация этнической культуры через билингвизм
В работе представлено теоретико-экспериментальное исследование влияния второго языка на развитие этнической культуры: повышение уровня субъективного контроля, усвоение современных моделей поведения социально активной личности с ответственностью за со...
Трансформации этнической идентичности студенческой молодежи
В статье представлены результаты изучения трансформаций этнической идентичности студенческой молодежи. Установлена значимость этничности для студентов-представителей разных национальностей; выявлена связь между актуальностью этничности и трансформаци...
К вопросам формирования межкультурной компетенции студентов
В данной статье рассматриваются идеи реализации диалога культур в высшем образовании с целью формирования конкурентоспособной личности в современном, глобализирующемся мире.