Формирование этнической толерантности и гражданской идентичности как фактора успешной интеграции подростков-мигрантов в образовательную среду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 04.02.2016

Статья просмотрена: 381 раз

Библиографическое описание:

Болли, В. И. Формирование этнической толерантности и гражданской идентичности как фактора успешной интеграции подростков-мигрантов в образовательную среду / В. И. Болли, Р. Р. Туктарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 988-990. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25713/ (дата обращения: 19.11.2024).



 

В работе описаны результаты исследования по проблеме этнической толерантности и гражданской идентичности, а также опыт практического внедрения программы «Мы вместе», общей целью которого является формирование толерантности и гражданской идентичности.

Ключевые слова: социокультурная адаптация, миграция, этническая толерантность, гражданская идентичность, межнациональные отношения.

 

Краснодарский край Российской Федерации достаточно типичный многонациональный регион. В настоящее время здесь проживает около 126 представителей различных этносов, доля мигрантов в составе населения возросла в последнее десятилетие. Возникли и имеют тенденцию к обострению проблемы взаимодействия мигрантов и местного населения, имеющие характер межэтнической напряженности и конфликтов. И это отношение к мигрантам транслируется в учебные заведения, затрагивая детей мигрантов, что не может не отражаться на процессе их школьного обучения и на их установки в отношении послешкольного образования.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что до настоящего времени недостаточно изучены учебно-образовательные аспекты адаптации мигрантов, в том числе, интеграция детей-мигрантов в российскую систему образования на всех его ступенях.

На сегодняшний день в отечественной и зарубежной педагогике и психологии существуют эффективные практические разработки в области социально-психологической и психолого-педагогической адаптации детей, подростков и молодежи из семей мигрантов (С. К. Бондырыва, Н. М. Лебедева, А. В. Макарчук, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова, О. А. Шарова, А. И. Щепина, А. Джакоба, В. Менчан, С. Морсе, П. Хаммер, Д. Бэнкс, Г. Эсингер, Г. Хайнрикс, X. Тамм, Д. Пачель). Однако ученые-исследователи недостаточно внимания уделяют образовательной среде, как фактору успешной интеграции мигрантов.

Стремительная трансформация миграционной ситуации, заметное изменение этнического состава населения в регионе в результате масштабных миграционных процессов в свете последних событий в Украине вызвали рост антимигрантских настроений в обществе, прежде всего, в местах наибольшего притока мигрантов, которые часто оказываются в ситуации социальной изоляции, социального отторжения. И это отношение к мигрантам транслируется в учебные заведения, затрагивая детей мигрантов, что не может не отражаться на процессе их школьного обучения и на их установки в отношении послешкольного образования.

В отечественной психологии вклад в разработку проблем миграции внесен А. Г. Асмоловым, В. В. Гриценко, Н. М. Лебедевой, В. Н. Павленко, Г. У. Солдатовой, Т. Г. Стефаненко, О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаевым, Е. И. Шлягиной и др.

Проблемами межкультурной интеграции в психологии занимались И. Бибикер, С. Бочнер, Л. П. Буева, С. М. Бурьков, Л. И. Васеха, Е. В. Витенберг, О. И. Зотова, Р. Г. Кузеев, Б. Д. Парыгин, Н. А. Савотина, Л. Уард, А. Фернхем, Л. Л. Шпак, В. А. Ядов и др.

На сегодняшний день объем, в том числе и практико-ориентированных исследований проблем миграции, представляется весьма значительным, сохраняется целый ряд, по меньшей мере, дискуссионных вопросов. В частности, даже само определение понятий «миграция» и «мигрант» остаются достаточно размытыми и зачастую трактуются крайне широко.

Формирование этнической толерантности и гражданской идентичности личности является главной задачей социализации в подростковом возрасте. В условиях религиозного, этнического, социального и культурного разнообразия российского общества достижение социального согласия является обязательным условием укрепления государственности, стабильности, безопасности государства как приоритетной политики. Повышаются требования к ответственности и личностной свободе выбора, развитию культуры толерантности в ситуациях межнациональных отношений и общения.

Ключевой задачей самоопределения является формирование идентичности, представляющей осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей определенный личностный смысл [2].

Проблема единства и принятия культурного разнообразия, способствующего формированию этнической толерантности и гражданской идентичности, также определила актуальность нашего исследования.

Целью нашего исследования являлась разработка и апробация комплексной программы развития этнической толерантности и гражданской идентичности как фактор успешной интеграции подростков в новую социокультурную среду.

Исследование проводилось на базе школ города Славянска-на-Кубани Краснодарского края. Выборка составила 54 человека, ученики средних классов, среди которых мальчиков — 27, девочек — 27. В школах наряду с местными детьми обучаются дети мигранты (в исследовании приняли участие 23 человека).

Выборка школьников ограничилась детьми подросткового возраста, так как дети данной возрастной группы переживают «двойной кризис» — традиционно выделяемый в возрастной психологии кризис подросткового возраста, а также необходимость приспособления к иной социокультурной среде. Исследование проходило в 3 этапа.

По результатам теста Куна-Макпартленда на 1 этапе были получены следующие результаты.

У (23,3 %) подростков отмечена сформированная гражданская идентичность, обозначение характеристик гражданской идентичности сделано напрямую. При прямом обозначении характеристик гражданской идентичности респондент указывает свою гражданскую принадлежность в конкретных словах, имеющих определенное эмоциональное наполнение. Обозначение характеристик гражданской идентичности было сделано у 65,4 % косвенно. Косвенное обозначение характеристик гражданской идентичности отмечается в том случае, когда испытуемый не указывает свою гражданскую принадлежность прямо, но она проявляется через социальные роли, которые он считает своими.

У 11, 3 % обозначение характеристик гражданской идентичности отсутствовало вовсе. Среди них — 19 человек (82.6 %) — подростки из семей мигрантов. Отсутствие обозначения характеристик гражданской идентичности отмечается тогда, когда написание всего текста идет через фразу: «Я человек, который…». В качестве причины можно отметить отсутствие целостного представления о целостных взаимоотношениях в социальном и природном мире на основе осуществления свободного выбора и самоопределения в условиях уважения права других на свой выбор в данный момент времени (недостаток рефлексии, знаний).

При помощи опросника «Индекс толерантности» были обследованы мигранты и не мигранты. При анализе результатов обследования был использован метод статистической обработки данных (факторный анализ).

Самая высокая корреляция на данном этапе в исследуемой группе (r2;4;5= 0,9) отмечена между индексом толерантности, социальной толерантностью и толерантностью как чертой личности.

Общий индекс толерантности не коррелирует с этнической толерантностью, что указывает на интолерантные отношения в условиях межэтнического взаимодействия.

Анализируя матрицу факторных нагрузок (5 показателей: национальность, индекс толерантности, этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности), было выделено 3 больших фактора. Рассмотрим 2 из них, которые оказывают детерминацию 83,6 %.

Первый фактор имеет долю влияния 67,3 %. Высоко коррелирует с общим индексом толерантности (r = 0,9), толерантностью как чертой личности (r = 0,7), социальной толерантностью (r = 0,6). Фактор не коррелирует с этнической толерантностью, поэтому был назван «Этническая интолерантность». Подростки мигранты и не мигранты, сознательно или несознательно, относятся к представителям других этносов как к чужим. Еще одним объяснением низкой этнической толерантности детей может служить то, что представители других этносов воспринимаются как конкурентная группа, в результате чего обостряются ксенофобические страхи, формируется и нарастает межэтническая напряженность.

Второй фактор имеет долю влияния 16,3 %. Фактор высоко коррелирует (r = 0,9) с национальным признаком, назван «Гражданская идентичность».

В целом, по оценке «Индекса толерантности» большая доля влияния приходится на «Этническую интолерантность» (67,3 %), гораздо меньше это связано с гражданской идентичностью (16,3 %) и еще меньше с этнической толерантностью (8,7 %).

После реализации программы самая высокая корреляционная связь в исследуемой группе (r2;5= 0,8) отмечена между общим индексом толерантности и толерантностью как чертой личности (включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки, убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру).

На 1 этапе общий индекс толерантности не коррелировал с этнической толерантностью. После реализации программы можно отметить корреляцию (r2; 3 = 0,5) между общим индексом толерантности и этнической толерантностью. Высокая корреляция (r3;5; = 0,7) между этнической толерантностью и толерантностью как чертой личности.

Сравнительный анализ результатов по тесту Куна-Макпартленда после реализации программы показал следующие результаты. В исследуемой группе у 64,3 % подростков отмечается сформированная гражданская идентичность, обозначение характеристик гражданской идентичности сделано напрямую. Обозначение характеристик гражданской идентичности было сделано косвенно у 28 %, только у 7,7 % (подростки из семей мигрантов) испытуемых обозначение характеристик гражданской идентичности отсутствовало вовсе.

Таким образом, в ходе проведенного исследования можно сделать следующий вывод: в условиях межэтнического взаимодействия процесс формирования гражданской идентичности в подростковом возрасте характеризуется зависимостью от уровня развития этнической толерантности. Реализация комплексной программы, формирующей опыт этнической толерантности, основанной на учете как индивидуально-психологических, так и этнокультурных особенностей субъектов образовательного процесса способствует успешной интеграции подростов-мигрантов в новую социокультурную среду.

 

Литература:

 

  1.    Андреева Г. М. Психология социального познания. — М.: Аспект Пресс, 1997. — 338 с.
  2.    Асмолов А. Г., Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. О смыслах понятия «толерантность». // Век толерантности: Научно — публицистический вестник. — 2001. — № 1. — С. 8 –18.
  3.    Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность (введение в проблему). / Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданская идентичность, этническая толерантность, обозначение характеристик, общий индекс толерантности, подростковый возраст, черта личности, доля влияния, реализация программы, социальная толерантность, социокультурная среда.


Похожие статьи

Формирование патриотических чувств и этнической толерантности у студентов

В статье рассматриваются содержание и особенности реализации социального проекта, направленного на формирование патриотических чувств и этнической толерантности у студентов, обучающихся по педагогической специальности.

Изучение межкультурной толерантности студентов в условиях вуза

В данной статье раскрывается проблема межкультурной толерантности студентов в условиях ВУЗа. Обоснуется необходимость развития толерантности у студентов, обучающихся по направлению психолого-педагогическое образование. Опытным путем отслежена динамик...

Культурно-исторический анализ возникновения социально-психологических феноменов «толерантность» и «межэтническая толерантность»

В работе представлена историческая реконструкция формирования толерантного мышления людей, описаны культурные нормы, повлиявшие на развитие толерантности в истории и межэтнической толерантности как частного феномена.

Целеполагание как основа становления обучающихся гражданами государства

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». Методологической основой материалов статьи является системный подход к управлению образованием. В работе предлагается ...

Метод учебного проекта в курсе преподавания обществознания как психолого-педагогический механизм формирования толерантности у студентов среднего профессионального образования

Формирование толерантности — неотъемлемая составляющая часть целей обществоведческого образования, направленных на социализацию студентов, их духовное становление, освоение ими культуры общества. Изучение обществознания позволяет учащимся часто на ос...

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Роль и значение изучения экономических дисциплин и терминов в реализации воспитательного потенциала образования

Образование рассматривается как фактор сохранения этнографической самобытности и культурной самобытности каждого народа, патриотических, духовно-нравственных стандартов новых поколений. Кроме того, это предотвращает межэтнические конфликты и помогает...

Межэтническая семья как фактор формирования этнической идентичности гражданина Республики Казахстан

В статье рассматривается роль межэтнической семьи в контексте формирования этнической идентичности гражданина Республики Казахстан. Раскрываются понятия «идентификация», «этническая идентичность» через разные научные школы. Перечислены психологически...

К вопросам формирования межкультурной компетенции студентов

В данной статье рассматриваются идеи реализации диалога культур в высшем образовании с целью формирования конкурентоспособной личности в современном, глобализирующемся мире.

Межкультурная коммуникативная компетенция студентов в условиях глобализации образования

В статье рассматривается актуальная проблема расширения межкультурной коммуникативной компетенции в образовательном процессе. Цель статьи — выделить этапы развития межкультурной компетенции студентов неязыкового высшего образования тем самым высшее о...

Похожие статьи

Формирование патриотических чувств и этнической толерантности у студентов

В статье рассматриваются содержание и особенности реализации социального проекта, направленного на формирование патриотических чувств и этнической толерантности у студентов, обучающихся по педагогической специальности.

Изучение межкультурной толерантности студентов в условиях вуза

В данной статье раскрывается проблема межкультурной толерантности студентов в условиях ВУЗа. Обоснуется необходимость развития толерантности у студентов, обучающихся по направлению психолого-педагогическое образование. Опытным путем отслежена динамик...

Культурно-исторический анализ возникновения социально-психологических феноменов «толерантность» и «межэтническая толерантность»

В работе представлена историческая реконструкция формирования толерантного мышления людей, описаны культурные нормы, повлиявшие на развитие толерантности в истории и межэтнической толерантности как частного феномена.

Целеполагание как основа становления обучающихся гражданами государства

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». Методологической основой материалов статьи является системный подход к управлению образованием. В работе предлагается ...

Метод учебного проекта в курсе преподавания обществознания как психолого-педагогический механизм формирования толерантности у студентов среднего профессионального образования

Формирование толерантности — неотъемлемая составляющая часть целей обществоведческого образования, направленных на социализацию студентов, их духовное становление, освоение ими культуры общества. Изучение обществознания позволяет учащимся часто на ос...

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Роль и значение изучения экономических дисциплин и терминов в реализации воспитательного потенциала образования

Образование рассматривается как фактор сохранения этнографической самобытности и культурной самобытности каждого народа, патриотических, духовно-нравственных стандартов новых поколений. Кроме того, это предотвращает межэтнические конфликты и помогает...

Межэтническая семья как фактор формирования этнической идентичности гражданина Республики Казахстан

В статье рассматривается роль межэтнической семьи в контексте формирования этнической идентичности гражданина Республики Казахстан. Раскрываются понятия «идентификация», «этническая идентичность» через разные научные школы. Перечислены психологически...

К вопросам формирования межкультурной компетенции студентов

В данной статье рассматриваются идеи реализации диалога культур в высшем образовании с целью формирования конкурентоспособной личности в современном, глобализирующемся мире.

Межкультурная коммуникативная компетенция студентов в условиях глобализации образования

В статье рассматривается актуальная проблема расширения межкультурной коммуникативной компетенции в образовательном процессе. Цель статьи — выделить этапы развития межкультурной компетенции студентов неязыкового высшего образования тем самым высшее о...

Задать вопрос