Межкультурная сенситивность и этническая идентичность в поликультурной среде вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (153) май 2017 г.

Дата публикации: 15.05.2017

Статья просмотрена: 1506 раз

Библиографическое описание:

Корниенко, А. В. Межкультурная сенситивность и этническая идентичность в поликультурной среде вуза / А. В. Корниенко, В. Г. Ерофеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 279-282. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43403/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается феномен межкультурной сенситивности, обосновывается актуальность его изучения и представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи межкультурной сенситивности и типов этнической идентичности у студентов. Выявлены уровни развития межкультурной сенситивности, описаны особенности типов этнической идентичности в юношеском возрасте.

Ключевые слова: межкультурная сенситивность, социально-психологическая сенситивность, этническая идентичность, межкультурная коммуникативная компетентность, типы этнической идентичности

The article examines the phenomenon of intercultural sensitivity, substantiates the relevance of its study and presents the results of an empirical study of the relationship between intercultural sensitivity and types of ethnic identity among students. The levels of development of intercultural sensitivity have been revealed, and the specifics of the types of ethnic identity in adolescence have been described.

Keywords: intercultural sensitivity, socio-psychological sensitivity, ethnic identity, intercultural communicative competence, types of ethnic identity

В условиях общемировой глобализации, приводящей к постоянному взаимодействию и интеграции различных этносов и культур, от современного специалиста требуется не только мобильность, знание иностранных языков, но и коммуникативная и межкультурная компетентность [2, с.61].

Межкультурная сенситивность представляет собой один из компонентов социально-психологической сенситивности и представляет собой способность личности к перцептивной оценке, пониманию и способностью структурировать этнические характеристики представителей других национальных групп и на этой основе эффективно прогнозировать поведение других людей [3, с. 171].

Начало изучению исследуемого феномена было положено в шестидесятых годах XX века в работах У. Бронфенбренера, Дж. Хардинга и М. Гелвея. Они выделили два вида сенситивности, сенситивность к «обобщённому» другому и сенситивность к индивидуальным различиям, как специфические виды способностей при социальной перцепции [6]. Сенситивность к обобщённому другому (generalized other) представляет собой особый вид чувствительности к социальным нормам и требованиям аутгруппы, сенситивность к индивидуальным различиям помогает дифференцировать индивидуальные характеристики отдельных людей [6]. Межкультурная сенситивность аналогична межличностной чувствительности, как отмечают Бронфенбренер и коллеги. Р. П. Харт и Д. М. Бёркс и Р. Л. Харт, Р. Е. Карлсон и В. Ф. Иди [1] определяют сенситивность как один из типов мышления, который человек неосознанно использует в своей жизни для понимания, осознания и восприятия других людей в процессе межкультурного взаимодействия.

Согласно Г. М. Чену, межкультурная сенситивность может быть определена как «способность индивида развивать эмоции к пониманию и оценке культурных различий, что способствует правильному и эффективному поведению в межкультурной коммуникации» [3, с.75].

Основываясь на трёх стадийной модели межкультурного тренинга В. Б. Гудикунста и М. Р. Хаммера [6], М. Беннет предложил понимать межкультурную сенситивность как развивающийся процесс, в котором человек способен трансформироваться аффективно, когнитивно и поведенчески от этноцентрической стадии к этнорелятивистской [5].

В отечественной психологии феномен межкультурной сенситивности в большинстве случаев рассматривается как компонент межкультурной компетентности. Анализ проблем освоения чужой культуры, культурного шока, аккультурации поставил перед исследователями вопрос о целенаправленном научении, о подготовке человека к жизни в чужой культуре и к межкультурному взаимодействию.

Согласно определению Л. Г. Почебут, межкультурная сенситивность представляет собой специфическую чувствительность личности к культурным и этническим различиям, предполагающая способность к восприятию множественных вариант этнических ценностей, аттитюдов, особенностей, присущих различным нациям и этносам [4]. Межкультурная сенситивность является одним из компонентов социальной сенситивности личности, позволяющей индивиду ориентироваться в социальном пространстве и быть компетентным в социальном взаимодействии.

О. Е. Хухлаев также рассматривает феномен межкультурной сензитивности как один из компонентов межкультурной компетентности, способствующей эффективному взаимодействию в полиэтнической среде.

Таким образом, межкультурная сенситивность разными учёными рассматривается как:

а) компонент межкультурной коммуникативной компетентности, и определяется как интегративная способность личности к дифференциации культурно обусловленных стимулов окружающей среды и оценке их влияния на совместное взаимодействие (О. Е. Хухлаев, Л. Г. Почебут);

б) из типов мышления, который человек неосознанно использует в своей жизни для понимания, осознания и восприятия других людей в процессе межкультурного взаимодействия (Р. П. Харт);

в) динамический процесс, в котором личность способна к аффективной, поведенческой и когнитивной трансформации ментальных структур для повышения эффективности взаимодействия в поликультурной среде и переходу от этноцентрической стадии к этнорелятивистской (В. Б. Гудикунст и М. Р. Хаммер, М. Беннет);

г) способность индивида развивать эмоции к пониманию и оценке культурных различий, что способствует правильному и эффективному поведению в межкультурной коммуникации (Г. М. Чен).

Исследуемый феномен межкультурной сенситивности определяется нами как элемент межкультурной коммуникативной компетентности, и определяется как интегративная способность личности к идентификации культурных различий и чувствительности к распознаванию перцептивных и коммуникативных нюансов общения в полиэтнической среде.

Для реализации цели и задач исследования нами был проведен пилотажный эксперимент, с целью установления взаимосвязей между межкультурной сенситивности и типов этнической идентичности в юношеском возрасте.

Цель: изучить и выявить взаимосвязь межкультурной сенситивности и типов этнической идентичности в юношеском возрасте.

Объект: межкультурная сенситивность как особая способность личности реагировать на культурно обусловленные этнические различия.

Методы исследования

  1. Теоретические: анализ и систематизация теоретических подходов к рассмотрению феноменов «межкультурной сенситивности» и «этнической идентичности».
  2. Эмпирические: методика «Диагностика межкультурной сенситивности» О. Е. Хухлаева и М. Ю. Чибисовой; опросник «Типы этнической идентичности» Г. У. Солдатова, С. В. Рыжова.
  3. Интерпретационно-описательные: количественный и качественный анализ полученных результатов, корреляционный анализ Пирсона, вычисления проводились с помощью статистической программы SPSS v. 20.

Эмпирическая база исследования: ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», 49 человек, студенты 1 курсов ИФиМКа и ИЕНиМа, направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование. Профили: Русский язык. Литература; Хакасский язык и литература; Безопасность жизнедеятельности; Биология. Химия.

Анализ уровней развития межкультурной сенситивности по методике О. Е. Хухлаева и М. Ю. Чибисовой показал, что по шкале «Принятие» у 53 % студентов преобладает низкий уровень межкультурной сенситивности. По шкале «Преуменьшение» у большинства испытуемых средние значения (74 %); по шкале «Абсолютизация» у студентов так же преобладает средний уровень (84 %) и по шкале «Амбивалентность» у 82 % испытуемых выявлены средние значения.

Анализ результатов исследования по методике «Типы этнической идентичности Г. У. Солдатова и С. В. Рыжовой показал следующие результаты: у 82 % испытуемых (40 чел.) преобладает позитивная этническая идентичность; по шкале «Этноэгоизм» 8 % испытуемых имеют высокие баллы; по шкале «Этническая индифферентность» только 6 % испытуемых имеют высокие баллы. По шкале «Этнонигилизм» у 4 % испытуемых были отмечены высокие показатели.

Для установления взаимосвязи между межкультурной сенситивностью и типами этнической идентичности нами был использован корреляционный анализ Пирсона. Данный вид анализа является параметрическим и может быть использован только для выборки с нормальны распределением.

Сформулируем статистическую гипотезу:

H0 не существует взаимосвязь между межкультурной сенситивностью и типами этнической идентичности;

H1 существует взаимосвязь между межкультурной сенситивностью и типами этнической идентичности.

В результате проведения корреляционного анализа нами были установлены следующие значимые взаимосвязи:

– прямая корреляционная взаимосвязь между шкалами «Абсолютизация» и «Амбивалентность», r = 0,550 (p≤0,01) показывает, что большинство респондентов выборки характеризуются двойственным отношением к роли культурных различий во взаимодействии. Это может проявляться в том, что они, с одной стороны, замечают, воспринимают этнические различия, принимают факт их существования, но, с другой стороны, склонны преуменьшать значимость их влияния на процесс межкультурного общения;

– прямая корреляционная взаимосвязь между шкалами «Абсолютизация» и «Индифферентность», r = 0,468 (p≤0,01), что может означать, что чем больше противоречивых установок, тем в большей степени характерно размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности;

– обратная корреляционная взаимосвязь между шкалами «Абсолютизация» и «Этнофанатизм», r = — 0,333 (p≤0,05). Можно предположить, что чем выше развита способность оценивать возможность контролировать влияние культурных различий на общение с представителями других культур, тем в меньшей степени личность готова идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических «чисток», отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями.

– обратная корреляционная взаимосвязь между шкалами «Преуменьшение» и «Позитивная идентичность», r = 0,360 (p≤0,05), что может означать, что чем меньше развита способность оценивать влияние культурных различий на общение с представителями других культур, тем в большей степени личности свойственна позитивная идентичность;

– прямая корреляционная взаимосвязь между шкалами «Амбивалентность» и «Индифферентность», r = 0,349 (p≤0,05) показывает наличие противоречивых установок в процессе взаимодействия с чужим этносом и связь с безразличным отношением к этническим различиям;

– обратная корреляционная взаимосвязь между шкалами «Амбивалентность» и «Этнофанатизм», r = 0,407 (p≤0,01), можно предположить, что двойственность и противоречивость установок к чужому этносу приводит к снижению дискриминационных форм межэтнических отношений.

Соответственно, можно сделать вывод, что статистическая гипотеза H1 о том, что существует взаимосвязь между межкультурной сенситивностью и типами этнической идентичности подтвердилась.

Межкультурная сенситивность имеет тесную связь с этнической идентичностью, проявляется в ситуациях межкультурного взаимодействия и влияет на конструктивность диалога в полиэтнической среде образовательного пространства и должна иметь высокий уровень развития у современных студентов.

Следовательно, из вышесказанного можно видеть, что между изучаемыми феноменами «межкультурной сенситивностью» и «этнической идентичностью» установлены многочисленные корреляционные взаимосвязи, что может говорить о взаимовлиянии и обусловленности данных категорий, и требует дальнейшей теоретической и эмпирической разработки проблемы.

Литература:

  1. История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон // Энциклопедический словарь: в 6 т. / под ред. Л. А. Карпенко. — М.: Пер Сэ, 2006. — 784 с.
  2. Логашенко Ю. А. Сравнительный анализ развития межкультурной сенситивности у студентов вуза в условиях поликультурной среды // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология, 2011. — № 11. URL: ttp://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-razvitiya-mezhkulturnoy-ensitivnosti-u-studentov-vuza-v-usloviyah-polikulturnoy-sredy (дата обращения: 11.04.2017).
  3. Логашенко Ю. А. Чувствительность к культурным различиям у студентов с разным опытом межкультурного взаимодействия // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология, 2014. — № 11. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/chuvstvitelnost-k-kulturnym-razlichiyam-u-studentov-s-raznym-opytom-mezhkulturnogo-vzaimodeystviya (дата обращения: 14.04.2017).
  4. Почебут Л. Г. Теория межкультурной коммуникативной компетентности // Вестник СПбГУ. Серия 6. Политология. Международные отношения, 2007. — № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-mezhkulturnoy-kommunikativnoy-kompetentnosti (дата обращения: 10.04.2017).
  5. Bennett M. J. Towards ethnorelativism: A developmental model of intercultural sensitivity // Cross-cultural orientation: New conceptualizations and applications. New York: University Press of America, 1986. — P.27–70.
  6. Gudykunst W. B., Hammer M. R. Basic training design: Approaches to intercultural training // Handbook of intercultural training. New York: Pergamon, 1983. — Vol. 1. — P. 118–154.
Основные термины (генерируются автоматически): межкультурная сенситивность, этническая идентичность, межкультурное взаимодействие, различие, шкала, корреляционный анализ, межкультурная коммуникативная компетентность, межкультурная компетентность, обратная корреляционная взаимосвязь, полиэтническая среда.


Ключевые слова

этническая идентичность, межкультурная сенситивность, социально-психологическая сенситивность, межкультурная коммуникативная компетентность, типы этнической идентичности

Похожие статьи

Проблемы исследования этнической идентичности личности в рамках эпигенетической теории Э. Эриксона

В статье автор рассматривает проблемы индивидуальной и групповой идентичности личности в рамках эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона. В статье рассматривается аспект роли этнической идентичности в структуре социальной идентичности.

Роль языка в межкультурной коммуникации

В статье рассматривается вопросы межкультурной коммуникации, а именно отношение языка и культуры. Автор выделяет ряд структурных характеристик культур и подчеркивает, что язык является одновременно выражением и определяющим фактором общего мировоззре...

Межкультурная коммуникативная компетенция студентов в условиях глобализации образования

В статье рассматривается актуальная проблема расширения межкультурной коммуникативной компетенции в образовательном процессе. Цель статьи — выделить этапы развития межкультурной компетенции студентов неязыкового высшего образования тем самым высшее о...

Трансформации этнической идентичности студенческой молодежи

В статье представлены результаты изучения трансформаций этнической идентичности студенческой молодежи. Установлена значимость этничности для студентов-представителей разных национальностей; выявлена связь между актуальностью этничности и трансформаци...

Культурно-исторический анализ возникновения социально-психологических феноменов «толерантность» и «межэтническая толерантность»

В работе представлена историческая реконструкция формирования толерантного мышления людей, описаны культурные нормы, повлиявшие на развитие толерантности в истории и межэтнической толерантности как частного феномена.

К вопросу о формировании этнокультурной компетентности личности современного педагога

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Изучение межкультурной толерантности студентов в условиях вуза

В данной статье раскрывается проблема межкультурной толерантности студентов в условиях ВУЗа. Обоснуется необходимость развития толерантности у студентов, обучающихся по направлению психолого-педагогическое образование. Опытным путем отслежена динамик...

Культурологический и аксиологический подходы к исследованию иноязычной коммуникативной компетенции студентов Финансового университета

В статье рассматривается реализация культурологического и аксиологического подходов в исследовании иноязычной коммуникативной компетенции специалистов финансово-экономических вузов, а также ключевые факторы ее формирования в контексте данных подходов...

Психологические особенности взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности

Статья посвящена психологическим особенностям взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности. Целью работы является выявить и описать гендерно-возрастные особенности ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте во время обучения в вузе.

Похожие статьи

Проблемы исследования этнической идентичности личности в рамках эпигенетической теории Э. Эриксона

В статье автор рассматривает проблемы индивидуальной и групповой идентичности личности в рамках эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона. В статье рассматривается аспект роли этнической идентичности в структуре социальной идентичности.

Роль языка в межкультурной коммуникации

В статье рассматривается вопросы межкультурной коммуникации, а именно отношение языка и культуры. Автор выделяет ряд структурных характеристик культур и подчеркивает, что язык является одновременно выражением и определяющим фактором общего мировоззре...

Межкультурная коммуникативная компетенция студентов в условиях глобализации образования

В статье рассматривается актуальная проблема расширения межкультурной коммуникативной компетенции в образовательном процессе. Цель статьи — выделить этапы развития межкультурной компетенции студентов неязыкового высшего образования тем самым высшее о...

Трансформации этнической идентичности студенческой молодежи

В статье представлены результаты изучения трансформаций этнической идентичности студенческой молодежи. Установлена значимость этничности для студентов-представителей разных национальностей; выявлена связь между актуальностью этничности и трансформаци...

Культурно-исторический анализ возникновения социально-психологических феноменов «толерантность» и «межэтническая толерантность»

В работе представлена историческая реконструкция формирования толерантного мышления людей, описаны культурные нормы, повлиявшие на развитие толерантности в истории и межэтнической толерантности как частного феномена.

К вопросу о формировании этнокультурной компетентности личности современного педагога

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Изучение межкультурной толерантности студентов в условиях вуза

В данной статье раскрывается проблема межкультурной толерантности студентов в условиях ВУЗа. Обоснуется необходимость развития толерантности у студентов, обучающихся по направлению психолого-педагогическое образование. Опытным путем отслежена динамик...

Культурологический и аксиологический подходы к исследованию иноязычной коммуникативной компетенции студентов Финансового университета

В статье рассматривается реализация культурологического и аксиологического подходов в исследовании иноязычной коммуникативной компетенции специалистов финансово-экономических вузов, а также ключевые факторы ее формирования в контексте данных подходов...

Психологические особенности взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности

Статья посвящена психологическим особенностям взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности. Целью работы является выявить и описать гендерно-возрастные особенности ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте во время обучения в вузе.

Задать вопрос