Последнее время мировое сообщество стремится к более тесному взаимодействию между странами в различных областях, в том числе и в области образования. Расширяющаяся динамика развития российского общества и мирового сообщества в целом определили проблему формирования различных компетенций человека на этапе обучения. Воздействие процессов глобализации на современный социум охватывает все стороны жизнедеятельности человеческого общества, кардинально трансформирует устоявшиеся идеалы, представления, взгляды на действительность совместного сосуществования, межкультурного взаимодействия.
Сложившиеся отношения в социуме и расширение масштабов межкультурного взаимодействия требуют особого внимания к формированию ключевых компетенций у будущего специалиста, которые бы способствовали развитию его творческой инициативы, самостоятельности, ответственности в принятии решений, терпимости к различиям языков, культур и религий, навыков иноязычного общения, применения информационных технологий, особенностям жизнедеятельности в современном социокультурном контексте. Сам человек, в силу необходимости общения с различными национальностями, имеет потребность в формировании межкультурной компетенции.
Значительный вклад в разработку проблемы формирования межкультурной компетенции внесли: теоретические взгляды отечественных и зарубежных ученых, раскрывающие сущность компетентностного подхода в образовании (И. А. Зимняя, В. В. Краевский, Дж. Равен, А. П. Тряпицына, А. В. Хуторской и др.); обобщение опыта преподавания межкультурной коммуникации в высшей школе (Н. Е. Ерофеева, В. В. Кочетков, M. Benner, R. E. HallR, Porter, E. Rogers); работы, посвященные социальным аспектам взаимодействия и толерантности (В. В. Амелин, В. П. Комаров, Н. М. Лебедева), исследования, в которых рассматриваются понимание и структура межкультурной компетенции (М. Бирам, Безукладников К. Э, К. Кнапп, А. Томас, Бикитеева Р. Р., Янкина Н. В., Гараева М. В., Васильева Н. И.).
Анализ педагогической литературы и изучение опыта работы других вузов, показали практическое отсутствие сопровождения процесса формирования межкультурной компетенции студентов, отвечающего современным требованиям общества. На первом этапе нашего исследования мы изучили основные понятия, уровни сформированности межкультурной компетенции, выявили педагогические условия, способствующие формированию межкультурной компетенции, измерили уровень её сформированности с целью обоснования и разработки в дальнейшем образовательных ресурсов, направленных на формирование межкультурной компетенции студентов.
При определении категориального аппарата будем придерживаться мнения Гамезо М. В., который считает, что формирование — это целенаправленное воздействие на обучающегося, с целью создания условий для возникновения у него новых психологических образований, качеств.
Изучив различные трактовки основного понятия нашего исследования, мы остановились на наиболее подходящей, на наш взгляд: согласно А. В. Хуторскому, компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Под межкультурной же компетенцией будем понимать — способность достигать в равной степени успешного понимания как представителей других культур и коммуникационных сообществ, так и представителей своей культуры, данное определение приводит К. Кнапп.
Многие исследователи неоднозначно трактуют структуру межкультурной компетенции. А. Ю. Муратов полагает, что структура межкультурной компетенции отражает характер образовательной компетенции и представляет собой сложное личностное образование, включающее знания о родной и иной культуре, умения и навыки практического применения своих знаний, а также совокупность качеств личности, способствующих реализации этих знаний, умений и навыков, и, наконец, практический опыт их использования в ходе взаимодействия с представителями иной культуры. Здесь для нас важно мнение ученого по поводу того, что межкультурная компетенция является образовательной компетенцией при изучении иноязычной культуры, при этом объектом реальной действительности при формировании межкультурной компетенции является процесс общения представителей различных культур.
Понятие межкультурной компетенции, его структура и способы оценки активно разрабатываются Майклом Бирамом, профессором Университета Дюрама, Англия. Модель М. Бирама является наиболее полной и охватывает различные качества, способности и умения личности. Данная модель является базовой для достаточно многочисленных в западной научной литературе исследований способов формирования межкультурной компетенции. Согласно этой модели, межкультурная компетенция состоит из следующих элементов: отношения, знания, умения интерпретации и соотнесения, умения открытия и взаимодействия, критическое осознание культуры или политическое образование. Отношения между представителями различных культур с высоким уровнем межкультурной компетенции должны строиться на основе открытости и любопытства, готовности отказаться от предубеждений относительно другой и родной культуры.
Компетентное владение вышеназванными компонентами, будет эффективным при реализации определенных педагогических условий. Под педагогическими условиями будем понимать среду или обстоятельства, в которых реализуются педагогические факторы. Изучение психолого-педагогической литературы позволил определить следующие педагогические условия:мотивационно-целевые(направленность преподавателей на формирование межкультурной компетенции студентов, на создание здорового психологического климата; содержательные (ориентация содержания изучаемых дисциплин на формирование межкультурного компонента, акцентирование внимания на культурологические аспекты в процессе обучения); организационные(непрерывное формирование знаний и умений межкультурной компетенции, организация самообразовательной работы).
С целью подтверждения актуальности темы, нами был изучен ряд методик на исследование межкультурной компетенции. Изучив структуру и компоненты данной компетенции, мы воспользовались анкетой Григорьева Д.Н, представленной в виде теста с выбором ответа, который предполагает выявить:
− степень понимания разумной толерантности как явления;
− отношение к представителям других национальностей, культур и религий;
− отношение к мигрантам и возможным последствиям притока мигрантов в страну;
− оценка равенства прав и возможностей людей, относящихся к различным социальным, религиозным и этническим группам;
− критерии оценки личности индивидов, относящихся к различным гетерогенным группам (моральные, деловые качества, национальность и др.);
− отношение к многонациональной культуре России, оценка её дальнейших путей развития;
− отношение к межнациональным конфликтам и способам их разрешения;
− умение устанавливать межкультурные контакты, осуществлять межкультурную коммуникацию и продуктивное взаимодействие в межкультурной среде.
Данная анкета предполагает определение знаний студентами национальностей в целом как родной, так и окружающих: национальности родителей, коренных традиций и культур.
В качестве респондентов педагогического эксперимента выступали студенты ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», обучающиеся по специальности «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)» в количестве 27 человек (10студентов I курса и 17 студентов II курса), возраст опрошенных от 17 до 20 лет.
В течение 30 минут студентам предлагалось написать ответы на поставленные вопросы, количество которых влияло на результат проводимого эксперимента. Уровень знаний студентов оценивался по сумме полученных баллов (два балла — от пяти и более приведенных признаков, оснований и т. д, один бал — три признака, и ноль баллов при отсутствии ответа или написании меньше трех оснований). Таким образом, по результатам исследования, ответы респондентов распределялись по следующим группам:
− высокий уровень сформированности когнитивного компонента – 14-18 баллов;
− средний уровень сформированности когнитивного компонента – 7-13 баллов;
− низкий уровень сформированности когнитивного компонента – 1-6 баллов.
Изучив бланки ответов испытуемой группы, проанализировав ответы в соответствии с ключом, подсчитав процентное соотношении уровня сформированности межкультурной компетенции всей экспериментальной группы мы выявили, что по мнению респондентов толерантность является неотъемлемым компонентом межкультурной компетенции, но ответы на вопросы о ситуациях связанные с проявлением толерантности показывают страх перед значительным притоком мигрантов, демонстрируют желание иметь однородный этнический состав местного населения, опасаются возможных межэтнических конфликтов.
Результаты педагогического эксперимента показали, что 70 % опрошенных имеют средний уровень сформированности межкультурной компетенции студентов, 16 % низкий уровень, и, наконец, 14 % высокий уровень (рис. 1).
Рис. 1. Уровень сформированности межкультурной компетенции (толерантности) студентов
Все вышесказанное говорит о том, что большая часть экспериментальной группы не компетентны в вопросах межкультурного общения. Что подтверждает актуальность нашего исследования и говорит о необходимости разработки образовательного ресурса, способствующего формированию межкультурной компетенции студентов будущих педагогов.
Таким образом, в ходе исследования нами выявлены основные понятия и сущность межкультурной компетенции; выявлены психолого-педагогические условия, способствующие формированию межкультурной компетенции студентов. Результаты исследования в дальнейшем будут реализованы при разработке образовательных ресурсов, направленных на формирование коммуникативной компетенции.
Литература:
- Васильева Н. И. Межкультурная компетенция, стратегии и техники ее достижения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: edu.ru/li/journal/vasilieva N. htm // Web-сайт зарегистрирован за № 0220007019 в Гос. центре «Информрегистр».
- Гараева М. В. Формирование межкультурной компетенции профильных специалистов в современных российских вузах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: rspu.edu.ru/science/disser/GaraevaAvto.pdf
- Янкина Н. В. Формирование межкультурной компетентности студента университета: дис. д-ра пед. наук: Оренбург, 2006–360 c.
- Палаткина Г. В., Турчина И. В. Критерии и уровни сформированности мультикультурной компетенции студентов // Историческая и социально‐образовательная мысль, 2011. 97–102 с.
- Потапова И. А. Характеристика компетентности мульти‐культурной личности // Общество: социология, психология, педагогика, 2012. 108–114 с.
- Григорьев Д. Н. Поликультурное воспитание подростков в детском международном центре: дис. канд. пед. наук: Великий Новгород, 2015. 191 с.