В современном мире отмечается интенсификация межэтнических контактов, возрастает этнонациональное многообразие социальных групп, и вместе с тем прослеживается рост национального самосознания культурных групп, представляющих как этническое меньшинство, так и большинство. В условиях все более интенсивного межкультурного сотрудничества, взаимодействия и взаимопроникновения культур особую актуальность приобретают проблемы, связанные с образованием и воспитанием ребенка в полиэтнической среде. Важной проблемой остается профилактика таких социальных явлений как ксенофобия и агрессивный национализм, приобретающих сегодня угрожающие размеры.
Хотя часто речь идет о «кризисе идентичности» современного общества в целом, существуют категории людей, оказавшихся в такой социальной ситуации, когда избежать негативных трансформаций идентичности практически невозможно — к таким категориям относятся вынужденные мигранты. В наиболее сложной ситуации оказываются дети из семей мигрантов.
На наш взгляд, одним из таких проблемных вопросов является вопрос о взаимосвязи содержательной составляющей этнических стереотипов и типа этнической идентичности подростка.
Значимость исследований, посвященных подростковому возрасту, обусловлена тем, что именно в этот период происходит особенно интенсивное формирование этнической идентичности и этнических стереотипов.
Целью нашего исследования являлось выявление основных социально-психологических закономерностей, раскрывающих характер взаимосвязи между содержанием этнических стереотипов и типом этнической идентичности подростка.
Мы предположили, что в подростковом возрасте между этническими стереотипами и этнической идентичностью существует взаимосвязь, характеризующаяся наличием культурно-универсальных и культурно-специфических аспектов; характер взаимосвязи между стереотипами и идентичностью у подростков различных этнических групп определяется такими факторами, как гендерная и этнокультурная принадлежность.
Исследования идентичности и появление этого понятия берёт своё начало с работы З. Фрейда, написанной в 1914 году, «Групповая психология и анализ Эго». В данной работе впервые в психологическом контексте было использовано понятие «идентификация», которую З. Фрейд рассматривает не только как бессознательную связь ребёнка с родителями, но и как важный механизм взаимодействия ребёнка с социальной группой. Фрейд так же идентифицировал потенциал этого понятия как разделяемая членами группы общая идентификация, для исследования природы группы, её сплочённости.
Существует достаточно много исследователей данной проблемы, однако следует отметить, что сформулировал концепцию идентичности и вывел её на центральное место в современной социальной теории Э. Эриксон. Концептуализация идентичности была сформулирована им в процессе психотерапевтической работы с американскими солдатами, участвовавшими во Второй Мировой Войне. Согласно Эриксону, проблема идентичности стала «стратегической для Америки 50–60-х годов с её резкими расовыми и социальными различиями, наплывом эмигрантов и проблемами коренных американцев» [6, с. 510].
В российской науке проблемы этнической идентичности с позиции анализа этого феномена в контексте этнической группы поднимались на основе более широкого понятия — «этнического самосознания» в работах этнографов, историков, социологов, психологов: В. В. Пименов, Ю. В. Бромлей, Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, Г. У. Солдатова и т. д. Изучение этнического самосознания Институтом этнологии и антропологии Российской академии наук, Институтом социологии Российской академии наук, Институтом социально-политических исследований Российской академии наук и множеством других научных школ остаётся объектом масштабных эмпирических исследований на стыке этносоциологии, политологии и психологии.
Идентичность предполагает знание индивидом того, что он принадлежит к определенной гражданской общности, и эмоциональную значимость для него группового членства. Начальным этапом познания собственной идентичности является категоризация, т. е. структурирование индивидом понятным для него способом своего социального окружения. Далее следует гражданская идентификация, в ходе которой индивид ищет и находит для себя подходящую структуру или категорию, и, наконец, идентичность, когда происходит полное гражданское отождествление индивида с выбранной им структурой или категорией.
Показателями сформированности идентичности личности, выступающими как критерии ее оценки, выступают такие интегративные качества личности как гражданственность, патриотизм и социально-критическое мышление, обеспечивающее когнитивную основу свободного жизненного выбора личности. Соответственно, необходимо обеспечить формирование у учащихся образа России в единстве ценностно-смыслового, исторического, патриотического и правового контекстов; формирование социально-критического мышления как основы свободного выбора и самоопределения личности; развитие толерантного сознания и коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве [3, с. 112].
Во время массовых опросов многие респонденты, особенно в моноэтнической среде, затруднялись ответить, что их объединяет, роднит со своим народом, хотя ещё со школьной скамьи знали определение этноса. Например, большинство русских в России, как показывали опросы по проекту «Оптимизация социально-культурного развития наций» (Институт этнографии АН СССР, 1972–1996), называли в лучшем случае одни-два признака, характеризующих народ, а дать автостереотипы и стереотипы других национальностей вообще отказывались. В полиэтнической среде русские люди и люди других национальностей давали более развёрнутые ответы, но в число гетеростереотипов попадали всё больше негативные характеристики [4, с. 30], [5, с. 79].
В настоящей работе мы придерживаемся позиции большинства учёных, которые разграничивают понятия «этнической идентичности» и «этнического самосознания». Таким образом, этническая идентичность является «когнитивно-мотивационным ядром этнического самосознания и содержит в себе так же слой бессознательного».
Этническая идентичность — это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и её оценка, значимость членства в ней, разделяемые этнические чувства. Г. Д. Дмитриев считает, что человек мультиидентичен. Человек с множеством идентичностей легче адаптируется в обществе, лучше понимает людей из других культурных групп, более толерантен к культурным различиям, проявляет большую готовность узнать о другой культуре и её носителях, гибок в отношениях с окружающими людьми и не относится к ним предвзято.
В настоящее время всё большее внимание исследователей привлекает так же идея о том, что этническая идентичность содержит в себе более глубокий неосознаваемый слой. Этнический статус чаще всего остаётся неизменным на протяжении всей жизни человека. И всё-таки этническая идентичность не статичное, а динамичное образование: процесс её становления не заканчивается в подростковом возрасте. Внешние обстоятельства могут толкать человека любого возраста на переосмысление роли этнической принадлежности в его жизни, приводить к трансформации этнической идентичности. После накопления фактов рыхлое этническое сознание часто становится более устойчивым или же может меняться [2, с. 230].
Отсутствие опыта межэтнического общения обуславливает меньший интерес к собственной этничности. У индивидов, живущих в условиях, сильно отличающихся по своим этническим признакам культурах, этническая идентичность наиболее сильно выражена, а у индивидов, живущих среди группы людей близких в культурном отношении, осознание собственной этничности не становится жизненно важной проблемой. Но насколько позитивны социальные установки, во многом зависит от того, к какой группе он принадлежит — большинства или меньшинства [1, с. 270].
В станице Троицкой Крымского района нами было проведено исследование трансформаций идентичности подростков. В последнее время здесь наблюдается динамика роста мигрантов. Каждый год в станицу приезжают на постоянное место жительства представители разных народностей. В станице тесно соседствуют носители разных языков, обрядов, обычаев, в школе обучаются русские, армяне, цыгане, украинцы, немцы, корейцы, белорусы и многие другие. Коренные жители станицы — потомственные казаки. Всего среди жителей представители различных этнических групп составляют 36,7 %.
Типы этнической идентичности респондентов мы определяем на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма (Г. У. Солдатова), где выделяются следующие шесть типов этнической идентичности: этнонигилизм, этническая индифферентность, норма (позитивная этническая идентичность), этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм.
Общий показатель выраженности этнической идентичности включает в себя выраженность когнитивного компонента и выраженность аффективного компонента этнической идентичности (по Дж. Финни).
В исследовании приняли участие 67 школьников подросткового возраста.
Таблица 1
Национальный состав респондентов
Национальность |
Количество (%) |
Русские |
33,5 |
Армяне |
20,4 |
Азербайджанцы |
4 |
Цыгане |
12 |
Татары |
6 |
Немцы |
5,5 |
Корейцы |
6,6 |
Украинцы |
6 |
Белорусы |
6 |
На основе полученных стереотипных характеристик нами были сформированы кластеры.
По итогам проведения исследования можно сделать следующие выводы:
обнаруженные корреляции свидетельствуют о том, что:
А) существует взаимосвязь между выраженностью и интенсивностью автостереотипов и типом и выраженностью этнической идентичности у подростков исследуемых этнических групп;
Б) у подростков русской этнической группы и у подростков иных этнических групп характер этих взаимосвязей различен.
Методика биполярных шкал позволила нам выявить авто — и гетеростереотипные характеристики у подростков исследуемых этнических групп. На основе полученных стереотипных характеристик нами были сформированы кластеры и отданы на оценку 10 независимым экспертам для оценки стереотипных характеристик на степень соответствия — несоответствия по отношению к сформированным кластерам. В результате оценки некоторые кластеры были скорректированы с учетом замечаний экспертов. Важно сделать акцент на том, что все стереотипные характеристики, которые приписывали как русские, так и подростки иных этнических групп представителям своей этнической группы, являются положительными.
Для проверки справедливости гипотезы мы сравнивали между собой данные, полученные по взаимосвязям между типами этнической идентичности и кластерами с автостереотипными характеристиками, а также выраженностью этнической идентичности и кластерами с автостереотипными характеристиками у подростков.
По итогам статистической обработки у русских подростков значимые корреляции были обнаружены между типом этнической идентичности и выраженностью автостереотипов, и выраженностью этнической идентичности и выраженностью автостереотипов в следующих кластерах: «Общение», куда вошли такие автостереотипные характеристики как дружелюбный, общительный, гостеприимный и веселый; «Воля»: решительный, отважный, уверенный в себе и сильный; «Внешность»: красивый, обаятельный; «Патриотичность»: патриотичный.
У подростков иных этнических групп значимые корреляции были обнаружены между типом этнической идентичности и следующими кластерами: «Интеллект», куда мы отнесли такие автостереотипные характеристики как эрудированный, остроумный, умный, продвинутый, талантливый; «Общение»: гостеприимный, дружелюбный, веселый, общительный; «Альтруизм»: милосердный, добрый; «Уникальность»: своеобразный.
Сравнение было проведено как внутри одной этнической группы, так и между испытуемыми русской и иных этнических групп (русские девочки/ девочки иных исследуемых этнических групп, русские мальчики/ мальчики иных исследуемых этнических групп).
В таблице 2 представлены в сравнении выявленные нами статистически значимые взаимосвязи в группе русских подростков в зависимости от гендерной принадлежности испытуемых.
Таблица 2
Взаимосвязь выраженности этнической идентичности с выраженностью и интенсивностью автостереотипов у русских мальчиков и девочек
Выраженность этнической идентичности |
Русские мальчики |
Русские девочки |
Когнитивный компонент |
Значимых корреляций не обнаружено |
Раскованность (р=-0,486 уровень значимости 0,05) |
Аффективный компонент |
Общение (р=0,632 уровень значимости 0,01) Внешность (р = 0, 460 уровень значимости 0,05) Религиозность (р = 0,489 уровень значимости 0,05) Интенсивность автостереотипов (р = 0,428 уровень значимости 0,05) |
|
Общий показатель выраженности ЭИ |
Общение (р=0,617 уровень значимости 0,0.1) Патриотичность (р=0,572 уровень значимости0,01) Уникальность (р = 0,432 уровень значимости 0,05) Интенсивность авто стереотипов (р = 0,442 уровень значимости 0,05) |
На основе полученных данных можно сделать выводы о том, что внутри одной этнической группы у подростков взаимосвязи между типами, а также выраженностью этнической идентичности и выраженностью и интенсивностью этнических стереотипов имеет гендерную и культурную специфику.
У русских девочек наблюдаются сильные взаимосвязи между выраженностью и интенсивностью автостереотипов и типами, а также выраженностью этнической идентичности, у русских мальчиков таковые взаимосвязи отсутствуют. У девочек иных исследуемых этнических групп наблюдаются взаимосвязи между выраженностью автостереотипов и типами этнической идентичности, у мальчиков выявлены взаимосвязи между выраженностью этнической идентичности и интенсивностью автостереотипов.
Итак, мы можем утверждать, что характер взаимосвязи между выраженностью и интенсивностью этнических стереотипов и типами и выраженностью этнической идентичности у подростков исследуемых групп определяется такими факторами, как гендерная и этнокультурная принадлежность: у девочек названные взаимосвязи выражены в большей степени, чем у мальчиков, и имеют культурно — специфические особенности. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.
В наиболее сложной ситуации оказываются подростки, так как дети данной возрастной группы переживают «двойной кризис» — традиционно выделяемый в возрастной психологии кризис подросткового возраста, а кризис идентичности.
В ходе нашего исследования было установлено, что у русских и подростков исследуемых групп существует взаимосвязь между выраженностью этнических автостереотипов и типом этнической идентичности, между выраженностью этнических автсетереотипов и выраженностью этнической идентичности.
Проведенное исследование не охватывает всей сложности рассматриваемой проблемы. Перспективными направлениями могут стать: выявление роли тренинга этнической толерантности и комплексной программы адаптации детей различных этнических групп к новой социокультурной среде, на преодоление кризиса идентичности.
Литература:
- Белинская, Е. П., Стефаненко, Т. Г. Этническая социализация подростка. [Текст] / Е. П. Белинская, Т. Г. Стефаненко. — Воронеж.: НПО «МОДЭК», 2011. — 270 с.
- Данилова, З. А. Социальная адаптация населения в условиях кризиса (региональный аспект): дис. канд. социол. наук [Текст] / З. А. Данилова. — СПб.: Питер, 2011. — 230 с.
- Ковалева, Н. И. Социально-психологическая адаптация детей-мигрантов в условиях образовательного учреждения / Психология образования: современное состояние и перспективы [Текст] / Н. И. Ковалева // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. Е. Ю. Пряжниковой. — Славянск-на-Кубани.: Издательский центр СГПИ, 2011. — 112 с.
- Романова, О. Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков [Текст] // Автореф. дис. канд. психол. наук. — М.: Наука, 2011. — 30 с.
- Симонян, Р. Х. От национального самосознания к гражданскому действию [Текст] // Массовое сознание и массовые действия. / Под ред. В. Я. Ядова. — М.: Просвещение, 2011. — 79 с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. — М.: Прогресс, 2010. -510 с.