Направления и механизмы воздействия межнациональных семей на этническую толерантность в современном обществе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 13.01.2016

Статья просмотрена: 193 раза

Библиографическое описание:

Ярычев, М. У. Направления и механизмы воздействия межнациональных семей на этническую толерантность в современном обществе / М. У. Ярычев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 1011-1012. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25182/ (дата обращения: 22.12.2024).



 

Социальным службам и органам соцзащиты в рамках программ в области семьи особое внимание нужно обратить на межнациональные семьи и разработку мероприятий, способствующих их укреплению.

Поскольку верующие вне зависимости от вероисповедания в среднем бывают столь же этнически нетерпимыми, как и неверующие, то необходимо активнее задействовать потенциал основных религиозных организаций для развития этнической терпимости с привлечением к этой работе верующих членов межнациональных семей для пропаганды их опыта межэтнической веротерпимости.

Организациям и учреждениям сферы образования необходимо создавать условия для формирования личности, способной к активной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, акцентируя внимание на те личностные качества, которые способствуют развитию этнической толерантности при сохранении своей этнической идентичности (доброжелательность и уважение к разным этносам, интерес к культуре разных народов, терпимость и принятие разнообразия этнических традиций). В рамках образовательных программ воспитания интернационализма, этнической толерантности и культуры межнационального общения и их реализации обращать внимание на опыт этносоциализации в межнациональных семьях и его пропаганду.

Таким образом, анализ состояния этнической толерантности в межнациональных семьях и механизмов их влияния на этническую толерантность в обществе позволяет сделать следующие выводы. Основными направлениями влияния межнациональной семьи на этническую толерантность в обществе является формирование толерантной личности в процессе ее социализации в семье (дети, супруги) и передача опыта толерантного межэтнического взаимодействия во внешнюю среду.

Критериями этнической социализированности личности выступают этническая идентичность личности, содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей и нормотипическое поведение как показатель ее адаптированности к среде.

Потребность в этносоциализации, возможности и ограниченность воздействия межнациональной семьи на межнациональные отношения в обществе определяется той средой, в которой она формируется и существует, состоянием межнациональных отношений в обществе, регионе, городе проживания. В целом по массиву каждый второй опрошенный считает межнациональные отношения в целом стабильными и спокойными, но почти столько же (41,8 %) оценивают их как напряженные, а 6,9 % — как критические. Вместе с тем большую тревогу у участников опроса вызывают межнациональные отношения в общем по РФ (только каждый второй считает их стабильными), чем на Кавказе и в городах постоянного проживания, где две трети респондентов считают их спокойными, что определяется как исторической спецификой формирования полиэтнического состава населения Кавказа, так и реальным личным опытом межнационального взаимодействия. Менее оптимистичны в оценках межнациональных отношений на Кавказе представители биэтнических групп с нестабильной этнической идентичностью. Хотя в межнациональных семьях, проживающих на Кавказе, с русскими себя самоидентифицировали около половины опрошенных, в них существенно меньше, чем по России в целом распространены идеи исключительности и особой роли русского народа, в силу чего государство должно в большей степени выражать интересы русских. Среди респондентов интолерантное отношение чаще проявляется к некоренным народам Кавказа и трудовым мигрантам из государств Средней Азии. Именно неконтролируемый рост иностранных мигрантов они называют основной причиной ухудшения межнациональных отношений.

Взаимодействие разных видов социальной идентичности (национально-гражданской, территориальной, религиозной и этнической) имеет противоречивый характер в разных конкретных ситуациях превалирование одной из них может привести не только к позитивным (интеграция социальных или этнических групп на основе одной из идентичностей), но и к негативным (этноцентризм, национализм, религиозная нетерпимость и. т. п.) социальным последствиям [1].

Межнациональные семьи выступает фактором укрепления этнической толерантности в силу того, что находятся на пересечении культур, приводящему внутри семьи к их тесному взаимодействию и даже изменению; им присуща менее сложная, чем для гомогенных семей поколенческая структура, при которой возрастает роль родителей в этносоциализации детей, в том числе и в формировании их этнической толерантности как внутри семьи, так и за ее пределами; совместное проживание представителей разных этносов в одной семье и на одной территории влияет на изменения этнического самосознания, что отражается, прежде всего, на молодом поколении, которое ориентируется и усваивает как культурные ценности этнического большинства, так и этносов своих родителей, становясь посредниками в передаче этих ценностей будущим поколениям и внешнему социальному окружению.

Механизмами воздействия межнациональных семей на этническую толерантность в обществе выступают этносоциализация и формирование этнической толерантности по отношению к этнодругим, трансляция культурных и этических ценностей разных народов через их языковые особенности, обычаи, традиции и праздники, символы этнической культуры, позитивные гетеростереотипы.

Противоречия этнической толерантности, формируемой в межнациональных семьях и транслируемые ею во внешнюю, проявляются в маргинализации и демонстрационной этнической идентичности; восприятии как этночужих представителей некоренного населения и трудовых мигрантов из других стран; противоречивом воздействии этнической солидарности на межнациональные отношения в обществе. Влияние межнациональных семей на этническую толерантность в обществе, их готовность и возможность трансляции позитивного опыта, норм и стандартов этнической толерантности зависит от выбора семьей той или иной стратегии межэтнического взаимодействия, содержание которой зависит от этнической самоидентификации респондентов, принадлежности к определенной этнической группе, и сформированы под влияние фигуры «другого». Среди пяти форм выявленных стратегий межэтнического взаимодействия (консервация, ассимиляция, интеграция, аккультурация и парадокс) для межнациональных семей СКФО преобладающей стратегией является стратегия ассимиляции, когда принятие этнодругого связано с готовностью к долгосрочному взаимодействию и даже к тождественности с ним.

 

Литература:

 

  1.              Ярычев Н. У. Теоретико-методологические подходы к изучению сущности и природы конфликта: особенности современной интерпретации //Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. — 2009. — № 5. — С. 17–22.
Основные термины (генерируются автоматически): этническая толерантность, Кавказ, отношение, семья, межнациональная семья, межэтническое взаимодействие, общество.


Похожие статьи

Специфика и функционирование межличностной коммуникации в рамках современной культуры

Социально-психологические особенности формирования толерантности студентов в условиях профессионального обучения

Направления формирования этнической толерантности у подростков в общеобразовательной школе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-экономические закономерности функционирования и развития малого бизнеса в условиях конкурентной экономики

Педагогические принципы трансформации воспитания школьников в современной культурно-идеологической системе сельского социума

Исторический аспект становления и развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Концептуальные основы культуры здоровья в образовательном процессе

Роль института семьи в социально-культурном развитии молодого поколения

Похожие статьи

Специфика и функционирование межличностной коммуникации в рамках современной культуры

Социально-психологические особенности формирования толерантности студентов в условиях профессионального обучения

Направления формирования этнической толерантности у подростков в общеобразовательной школе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-экономические закономерности функционирования и развития малого бизнеса в условиях конкурентной экономики

Педагогические принципы трансформации воспитания школьников в современной культурно-идеологической системе сельского социума

Исторический аспект становления и развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Концептуальные основы культуры здоровья в образовательном процессе

Роль института семьи в социально-культурном развитии молодого поколения

Задать вопрос