Социальным службам и органам соцзащиты в рамках программ в области семьи особое внимание нужно обратить на межнациональные семьи и разработку мероприятий, способствующих их укреплению.
Поскольку верующие вне зависимости от вероисповедания в среднем бывают столь же этнически нетерпимыми, как и неверующие, то необходимо активнее задействовать потенциал основных религиозных организаций для развития этнической терпимости с привлечением к этой работе верующих членов межнациональных семей для пропаганды их опыта межэтнической веротерпимости.
Организациям и учреждениям сферы образования необходимо создавать условия для формирования личности, способной к активной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, акцентируя внимание на те личностные качества, которые способствуют развитию этнической толерантности при сохранении своей этнической идентичности (доброжелательность и уважение к разным этносам, интерес к культуре разных народов, терпимость и принятие разнообразия этнических традиций). В рамках образовательных программ воспитания интернационализма, этнической толерантности и культуры межнационального общения и их реализации обращать внимание на опыт этносоциализации в межнациональных семьях и его пропаганду.
Таким образом, анализ состояния этнической толерантности в межнациональных семьях и механизмов их влияния на этническую толерантность в обществе позволяет сделать следующие выводы. Основными направлениями влияния межнациональной семьи на этническую толерантность в обществе является формирование толерантной личности в процессе ее социализации в семье (дети, супруги) и передача опыта толерантного межэтнического взаимодействия во внешнюю среду.
Критериями этнической социализированности личности выступают этническая идентичность личности, содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей и нормотипическое поведение как показатель ее адаптированности к среде.
Потребность в этносоциализации, возможности и ограниченность воздействия межнациональной семьи на межнациональные отношения в обществе определяется той средой, в которой она формируется и существует, состоянием межнациональных отношений в обществе, регионе, городе проживания. В целом по массиву каждый второй опрошенный считает межнациональные отношения в целом стабильными и спокойными, но почти столько же (41,8 %) оценивают их как напряженные, а 6,9 % — как критические. Вместе с тем большую тревогу у участников опроса вызывают межнациональные отношения в общем по РФ (только каждый второй считает их стабильными), чем на Кавказе и в городах постоянного проживания, где две трети респондентов считают их спокойными, что определяется как исторической спецификой формирования полиэтнического состава населения Кавказа, так и реальным личным опытом межнационального взаимодействия. Менее оптимистичны в оценках межнациональных отношений на Кавказе представители биэтнических групп с нестабильной этнической идентичностью. Хотя в межнациональных семьях, проживающих на Кавказе, с русскими себя самоидентифицировали около половины опрошенных, в них существенно меньше, чем по России в целом распространены идеи исключительности и особой роли русского народа, в силу чего государство должно в большей степени выражать интересы русских. Среди респондентов интолерантное отношение чаще проявляется к некоренным народам Кавказа и трудовым мигрантам из государств Средней Азии. Именно неконтролируемый рост иностранных мигрантов они называют основной причиной ухудшения межнациональных отношений.
Взаимодействие разных видов социальной идентичности (национально-гражданской, территориальной, религиозной и этнической) имеет противоречивый характер в разных конкретных ситуациях превалирование одной из них может привести не только к позитивным (интеграция социальных или этнических групп на основе одной из идентичностей), но и к негативным (этноцентризм, национализм, религиозная нетерпимость и. т. п.) социальным последствиям [1].
Межнациональные семьи выступает фактором укрепления этнической толерантности в силу того, что находятся на пересечении культур, приводящему внутри семьи к их тесному взаимодействию и даже изменению; им присуща менее сложная, чем для гомогенных семей поколенческая структура, при которой возрастает роль родителей в этносоциализации детей, в том числе и в формировании их этнической толерантности как внутри семьи, так и за ее пределами; совместное проживание представителей разных этносов в одной семье и на одной территории влияет на изменения этнического самосознания, что отражается, прежде всего, на молодом поколении, которое ориентируется и усваивает как культурные ценности этнического большинства, так и этносов своих родителей, становясь посредниками в передаче этих ценностей будущим поколениям и внешнему социальному окружению.
Механизмами воздействия межнациональных семей на этническую толерантность в обществе выступают этносоциализация и формирование этнической толерантности по отношению к этнодругим, трансляция культурных и этических ценностей разных народов через их языковые особенности, обычаи, традиции и праздники, символы этнической культуры, позитивные гетеростереотипы.
Противоречия этнической толерантности, формируемой в межнациональных семьях и транслируемые ею во внешнюю, проявляются в маргинализации и демонстрационной этнической идентичности; восприятии как этночужих представителей некоренного населения и трудовых мигрантов из других стран; противоречивом воздействии этнической солидарности на межнациональные отношения в обществе. Влияние межнациональных семей на этническую толерантность в обществе, их готовность и возможность трансляции позитивного опыта, норм и стандартов этнической толерантности зависит от выбора семьей той или иной стратегии межэтнического взаимодействия, содержание которой зависит от этнической самоидентификации респондентов, принадлежности к определенной этнической группе, и сформированы под влияние фигуры «другого». Среди пяти форм выявленных стратегий межэтнического взаимодействия (консервация, ассимиляция, интеграция, аккультурация и парадокс) для межнациональных семей СКФО преобладающей стратегией является стратегия ассимиляции, когда принятие этнодругого связано с готовностью к долгосрочному взаимодействию и даже к тождественности с ним.
Литература: