Важность внедрения в профессиональную деятельность учителя методик диагности-ки и урегулирования конфликтов в семьях обучающихся
Автор: Волкова Елена Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)
Дата публикации: 13.10.2013
Статья просмотрена: 43 раза
Библиографическое описание:
Волкова, Е. В. Важность внедрения в профессиональную деятельность учителя методик диагности-ки и урегулирования конфликтов в семьях обучающихся / Е. В. Волкова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 81-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4321/ (дата обращения: 17.12.2024).
В ходе своей работы любой педагог задаётся следующими вопросами:
Каким должен быть воспитательный процесс, чтобы он приводил не только к всестороннему и гармоничному развитию личности, но и к созданию сплочённости родителей и детей≤ Каким содержанием наполнить этот процесс, чтобы обеспечить взаимоуважение и преемственность в семье≤
Однозначно ответить на эти вопросы невозможно, ─ отношения в семье каждого ребёнка различны и индивидуальны. Мы можем лишь попытаться использовать в своей профессиональной деятельности некоторые системы направленные на устранение конфликтов возникающих в семьях учащихся по различным причинам, ведь взаимоотношения между членами семьи, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечёт за собой значительные неблагоприятные последствия.
По своей актуальности проблема конфликтов заслуживает внимания не только специалистов психологов, но и, прежде всего, родителей, педагогов-воспитателей, учителей. С каждым годом возрастает количество подростков, у которых в семье складываются неблагоприятные отношения, многим из них может быть поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания и практически 100 % таких детей теряет всякий интерес к учёбе.
Большинство родителей просто не обращают внимания на первые признаки отдаления своего ребёнка, вторая часть — если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (“само пройдет”), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения.
Опираясь только на свой опыт воспитания, многие родители фактически незнакомы со своими детьми. Они не находят времени для того чтобы вникнуть в проблемы своих детей, узнать, что их волнует, заботит. В результате дети ведут себя не так, как от них ожидают, совершают поступки, которые родители не в силах понять. Это вызывает проблемы, решить которые самостоятельно, без помощи специалистов, практически невозможно.
На данный момент во всём мире всё больше внимания уделяют методикам обучении, которые учитывают как можно больше индивидуальных особенностей учащихся, в том числе, взаимоотношения в их семьях, и с учётом этого позволяют выработать наиболее оптимальный подход к каждому учащемуся. В нашей стране подобные методики не получили пока массового распространения по одной причине: Чтобы корректировать сферу внутрисемейных отношений учащегося учитель должен быть ещё и психологом, если не по образованию, то благодаря своему жизненному опыту. Я предлагаю обойти подобное ограничение внедрением простейших систем психологического тестирования и психологической помощи непосредственно в программу обучения.
Любой учитель, классный руководитель может использовать в своей работе методики, которые не отличаются сложностью и применимы в большинстве ситуаций (анкетирование, семейные тренинги, стандартные программы направленные на улучшение психологического климата в различных коллективах и т. д.).
С другой стороны подобные методики позволяют учителю весьма успешно влиять на ход воспитательного процесса задействуя различные приёмы из практики психологов.
Во многих ситуациях, на первое место для педагога может выйти осмысление проблемы конфликтов в семьях учащихся, выяснение степени их влияния на учебно-воспитательный процесс, а так же нахождение путей и методов решения данной проблемы, опираясь на опыт ведущих специалистов психологов, и применяя программы психологической помощи учащимся и их родителям педагог, сможет не только улучшить психологический климат в семьях учащихся, но и улучшить воспитательный процесс в целом. Так как ─ гармония семейных отношений вероятнее всего создаст благоприятную почву для воспитания гармоничной личности.
Можно смело сказать, что на данный момент важнейшим и одним из самых приоритетных направлений в деятельности любого учителя становится повышение общей психологической компетентности самого педагога, родителей, а так же:
1. Помощь подросткам в осознании ими различий психологических позиций родителей и детей.
2. Помощь подросткам в понимании причин этих различий, то есть в понимании мотивов поведения родителей по отношению к подросткам.
3. Освоение подростками навыков конструктивного взаимодействия с родителями:
4. Повышение самоуважения подростков и помощь в понимании ими своей роли в налаживании партнёрских взаимоотношений с родителями.
5. Помощь подросткам в осознании ими своих собственных проблем в отношениях с родителями и индивидуальных особенностей своей семьи.
6. Помощь родителям в понимании своих детей.
7. Повышение воспитательных навыков родителей.
Внедрение различных методик диагностики и урегулирования внутрисемейных конфликтов у учащихся позволяет учителю стать ближе к своему ученику. Понять его проблемы, ближе познакомиться с его семьёй. Стать, как бы посредником, помогающим близким друг другу сторонам найти общий язык. И самое главное, в процессе реализации таких систем педагог имеет возможность научить правильным методам воспитания и педагогического воздействия непосредственно родителей ребёнка. За счёт этого устраняется не только сам конфликт или его последствия, но устраняется сама первопричина возникновения непонимания во внутрисемейных отношениях ─ недостаточная в современных условиях подготовка родителей к воспитанию своего ребёнка.
Литература:
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов Г. С. Абрамова. — М.: Просвещение, 2003.
2. Аверин В. А. Психология детей и подростков. / В. А. Аверин. — СПб.: Питер; 2005.
3. Андреев В. И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. / В. И. Андреев. — М.: Народное образование. 1995.
4. Волкова Е. Трудные дети или трудные родители≤ Е. Волкова. — М.: Владос, 1992.
5. Кэдьюсон Х. Практикум по игровой психотерапии. / Х. Кэдьюсон, И. Шеффер. — СПб.: Питер., 2000.