Эффективность выстраивания партнерского взаимодействия специалистов ДОУ с законными представителями для развития и воспитания ребенка
Авторы: Денисенко Инна Станиславовна, Литошенко Радмила Анатольевна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (35) октябрь 2020 г.
Дата публикации: 18.09.2020
Статья просмотрена: 55 раз
Библиографическое описание:
Денисенко, И. С. Эффективность выстраивания партнерского взаимодействия специалистов ДОУ с законными представителями для развития и воспитания ребенка / И. С. Денисенко, Р. А. Литошенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5521/ (дата обращения: 15.11.2024).
За всю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка .
Семья и дошкольноеучреждение — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие .
В настоящее время все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей не всегда существует гармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы, которые мешают специалистам ДОУ и родителям стать активными участниками в воспитании детей.
Концертная деятельность детей в формате взаимодействия участников образовательных отношений — ребенок, родитель, педагог — благодатная почва для наблюдений, размышлений, анализа, прогнозирования.
Разберем некоторые аспекты данного взаимодействия со стороны каждого субъекта образовательных отношений.
Ребенок пробует на вкус популярность, являясь артистом на сцене, наблюдая за реакцией самого значимого близкого человека. Эта реакция очень важна, так как одобрение, похвала, гордость мамы или папы являются крепким основанием для самооценки личности. Ребенок наблюдает эмоции и чувства своих товарищей перед, во время и после выступления, тем самым обогащая свой мир новыми эмоциональными красками, их нюансами, глубиной и способами проявления. В концертной деятельности, как в любом публичном выступлении, можно наблюдать полярные по своей природе эмоции и чувства — от страха и невозможности выйти на сцену до самолюбования и экстаза «звезды» сцены, от вспотевших ладошек до горделиво и высокомерно поднятой головы и расправленных плеч. Ребенок учится распознавать эмоции, а, следовательно, ориентироваться в своем социальном окружении, приспосабливаясь к часто меняющимся жизненным ситуациям. Ребенку гораздо легче справиться с конфликтом, проблемой, стрессом, если он умеет эмоционально его отражать. Кроме этого, ребенок наблюдает за оттенками взаимоотношений своего родителя и своего воспитателя. Воспитатель для дошкольника, как правило, образец для подражания, пример непогрешимости, нравственности и безупречности. От воспитателя зависит все то, что происходит в группе и во время нахождения в детском саду. От личности, настроения, поведения, опыта воспитателя зависит степень удовлетворения всех базовых потребностей ребенка. Если дошкольник наблюдает признаки дружеского отношения воспитателя и родителя, улыбки, заинтересованный взгляд, смех, доверительную беседу, его напряжение, тревожность, страх исчезают, что, в конечном счете, влияет на психологическую безопасность малыша в целом. Ребенку очень важно знать, что его родитель и его воспитатель приятны друг другу, с удовольствием общаются друг с другом. Немаловажный фактор — идентификация ребенка, понимание и осознание своего Я, сопоставление реальных и ожидаемых результатов. Сама ситуация выступления перед публикой некоторым образом мобилизует особенности и способности ребенка и заставляет взглянуть на себя через призму критики со стороны аудитории.
Родитель — это законный представитель ребенка. Начиная с рождения, родитель видит каждый шаг своего малыша, каждое действие, мысль, слово. Родительская любовь не знает границ. Поэтому родитель желает знать все, что происходит с ребенком в детском саду. Наблюдая за ребенком, который участвует в концертной деятельности, родитель видит достижения малыша, его маленькие победы, становление личности. Родитель видит ребенка не в повседневной деятельности, а в момент триумфа, когда эмоциональный фон малыша накален, уязвим. Другой родитель может наблюдать трудности и нежелание быть увиденным и услышанным, начало формирования какого-либо психологического комплекса, проявление неадекватных эмоций. Родитель со стороны видит собственные ошибки и успехи, упущения и достижения. Немаловажно и то, что родитель может наблюдать и других детей-сверстников своего ребенка, выделить возрастные особенности и особенности собственного малыша. Также родителю предоставляется широкое поле для наблюдения коммуникаций своего ребенка. Чем комфортнее малышу в группе, тем более успешнее развивается личность. Ярко прослеживается социальный статус ребенка в коллективе. Видны предпочтения дошкольника во взаимодействии членов группы, эмоциональное взаимодействие с предпочитаемыми членами сложившегося социума. Родитель может увидеть уникальную, в своем роде, ситуацию смены социальной роли своего ребенка. Ребенок во взаимодействии вне семьи может принимать на себя роль друга, воспитанника, артиста, самостоятельной взрослой личности и т. д. Внутренний мир малыша настолько многообразен, настолько уникален, множество граней играют яркими красками.
Воспитатель наблюдает за проявлениями особенностей детско-родительских отношений. Ни для кого не секрет, что воспитание и обучение будет успешней и продуктивней, если семья и дошкольное учреждение работают в тесном тандеме. В любой семье есть свои правила, традиции, предпочитаемый стиль взаимодействия, «волшебные» слова, ритуалы, требования. Наблюдая за тем, как вербально или с помощью других языков коммуникации общаются родитель и ребенок, воспитатель может скорректировать собственное взаимодействие с воспитанником. Наблюдая за общением родителя и ребенка, педагог может найти ключ к пониманию проблем, если таковые имеются у воспитанника. Умело выстроенная педагогом концертная программа может помочь родителям увидеть погрешности в воспитании ребенка и проследить реакцию на них. Работая в связке, понимая и принимая друг друга, родитель и воспитатель добьются отличных результатов в деле воспитания уникальной самодостаточной успешной личности. Наблюдая за воспитанниками в процессе концертной деятельности, педагог видит уровень исполнительского мастерства воспитанника, степень удовлетворения детей в самовыражении, сформированность социальной активности. Анализируя, корректируя данные составляющие, педагог формирует общую культуру дошкольника, социальную позицию ребенка.
Семья и детский сад — вот два источника, которые формируют наше будущее поколение.
Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Такое доверие само по себе не приходит: специалисты ДОУ завоевывают его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавить к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание — и картина психологии доверия будет достаточно полной.
Концертная деятельность является одним из важных результатов образовательной деятельности. Участие детей в концертах создает условия для формирования их творческого потенциала, развивает творческую активность, способствует самореализации воспитанников.
Возможность выступить в концерте — мощная мотивация, побуждение к действию ребенка, удовлетворение его потребности в признании, ощущение практической ценности и пользы своего творчества. Готовясь к тематическому концерту, ребенок погружается в атмосферу данного мероприятия, получая при этом необходимые умения и знания.
В свою очередь, привлечение родителей к творчеству детей в качестве слушателей, оформителей, костюмеров, способствует развитию отношений партнерства и сотрудничества специалистов ДОУ, родителя и ребенка.
Таким образом, эффективность взаимодействия специалистов ДОУ с законными представителями, с использованием данной формы работы обеспечивает организацию оптимальных условий, как для развития личности ребенка, так и его ближайшего окружения. В ходе работы между участниками все больше начинают преобладать такие нормы взаимодействия, как взаимоуважение, открытость к общению, доверие, право на самоопределение, что в свою очередь обеспечивает возможность для самореализации, проявления творчества, способствует установлению откровенных, доверительных отношений. Ведь только поддерживая во всем друг друга, участники воспитательного процесса смогут выполнить главную задачу — воспитать всесторонне развитого человека, духовно богатого, творца нашего будущего.
Литература:
- Агавелян, М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.
- Антонова, Г. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов ДОУ с семьей / Г. Антонова // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 2. — С. 66–70.
- Елисеева, Т. П. Детский сад и семья : современные формы взаимодействия / Т. П. Елисеева. — Мн.: Лексис, 2007. — 68с.
- Березина, Т. А. Взаимодействие педагога с родителями как условие успешного социально-коммуникативного развития дошкольников / Т. А. Березина // Детский сад: теория и практика. — 2016. — № 8. — С. 104–112.
- Зверева, О. Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О. Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. — 2009. — № 4. — С. 74–83.
Похожие статьи
Организация партнерского взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в процессе физкультурно-оздоровительной работы.
Статья посвящена актуальной проблеме организации тесного сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка формированию культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников дошкольных образовательных учреждений.
Похожие статьи
Организация партнерского взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в процессе физкультурно-оздоровительной работы.
Статья посвящена актуальной проблеме организации тесного сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка формированию культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников дошкольных образовательных учреждений.