Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития детской одаренности
Автор: Кот Наталья Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2013)
Статья просмотрена: 1015 раз
Библиографическое описание:
Кот, Н. В. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития детской одаренности / Н. В. Кот. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/3974/ (дата обращения: 16.12.2024).
Дошкольный возраст — это ответственный период в жизни каждого ребёнка, так как данный возраст предоставляет огромные возможности для развития способностей и талантов. Как же сделать так, чтобы искры интереса не гасли, а разгорались всё сильнее и сильнее? Как построить образовательный процесс так, чтобы любые индивидуальные особенности детей не прошли мимо внимания воспитателя, а реализовывались и выращивались в педагогической деятельности с детьми? Всё, что нужно для того, чтобы дети могли проявлять свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых. Сегодня и государство, и общество предъявляют высокие требования к профессиональным качествам педагога. Результативность работы по развитию способностей у детей напрямую зависит от профессионализма педагогов. Только подготовленный специалист способен превратить природный дар, которым обладает каждый ребенок дошкольного возраста, в выдающийся талант. Важное значение в связи с этим должно быть уделено усилению роли методической работы в ДОУ, созданию условий для непрерывного повышения профессиональной грамотности на местах с учётом индивидуальных потребностей и запросов педагогов. В каждом ДОУ существует сложившаяся система методического обучения педагогов. Наиболее распространёнными из них являются: обучающие семинары, консультации, конкурсы, деловые игры, мастер-классы, круглые столы и т. д.
Обеспечение условий для непрерывного системного совершенствования профессиональной компетентности вызывает необходимость поиска дополнительных форм и средств повышения профессиональной компетентности педагогов. Результатом такого поиска для педагогического коллектива нашего ДОУ стал Методический конструктор, разработка которого стала содержанием инновационного проекта «Методический конструктор как средство формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития детской одаренности», стратегическая цель которого — создание условий в ДОУ для достижения стабильных результатов в вопросах развития детской одарённости.
Варианты применения Конструктора описаны рядом педагогов. Автор пособий по технологии ОТСМ-ТРИЗ, Анатолий Гин представляет Конструктор урока в книге «Приёмы педагогической техники» [2]. Знаменитый тризовец предлагает наглядную универсальную модель Конструктора, на основе которого можно планировать разные типы уроков. Своеобразный конструктор внеурочной деятельности учащихся представлен авторами Д. В. Григорьевым и П. В. Степановым в пособии для учителей «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор». Он, в свою очередь, включает виды, формы и уровни результатов деятельности учащихся. Идея конструктора описывается также в пособии для методистов ОУ «Методический конструктор». В качестве эпиграфа здесь приведены слова психолога Вадима Зеланда, отражающие идею Конструктора: «…Разум не способен создать ничего принципиально нового. Он лишь может собрать новую версию из старых кубиков. Интересный взгляд на рождение идеи! Новая идея — это новая комбинация старых элементов!
В дошкольной педагогике форма конструктора ранее не использовалась. Учитывая, что данная форма предполагает обобщение и систематизацию материала в определённом направлении, умение моделировать, способность творчески подходить к решению тех или иных ситуаций, применение конструктора считаем целесообразным в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
Что же такое методический конструктор?
Методический конструктор представляет собой набор элементов (модулей), комбинируя которые можно выстраивать разнообразные методические разработки, начиная от занятий и заканчивая проектами.
Комбинируя набор составляющих Конструктора, меняя связи между ними и их последовательность, можно получать бесконечное разнообразие комбинаций элементов — новой информации. Конструктор — это своего рода матрица, элементами которой могут выступать тексты, иллюстрации, программы, упражнения, педагогические приёмы и т. д. Конструктор формируется на основе существующих ресурсов и находится в постоянном развитии, ведь каждый педагог находит и использует что-то новое.
Конструктор призван существенно облегчить работу как опытных, так и молодых педагогов в силу того, что предполагает набор готовой, переработанной информации, отобранной и систематизированной по принципу эффективности. Конструктор — это инструмент, использование которого окажет существенное влияние на профессиональный рост педагогов.
Так как наше ДОУ имеет богатый положительный опыт по развитию одаренности у детей — дошкольников, то в основу конструкторов заложены именно эти вопросы. Результатом работы стали Конструктор ТРИЗ-занятия, Конструктор развития детской одаренности, Конструктор родительских собраний, Конструктор детских интеллектуальных конкурсов.
Хотелось бы подробнее рассказать о Конструкторе ТРИЗ-занятия. Почему ТРИЗ? В течение ряда лет именно ТРИЗ — технология была ведущей в работе педагогов нашего детского сада. Именно благодаря её использованию педагогическому коллективу в течение многих лет удается достигать высоких показателей в развитии и воспитании детей. ТРИЗ не просто развивает фантазию детей, а учит их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дает в руки педагогу инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, умеющей решать свои маленькие проблемы. Аббревиатуру ТРИЗ мы соединили с одной из форм образовательной деятельности в детском саду — занятием или занимательным делом. Понимаем, что слово занятие сегодня непопулярно. Но в нашем понимании занятие–это время, когда можно заниматься, а там, где ТРИЗ, там невозможно заниматься чем–то скучным и неинтересным.
В основу Конструктора ТРИЗ — занятия легла структура, широко используемая тризовцами. Автором данной модели является Людмила Николаевна Прохорова, кандидат педагогических наук, автор многих методических пособий, которые широко используются педагогами, знакомыми с теорией ОТСМ — ТРИЗ. Мы дополнили эту модель. По вертикали заложили составные части занятия:
- ритуал начала занятия, переход от игры, свободной деятельности к занятию;
- интеллектуально-творческая разминка;
- мотивация;
- постановка проблемы;
- совместный поиск путей решения проблемы в ходе групповой дискуссии;
- обсуждение результатов и закрепление впечатлений в продуктивной деятельности;
- рефлексия, эмоциональный выход.
Данная структура отвечает современным требованиям к организации совместной деятельности с детьми и позволяет максимально использовать приёмы ТРИЗ — технологии.
Главная задача проектной команды ДОУ состояла в том, чтобы наполнить Конструктор по горизонтали конкретными заданиями, играми и упражнениями. Предлагаемая модель создаёт психолого-педагогические условия для развития общей одарённости. Все ТРИЗ — занятия построены таким образом, чтобы дети не только получали информацию и запоминали её, а понимали её и учились ею пользоваться. Занятия построены с учётом чередования разных видов деятельности, что способствует сохранению интереса детей к происходящему на протяжении всего занятия. Дети на занятиях одновременно играют и развиваются, становятся в позицию активно познающего. Проблемные вопросы, спорные ситуации и другие способы активизируют внимание, мышление, воображение ребёнка.
Механизм работы с Конструктором ТРИЗ-занятия прост: структура определена,аиз набора приёмов можно построить занятие по любой теме. В настоящее время идет работа надВидеоконструкторомТРИЗ-занятия, в основу которого лег практический опыт наших педагогов, видеоматериалы разных фрагментов образовательных ситуаций.
Данная структура отвечает современным требованиям к организации совместной деятельности с детьми и позволяет максимально использовать приёмы ТРИЗ — технологии.
По мере накопления дидактического материала у педагогов расширяется возможность по использованию его в процессе совместной работы с детьми.
Конструктор даёт возможность не ограничиваться уже заданным содержанием. Каждый педагог может продолжить его своими наработками и идеями, так как любое занятие — это полет фантазии педагога, его творчества и вдохновения.
. В процессе создания Конструкторов педагогами было изучено большое количество теоретических материалов, проведена практическая апробация разработок. Проведенная работа сказалась на результатах. Намного возросла творческая активность как педагогов, так и воспитанников. Радуют победы наших детей и педагогов в международных, всероссийских, региональных и городских конкурсах, фестивалях и конференциях. Выросла активность родителей наших воспитанников.
Литература:
1. Методический конструктор /авт. — сост. О. Н. Юдинцева — М. 54 Минск: Красико — Принт, 2008. — 176 с. — (Педагогическая мастерская).
2. Приёмы педагогической техники /автор Анатолий Гин — Вита — Пресс,
3. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).