Методический конструктор по обучению проектной деятельности «От идеи к действию»: концепция педагогического проекта | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Иванова, Т. А. Методический конструктор по обучению проектной деятельности «От идеи к действию»: концепция педагогического проекта / Т. А. Иванова, О. В. Куртукова, С. С. Томми. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 33-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/461/17446/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье описана концепция педагогического проекта коллектива- разработчиков методического конструктора «От идеи к действию» по организации проектного обучения обучающихся. Авторы описывают теоретические основы разработки проекта, его актуальность и новизну. Так же представлена социально-общественная значимость проекта и описано содержание разработанного методического конструктора «От идеи к действию».

Ключевые слова: ФГОС, проект, проектная деятельность, проектное обучение, конструктор.

Инновационная модель современного общего образования, обозначенная в концепции федеральных образовательных стандартах общего образования (2008) и нормативно закрепленная в ФГОС общего образования (2010, 2011) и обновленных ФГОС основного общего образования (2021) ориентирует школу на подготовку выпускников, способных решать сложные проблемы, находить принципиально новые решения практических задач, отвечая на вызовы времени.

Большой потенциал для решения данных задач имеет проектная деятельность, которая в настоящее время актуализируется во многих образовательных областях. Проектная деятельность является важным показателем эффективности и результативности образовательного процесса. Стимулируя познавательную активность, самостоятельность, творческий подход к овладению учебным материалом, она побуждает личность к саморазвитию.

Теоретической основой разработки проекта являются [2; 5; 6]:

— работы, раскрывающие общие закономерности образовательного процесса и педагогической деятельности (В. И. Загвязинский, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин и др.);

— теория учебной деятельности Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова;

— теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина);

— исследования проблемы проектных заданий (B. C. Безрукова, В. Г. Гладких, В. В. Гузеев, М. А. Емельянова, H. A. Каргапольцева, Д. Пойа и др.).

Базовыми для нашего проекта стали работы [9; 10]: Л. М. Фридмана, Е. И. Машбица, рассматривающие состав учебной задачи и ее особенности, психологические требования к учебным задачам; А. М. Матюшкина, М. И. Махмутов, И. А. Зимней, посвященные созданию проблемных ситуаций в учебных задачах, а также работы, раскрывающие теоретические основы и особенности проектной деятельности (Д. Дьюи, У. Килпатрик, П. Хилл, Г. Б. Голуб, Н. В. Матяш, А. И. Савенков, А. В. Леонтович, А. С. Обухов и др.); исследующие педагогический потенциал метода проектов (Е. Коллингс, Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат, В. Н. Стернберг); анализирующие возможности использования проектного обучения для развития самостоятельности и творчества обучающихся (В. Г. Воровщиков, Н. Б. Крылова и др.); выявляющие педагогические условия формирования проектных, проективных и проектировочных, а также исследовательских, индивидуально-творческих и конструктивных умений обучающихся (А. Г. Казаченко, И. А. Колесникова, И. П. Тарасова, Е. А. Елизарова и др.); рассматривающие различные аспекты проблемы проектных заданий (Т. М. Мартьянова, M. Фридман, A. B. Хуторской) [1; 2; 4; 8].

При разработке концепции методического конструктора мы опирались на работы по педагогическому проектированию (И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская, И. А. Княгинечева и др.) [7].

При определении структуры и содержания методического конструктора были приняты во внимание подходы к его разработке, отраженные в работах (Д. В. Григорьева, П. В. Степанова, Ю. П. Дубенского) [3].

Наш проект направлен разработку методического конструктора «От идеи к действию» по организации проектного обучения обучающихся, освоения ими проектных умений и проектной компетентности.

Методический конструктор мы рассматриваем как комплекс, включающий навигатор методического конструктора «От идеи к действию»; программу учебного курса внеурочной деятельности «От идеи к действию» (8–9 классы) и методические комментарии по ее реализации; набор дидактических карточек для обучающихся к каждому этапу проекта; учебные задания и ситуационные задачи для освоения обучающимися проектных умений; алгоритмы формирования проектных умений; он-лайн тренажер по формированию проектных умений.

Актуальность проекта обусловливают:

— ориентация современного школьного и дополнительного образования на развитие школьников как основной задачи современного образования;

— необходимость освоения педагогом современных технологий обучения (в данном случае — проектной), обладающих развивающим потенциалом и ориентированных на развитие творческих способностей обучающихся и инновационного мышления;

— необходимость преодоления противоречия, сложившегося между требованиями к современному педагогу и сохранением стереотипов в организации проектной деятельности обучающихся в образовательной практике, где не учитывается развивающий потенциал проектной деятельности и педагогическое сопровождение подменяется реализацией учащимся замысла педагога, порой жестко навязанного.

Новизна проекта обусловлена:

— ориентацией его содержания на требования к образовательным результатам проектного обучения ФГОС ООО, СОО;

— особенностями работы с информацией современных детей (лучшее усвоение визуально сжатой информации, интерес к интерактивной подаче материала, выраженная способность самостоятельно работать с ограниченными «порциями» информации);

— потребностью современных детей в освоении новых технологий обучения, позволяющих им реально решать интересующие их проблемы, получать практико-ориентированный результат;

— возможностью создания пространства коллективного взаимодействия, где педагог выступает в роли тьютора.

Инновационность проекта заключается в разработке методического конструктора как средства обучения, основой которого является взаимосвязь целей и результатов проектного обучения (освоенных обучающимися проектных умений/компетенций и проектных компетентностей). Конструктор может быть использован педагогами для разработки педагогических проектов, ориентированных на развитие у обучающихся самостоятельности в освоении проектных умений/компетенций, критического и креативного мышления, умений работать в команде как основной формы взаимодействия участников проекта (сопровождение проектной деятельности обучающихся) с учётом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.

Цель проекта разработка методического конструктора «От идеи к действию» по проектному обучению в школе и учреждениях дополнительного образования.

Целевые группы: 1)педагоги образовательных организаций общего и дополнительного образования — потенциальные руководители проектов обучающихся; 2) обучающиеся образовательных организаций общего и дополнительного образования (8–9 классы, 14–15 лет).

Задачи проекта:

  1. Изучить проблемы организации проектного обучения в работах зарубежных и отечественных ученых-педагогов, методистов и психологов и выделить наиболее эффективные подходы к проектному обучению в образовательной практике.
  2. Проанализировать имеющиеся варианты методических конструкторов, применяемых в практике школ.
  3. Апробировать методический конструктор по проектному обучению в образовательной практике учреждений общего и дополнительного образования г. Новокузнецка.
  4. Повысить уровень сформированности проектных умений и проектной компетентности у обучающихся образовательных организаций общего и дополнительного образования (8–9 классы, 14–15 лет).
  5. Презентовать методический конструктор по проектному обучению педагогическому сообществу.

Предполагаемый проект учитывает опыт работы с педагогами — руководителями проектных работ обучающихся и самими обучающимися, полученный в течение 3 лет (2017–2021 гг.) в рамках проведения регионального конкурса проектов «От идеи к действию», регионального конкурса стендовой защиты проектов, опыт работы с педагогами на курсах повышения квалификации и методических семинарах (МАОУ ДПО ИПК, г. Новокузнецк) и сложившуюся практику организации проектной деятельности учащихся в школах г. Новокузнецка.

Таким образом, социально-общественная значимость проекта состоит в его направленности на решение методических проблем, связанных с организацией проектного обучения в основной школе — формирование проектных умений и проектной компетентности обучающихся. Проектный продукт (методический конструктор по проектному обучению обучающихся школ и учреждений дополнительного образования) может быть использован педагогами при организации внеурочной деятельности обучающихся, направленной на разработку как индивидуального, так и группового проекта; разработку методики обучения, обеспечивающей построение обучающимися маршрута своего движения в проекте (индивидуального образовательного маршрута) с учётом их познавательной самостоятельности и опыта проектной деятельности).

Литература:

  1. Бурков В. Н., Новиков Д. А. Как управлять проектами. — М: Синтег- ГЕО, 2000.
  2. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. — М., 1985.
  3. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. — М.: Просвещение, 2010.
  4. Джонс Дж. К. Методы проектирования. — М.: Мир, 1986.
  5. Дубенский Ю. П. Методический конструктор ситуаций обучения решению задач по физике // Вестник ЮУрГГПУ. 2013. № 5. URL: https://clck.ru/jHXP9 (дата обращения: 01.02.2022).
  6. Ильин Г. Л. Основные положения проективного образования личности // Наука и школа. 2014. № 6. URL: https://clck.ru/jHaK8 (дата обращения: 01.02.2022).
  7. Колесникова И. А. Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высш. учеб. заведений / под ред. И. А. Колесниковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  8. Леонтович А. В., Саввичев А. С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5–11 классы. — М.: ВАКО, 2014.
  9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977.
  10. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. — М.: АРКТИ, 2005. 112 с.

Похожие статьи

Региональный конкурс проектных работ учащихся «От идеи к действию»: площадка для обсуждения творческих идей и способов их реализации

Данная статья описывает итоги сотрудничества двух школ г. Новокузнецка в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся — создание конкурса проектных работ «От идеи к действию». Для читающего представлен опыт и результаты становления Ко...

Из опыта организации сотрудничества в проектной деятельности (на примере учебного проекта «Я — за мир! А ты?»)

В статье описывается опыт организации сотрудничества в ходе выполнения учебного локального проекта. Авторы рассматривают актуальность и значимость сотрудничества в проектной деятельности в условиях введения ФГОС. На конкретных примерах описываются ме...

Организация проектной и исследовательской деятельности в начальной школе: методы и подходы

В статье рассматривается организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в начальной школе. Авторы описывают методы и подходы к данной форме обучения, которая способствует развитию познавательных интересов, навыков самостоятельной раб...

Метод проектов как средство развития творческой самостоятельности студентов технических ВУЗов при обучении иностранному языку

Статья рассматривает метод проектов, как средство развития творческой самостоятельности студентов. Обозначается актуальность развития творческой самостоятельности, и описываются необходимые для этого условия. Представлены основные этапы, виды деятель...

Технология проектного обучения: история и современность

Статья представляет попытку зафиксировать первые этапы формирования технологии проектного обучения. В результате проведённого анализа, касающегося истории создания метода проектного обучения, были выявлены общие признаки на начальном этапе развития м...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Этика и деонтология медицинского работника» как инновационный продукт

В статье представлен педагогический опыт создания инновационного продукта — учебно-методический комплекс по дисциплине «Этика и деонтология медицинского работника», представлены цели, задачи и сравнительная характеристика с аналогичным продуктом, опи...

Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории

В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...

Социально-педагогические условия реализации перспективных профессиональных компетенций педагогов (региональный аспект)

В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описана методическая разработка по организации и проведен...

Практико-ориентированные реализации версий проектной деятельности учащихся при обучении физике

В статье описывается опыт реализации практико-ориентированных версий проектной деятельности, рассматриваемой как компонент системно-деятельностного педагогического подхода. Автором перечисляются: типы учебных проектов; требования к проекту; дидактиче...

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры педагогического взаимодействия у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные ценностно-целевые ориентиры формирования культуры педагогического взаимодействия у современного руководителя образовательной организации. На основе анализа современных достижений теории и практики авторами пр...

Похожие статьи

Региональный конкурс проектных работ учащихся «От идеи к действию»: площадка для обсуждения творческих идей и способов их реализации

Данная статья описывает итоги сотрудничества двух школ г. Новокузнецка в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся — создание конкурса проектных работ «От идеи к действию». Для читающего представлен опыт и результаты становления Ко...

Из опыта организации сотрудничества в проектной деятельности (на примере учебного проекта «Я — за мир! А ты?»)

В статье описывается опыт организации сотрудничества в ходе выполнения учебного локального проекта. Авторы рассматривают актуальность и значимость сотрудничества в проектной деятельности в условиях введения ФГОС. На конкретных примерах описываются ме...

Организация проектной и исследовательской деятельности в начальной школе: методы и подходы

В статье рассматривается организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в начальной школе. Авторы описывают методы и подходы к данной форме обучения, которая способствует развитию познавательных интересов, навыков самостоятельной раб...

Метод проектов как средство развития творческой самостоятельности студентов технических ВУЗов при обучении иностранному языку

Статья рассматривает метод проектов, как средство развития творческой самостоятельности студентов. Обозначается актуальность развития творческой самостоятельности, и описываются необходимые для этого условия. Представлены основные этапы, виды деятель...

Технология проектного обучения: история и современность

Статья представляет попытку зафиксировать первые этапы формирования технологии проектного обучения. В результате проведённого анализа, касающегося истории создания метода проектного обучения, были выявлены общие признаки на начальном этапе развития м...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Этика и деонтология медицинского работника» как инновационный продукт

В статье представлен педагогический опыт создания инновационного продукта — учебно-методический комплекс по дисциплине «Этика и деонтология медицинского работника», представлены цели, задачи и сравнительная характеристика с аналогичным продуктом, опи...

Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории

В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...

Социально-педагогические условия реализации перспективных профессиональных компетенций педагогов (региональный аспект)

В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описана методическая разработка по организации и проведен...

Практико-ориентированные реализации версий проектной деятельности учащихся при обучении физике

В статье описывается опыт реализации практико-ориентированных версий проектной деятельности, рассматриваемой как компонент системно-деятельностного педагогического подхода. Автором перечисляются: типы учебных проектов; требования к проекту; дидактиче...

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры педагогического взаимодействия у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные ценностно-целевые ориентиры формирования культуры педагогического взаимодействия у современного руководителя образовательной организации. На основе анализа современных достижений теории и практики авторами пр...