The article describes the first stages of the formation of project -based learning technology. After analyzing the studied material concerning the history of the creation of the project -based learning method, common features were identified at the initial stage of the method 's development , and at the level of its current development. The article also examines the historical aspect of the application of the project -based learning method.
Keywords: project activity, project -based learning method, project, independent work, collaboration.
В XXI веке образование ежегодно претерпевает серьёзные изменения, тем самым, подталкивает педагога к поиску наиболее эффективных технологий обучения, которые способствуют продуктивному использованию учебного времени, а также повышать качество полученных знаний, умений и навыков путём избирательного отбора методов и приёмов обучения и воспитания. В этой ситуации представляется актуальным обращение к истории педагогического знания и образовательной практики в области технологии проектного обучения. В настоящее время метод проектной деятельности — неотъемлемая часть образовательного процесса. Он мотивирует обучающихся на развитие творческих способностей, самостоятельную работу, поиск информации и получение окончательного продукта.
Все эти изменения подробно раскрыты в Федеральном государственном образовательном стандарте и в обновлённом Федеральном государственном образовательном стандарте.
Эта проблема затрагивалась ещё Сократом, а позже проблему проектного обучения стали изучать: Жан Жак Руссо, Иоган Генрих Песталоцци, Джон Дьюи, Пётр Фёдорович Каптерев, Павел Петрович Блонский, Станислав Теофилович Шацкий, Виктор Фёдорович Шаталов.
Хоть тема развития проектной деятельности и не нова, но мы до сих пор не в полной мере владеем методами проектных технологий, так как кому-то не хватает времени на качественную подготовку к проекту или более тщательно поработать с детьми над каким-либо проектом, также проектная деятельность может подойти не всем обучающимся. Например, те, кто увлечён учёбой, может работать самостоятельно, такую работу будет сделать легко, а вот обучающимся с ОВЗ это будет намного труднее, или вовсе не под силу.
В настоящее время данная проблема остаётся открытой и практически нерешённой.
Исходя из вышесказанного, цель нашей статьи — изучить предпосылки развития проектной деятельности в истории педагогической мысли и выявить эффективность применения проектного метода обучения на уроках.
Методы исследования, которые использовались при работе над написанием научной статьи: анализ, синтез, систематизация, обобщение материала.
Проектная деятельность — это метод достижения конкретных целей деятельности, основанный на проработке проблемной ситуации и вариантов её решения в течение ограниченного временного периода и с определённым оформлением итогов решения проблемы.
Проектный метод обучения — это метод, направленный на развитие творческих и познавательных процессов, критического мышления, умения самостоятельно получать знания и применять их в практической деятельности, ориентироваться в информационном пространстве.
Проект — замысел решения проблем; результат какой-либо деятельности.
Проектирование проявлялось на разных уровнях жизнедеятельности общества как стремление активно вмешаться в несовершенство окружающего мира, а также в своё несовершенство на основании исследовательских знаний о нём. Проектная деятельность как источник развития сферы образования и разновидность профессионально-педагогической активности в истории культуры формировалась достаточно длительный период [5].
Учебные программы, построенные на основе этого метода, строились как серии взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта необходимо было решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребёнка требовалось умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успехов, он добывал необходимые знания и, опираясь на них, делал конкретную работу. Идеальным проектом считался тот, для исполнения которого требовались знания из разных областей, позволяющих решить не одну, а комплекс проблем. Решая конкретные жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получали необходимые знания в комплексной форме, как это и бывает в реальной жизни. Они учились самостоятельно приобретать знания, а значит, учились учиться [6].
Вначале проект использовался педагогами узконаправленно, как средство обучения. С его помощью делались попытки активизировать усвоение учебного материала и позицию ученика в образовательном процессе. Форма реализации проекта могла быть различной. Помимо реальных дел использовались, так называемые, мнимые дела или игры, имитирующие реальные дела. К ним можно отнести литературные проекты [2].
Современный учебный проект включает в себя образовательные возможности и исследования, и эксперимента.
Формат проекта в зависимости от целей и задач обучения задаётся по нескольким параметрам:
— по месту: школьный, внешкольный;
— по масштабу субъекта, непосредственно участвующего в проектной деятельности: индивидуальный, групповой, коллективный;
— по времени, которое может потребоваться для реализации проекта: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный;
— по территории распространения: международный, всероссийский, региональный, внутришкольный;
— по содержанию: предметный, метапредметный, социальный, творческий;
— по характеру приоритетной деятельности: исследовательский, экспериментальный, поисковый, коммуникационный.
Проектная деятельность содержит:
— анализ проблемы;
— постановка цели;
— выбор средств её достижения;
— поиск и обработка информации, её анализ и синтез;
— оценка полученных результатов и выводов.
К важным факторам проектной деятельности относятся:
— повышение мотивации учащихся;
— развитие творческих способностей;
— формирование чувства ответственности;
— создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимися
Принципы организации проектной деятельности:
— проект должен быть посильным для выполнения;
— создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов;
— вести подготовку учащихся к выполнению проектов;
— обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы, ведение дневника, где учащиеся будут фиксировать свои мысли, идеи, ощущения;
— в случае если проект групповой, необходимо показать вклад всех участников проекта;
— обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме [11].
Предпосылки возникновения метода проектов можно проследить, начиная с IV века до н. э.
Сократ создал искусство под названием «майевтика», в котором предлагалось с помощью наводящих вопросов через диалог извлекать скрытые в каждом человеке знания. В ходе диалога Сократ вместо того, чтобы утверждать ту или иную истину, задаёт требующие последовательности вопросы, отвечая на которые его собеседник формулирует ранее ему неизвестные утверждения [8].
Жан-Жак Руссо в своём романе-трактате «Эмиль, или о воспитании» призывает не давать ребёнку никаких словесных уроков, предлагает, чтобы ребёнок приобрёл знания из своего собственного опыта и практики.
Жан-Жак Руссо намечает три вида воспитания и три вида учителя:
— Природа;
— Люди;
— Предметы.
Все они участвуют в развитии человека: природа внутренне развивает наши задатки и органы; люди помогают использовать это развитие; предметы действуют на нас и дают опыт.
Руссо утверждает, что ребёнка нужно воспитывать с интересом. Непосредственный интерес — это великий двигатель вперёд. Он считал, что обучение ребёнка должно быть, по возможности, максимально наглядным и основываться на примерах [7].
Иоган Генрих Песталоцци активно проводил идею о том, что только соединение обучения с трудом в должной мере соответствует психологии детей, их естественному стремлению к разнообразной деятельности. Основной задачей школы, по его мнению, было развитие умственных, физических и нравственных задатков учащихся на природосообразной основе. Он считал, что детям сначала дать чёткую, необходимую и логичную картину мира, формировать полезные навыки и умение делать выводы, а потом уже вооружать детей конкретной информацией.
Прежде всего, необходимо отметить, что в учёной среде существует несколько мнений по поводу зарождения метода проектного обучения. Так, один из вариантов создания идеи проектного обучения, по мнению исследователей, может относиться к XVI веку, когда в Италии предпосылками появления «метода проектов» в образовании послужили социально-экономические условия. Проектная методика стала применяться в Академии искусств в Риме при обучении архитекторов и художников, так как возникла необходимость пересмотра традиционных методов обучения в связи с появлением новых требований к подготовке специалистов.
Общепринятой является точка зрения о том, что технология проектного обучения изначально основывается на теоретических концепциях «прагматической педагогики», появившейся в конце XIX — начале XX веков в США.
Основоположником данного направления был выдающийся американский философ и педагог Джон Дьюи. Сущность воспитания он видел в постоянном преобразовании расширяющегося личного опыта ребёнка. Для результативности современных поисков в этой области представляется значимым выделить несколько положений, ставших основой его теории.
Он считал, что усвоение знаний — это спонтанный неуправляемый процесс, поэтому для усвоения знаний перед учащимися нужно создать проблемную ситуацию, взятую из их жизни и значимую для них. При этом он утверждал, что обучение нужно вести через целесообразную проектную деятельность, сообразуясь с личным интересом ребёнка, потому что он усваивает материал, не просто воспринимая органами чувств, а являясь активным субъектом своего учения [3].
Проектная технология была названа «методом проблем», «методом проектов» и связывалась с идеей гуманистического направления в образовании.
В России идею проектного обучения первым поддержал выдающийся русский педагог Пётр Фёдорович Каптерев, в своей книге «Дидактические очерки» он писал: «Знания, конечно, ценны, но ещё ценнее уменье, искусство, способности. То человек знающий, то умный. Ум выше знаний, так как, владея умом, всегда можно приобрести знания, а, владея знаниями, не всегда приобретёшь ум… Поэтому наиболее ценны такие учебные предметы, которые не столько обогащают ум сведениями, сколько дают разнообразный материал для всестороннего упражнения ума и, таким образом, сообщает ему гибкость, подвижность, так как оттачивают и шлифуют его…» [4, с. 324].
В дальнейшем судьба проектного метода в России связана с именами Павла Петровича Блонского, Станислава Теофиловича Шацкого.
В настоящее время многие принципы технологии проектного обучения и связанная с ней проектная деятельность основывается на идеях, заложенных одним из основоположников отечественной педагогической науки Павлом Петровичем Блонским.
Он утверждал, что в век прогресса не должно быть технической неграмотности, что ребёнок должен, прежде всего, не обучаться теоретическим знаниям, а учиться жить. Учёный утверждал, что школа должна создать рациональную организацию жизни ребёнка, быть местом его жизни, где учителю отводится роль лишь сотрудника, помощника и руководителя ребёнка в его ответственной самостоятельной работе [1].
Необходимо отметить, что после революции 1917 года метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Надежды Константиновны Крупской.
Под руководством русского учёного-педагога Станислава Теофиловича Шацкого в 1919 году в Москве была создана первая опытная станция по народному образованию.
С. Т. Шацкий считал, что воспитание первостепенно должно быть направлено на выработку устремлений ученика к самостоятельности, что становилось возможным в процессе самостоятельной творческой работы [10].
В XX веке появился большой отряд педагогов-новаторов. Они выступали под девизом: «Творчество учителя — творчество ученика». Они считали, что главными признаками истинного учителя является заинтересованность своим предметом, способность провести урок с максимальным участием учеников в нём, умение любить и уважать личность ученика.
Виктор Фёдорович Шаталов смог разработать подход, в котором охватывались сразу все ученики, он заключался в создании творческой работы и увлечённой атмосферы вокруг учащихся. Шаталов говорил, что в детей необходимо вселять уверенность в своих силах, оптимизм, давать почувствовать ребёнку успех в его деятельности и учёбе. Для этого Шаталов предельно ясно, чётко, доступно, с наглядным использованием блок — схем объяснял материал. На дом ученикам давались аналогичные задания. Результатом такого обучения являлось то, что даже самые слабые дети стремились к успеху и достижению высоких результатов. После того, как ученики в достаточной мере овладели материалом, они самостоятельно могли находить творческие решения и самостоятельно исправлять ошибки [9].
В своей работе я использую следующие виды проектов:
1. Создание творческих проектов предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. д. (сочинение сказок, басен, загадок, рисунки к произведениям);
2. Создание исследовательских проектов требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т. д. («Словарь диалектных слов Забайкалья», «Иллюстрации к сказке «Чёрная курица, или Подземные жители» и т. д.);
3. Создание информационных проектов направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории:
— цель проекта;
— его актуальность;
— методы получения (литературные источники, СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение «мозговой атаки»);
— обработка информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы);
— результат (статья, реферат, доклад, презентация). (Биографии писателей и поэтов, сообщения «История создания стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» и т. д.);
4. Комплексный анализ текста;
5. Практико-ориентированный проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта (памятки, алгоритмы, словари, схемы и т. д.).
Плюсы проектной деятельности:
— навыки самообразования и самоконтроля;
— моделирование реальной технологической цепочки: задача-результат;
— навыки групповой деятельности;
— индивидуальный подход;
— интерес к познавательной деятельности;
— лучшее закрепление полученного на уроках материала, а, следовательно, и повышение результативности обучения;
— использование на любом уровне и в любом возрасте.
Минусы проектной деятельности:
— возрастает нагрузка на учителя;
— ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);
— психологические, коммуникативные проблемы;
— проблема субъективной оценки;
— опасность превращения проекта в простое изложение фактов, а также переоценка продукта проекта и недооценка процесса его подготовки.
Признаки проектной деятельности:
— самостоятельность;
— творчество;
— активность проектантов;
— инициатива;
— практическое применение имеющихся знаний и умений.
Таким образом, изучив историко-педагогическую литературу по данной теме, зафиксировав предпосылки возникновения проектного метода обучения и проанализировав свой опыт работы, можно сказать, что проектная деятельность на уроках является эффективной формой работы. Она помогает учащимся повысить мотивацию к обучению, развивает их творческие способности, мышление, память, они учатся взаимодействовать друг с другом.
Литература:
1. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения /авторский сборник/, Изд-во Педагогика, 1979г., 704 стр.
2. Волков И. П. Цель одна — дорог много: Проектирование процессов обучения. — М.: Просвящение, 1990.
3. Дьюи Дж., Дьюи Э. Школы будущего / Дж. Дьюи, Э. Дьюи. — Берлин: Госуд. Изд-во. РСФСР, 1922. — 178 стр.
4. Каптерев П. Ф. Дидактические очерки: Теория образования. — Изд. 2-е, перераб. и расшир. — Пг.: Земля, 1915. — VI, 434 стр.
5. Пашина Е. П. Технологии организации познавательной деятельности учащихся: технология кооперативного обучения, технология проектного обучения / Е. П. Пашина. — Уфа: Матрица научного познания, 2021. — № 1 (10) С. 147–150.
6. Плеханова Е. М., Лобанова О. Б. Метод проектов: его интерпретация в отечественной образовательной практике 1920-х гг. / Москва: Современные проблемы науки и образования, 2019. — № 3 С. 41
7. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т./Под ред. Г. Н. Джибладзе; сост. А. Н. Джуринский. — М.: Педагогика, 1981. — 656 с. — (Пед. б-ка). В надзаг.: АПН СССР. — Издательство “Педагогика”, 1981 г.
8. Солопова M. A. Майевтика // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. 2-е изд., испр. и допол. М.: Мысль, 2010.
9. Шаталов В. Ф. Точка опоры. Об экспериментальной точке преподавания. — М.: “Педагогика”, 1987. — 158 с.
10. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения (в 4-х т.). Т.4. / Сост. Бершадская Д. С. — М., 2010.
11. Хюсен Т. Образование в 2000 году: Исследовательский проект: Пер. со швед. Е. М. Соколова. — М., 1977.

