Мы разные — мы вместе
Автор: Скорина Влада Владимировна
Рубрика: 14. Социальная работа
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)
Дата публикации: 05.03.2015
Статья просмотрена: 719 раз
Библиографическое описание:
Скорина, В. В. Мы разные — мы вместе / В. В. Скорина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 267-269. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7524/ (дата обращения: 16.12.2024).
Важнейшей гарантией успешного развития России является сохранение в обществе гражданского мира и согласия, укрепление единства российской нации. В данной статье сделан краткий экскурс по истории и формам межнациональных конфликтов. Подчеркивается значение формирования толерантных установок для обеспечения полноценной гармоничной жизни человека, разных социальных групп и человечества в целом. В работе исследуется феномен толерантности в современной России на примере Ямало-Ненецкого автономного округа.
Ключевые слова:межэтническая толерантность, человек, конфликт, народ, единство, культура
Введение
Человек — существо глубоко социальное, и желание жить в мире и гармонии с окружающим его обществом составляет неотторжимое качество нормально функционирующей психики. Важнейшей гарантией успешного развития России является сохранение в обществе гражданского мира и согласия, укрепление единства российской нации.
Как известно, педагогические принципы выражают закономерности, действующие в учебно-воспитательном процессе становления личности. Источниками педагогических принципов являются идеология, гносеология, психология, передовой опыт социальной работы.
Первая строка преамбулы к Конституции – «Мы – многонациональный народ Российской Федерации» — обрела однозначный смысл, что многонациональный народ Российской Федерации — это не простая сумма национальностей, а единая общность.
Россия — страна, в которой проживают представители более ста народов. Ямало-Ненецкий округ не исключение. Каждый народ, сформировавшийся на территории округа, имеет свои особенности в культуре, традициях, обычаях. Этническое многообразие активно поддерживается за счет миграционных процессов. Важно знать и понимать особенности самосознания и поведения других народов, укреплять единство и мощь нашего государства, не разобщать его конфликтами и разногласиями, а консолидировать общество под одной мощной идеей. Концептуально эти идейные опоры были обозначены в предвыборной статье Владимира Владимировича Путина «Россия. Национальный вопрос» и в его памятном выступлении в Саранске. Они и были положены в основу Стратегии как выстраданный плод научной мысли и политической воли: «Необходимо расширять поддержку русского языка как родного, предметно заниматься его популяризацией и на федеральном уровне, и во всех без исключения регионах страны. Я хочу ещё раз повторить: наша базовая задача заключается в том, чтобы укрепить гармонию и согласие в многонациональном российском обществе, чтобы люди независимо от своей этнической, религиозной принадлежности осознавали себя гражданами единой страны».
Я также считаю этот вопрос актуальным, поскольку напряжённость в обществе, межэтнические конфликты, рост сепаратизма и национального экстремизма являются прямой угрозой безопасности округа и страны в целом.
Основная часть
В конфликтных ситуациях обнажаются противоречия, которые существуют между общностями людей, консолидированными на этнической основе. Далеко не в каждый конфликт бывает вовлечен весь этнос, это может быть его часть, группа, которая ощущает на себе или даже осознает противоречия, ведущие к конфликту. По существу конфликт есть способ разрешения противоречий, проблем, а они могут быть самыми разными.
Функциональный подход к пониманию конфликта характерен для большинства этноконфликтологов. В. А. Тишков определяет межэтнический конфликт как любую форму «гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны, или одна из сторон, мобилизуются, действуют или страдают по признаку этнических различий».
Л. М. Дробижева подчеркивает функциональную основу этнического конфликта, заложенную не в этничности, а в социальных проблемах, возникающих между группами, консолидированными на этнической основе.
А. Ямсков определяет этнический конфликт через описание коллективных действий: «Этнический конфликт — это динамически меняющаяся социально-политическая ситуация, порожденная неприятием ранее сложившегося статус-кво существенной частью представителей одной (нескольких) из местных этнических групп и проявляющийся в виде хотя бы одного из следующих действий членов данной группы:
а) начавшейся этноизбирательной эмиграции из региона;
б) создании политических организаций, декларирующих необходимость изменений существующего положения в интересах указанной этнической группы...;
в) спонтанных акций протеста против ущемления своих интересов со стороны представителей другой местной этнической группы».
З. В. Сикевич в своем определении этнического конфликта смещает акценты с поведенческой составляющей на анализ пересечения этнического и политического пространств: «Под этническим конфликтом мы понимаем социальную ситуацию, обусловленную несовпадением интересов и целей отдельных этнических групп в рамках единого этнического пространства или этнической группы, с одной стороны, и государства, с другой, на пересечении этнического и политического пространства, выражающегося в стремлении этнической группы (групп) изменить этнические неравенства или политическое пространство в его территориальном измерении».
В последнем случае в определении жестко увязаны субъекты конфликта и глубинные цели их политической активности, какими бы декларациями они не прикрывались, и в каких бы формах не проявлялся сам этнический конфликт.
Этнический конфликт — момент кульминации межэтнических противоречий, принимающих характер открытой конфронтации. Психологический словарь дает, к примеру, следующее определение: «Этнический конфликт — форма межгруппового конфликта, когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку».
Особую роль в развитии конфликтов, в том числе в придании им массовой формы, играют средства массовой информации. Любая искаженная информация, неуместные определения, эпитеты очень быстро накаляют страсти.
В зонах этнополитических, идеологических и институциональных конфликтов распространено устойчивое мнение о необъективности отражения ситуации в республиках средствами массовой информации, и это создает напряжение в межнациональных отношениях. Иногда речь идет даже об информационной войне.
Развитие системы межэтнической коммуникации посредством СМИ и максимального использования ресурсов масс-медиа для укрепления общенациональных ценностей на региональном уровне — одно из важнейших направлений работы администрации. Сохранение национально-культурной самобытности народов и культурно-исторического наследия осуществляется в сфере культуры (поддержка деятельности национальных творческих коллективов, проведение национальных и межнациональных фестивалей, смотров, конкурсов и других культурных акций); в спортивной сфере; через издательскую деятельность (издание литературы на национальных языках; издание художественной, научно-публицистической литературы этнологического характера).
Давайте обратимся к Ямало-Ненецкому округу. Одним из важных событий стало проведение первого межнационального фестиваля.
Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подписал распоряжение о проведении в Новом Уренгое с 6 по 7 сентября первого открытого фестиваля «Ямал многонациональный». Мероприятие приурочено к Году культуры в России и Году гражданского единства в ЯНАО. Его идея — межнациональное согласие и демонстрация этнической самобытности народов, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе. Программа получилась весьма насыщенной: в городском парке заложили аллею «Дружба народов», в детской школе искусств № 1 открылась фотовыставка «Твой Ямал», на одной сцене выступили творческие коллективы. Главным украшением фестиваля стали «Национальные подворья».
В рамках фестиваля «Ямал многонациональный» в школе искусств за «круглым столом» собрались представители департамента внутренней политики Ямала, администрации города, диаспор и общественных организаций. Тема обсуждения — проблема гармонизации межнациональных отношений. Воспитывать взаимное уважение нужно с детства, ведь именно в семье начинают складываться первые идеалы ребенка о жизни и поведении в обществе. Донести подобную информацию до детей так, чтобы дух толерантности был всегда. Никакая другая школа, ни детский сад не в состоянии это сделать, если не начать с семьи и с самого себя.
Участники «круглого стола» уверены: для того, чтобы межкультурный диалог состоялся, необходимо больше рассказывать детям о народах, проживающих в нашем городе и округе, знакомиться друг с другом и чаще встречаться. Общее дело помогает быстрее и лучше понять друг друга.
Ничто так не объединяет людей, как совместный труд. Так находили общий язык наши далекие предки. Вот и участники фестиваля «Ямал многонациональный» решили заложить зелёную аллею «Дружба народов». Здесь не важны национальность и вероисповедание. За перчатки, лопаты и ведра с водой все берутся охотно. Словно сплочённая команда, представители разных народов делают общее и доброе дело.
Намик Авдунов, председатель новоуренгойского азербайджанского конгресса «ФАРМАН»: «Во мне чувство ответственности огромное потому, что посадить дерево — это одно, надо ещё ухаживать, поливать, чтобы оно выросло. Сегодняшнее мероприятие мне по душе. Это надо было давно делать».
Теперь парк стал богаче на два десятка карликовых берез. В завершение — общее фото на фоне новой аллеи. Организаторы надеются, что посадка деревьев станет доброй традицией для каждого новоуренгойца. Фестиваль объединяет разных людей и на фотовыставке «Твой Ямал». Здесь нет ни одного похожего друг на друга снимка. Каждый видит красоту севера по-своему.
Ольга Пудова, директор детской школы искусств № 1: «Невозможно пройти без чувства внутренней гордости за то, что такие потрясающие, творческие люди, которые видят красоту нашего края. Прекрасная возможность дать урок толерантности нашим детям».
Здесь целая коллекция незабываемых моментов: городские пейзажи и палитра красочной тундры, удивительные северные животные и уникальные лица людей. На центральной площади жизнь кипит. На свои подворья приглашают татары, башкиры, киргизы, азербайджанцы, ненцы, казаки, украинцы, армяне, ногайцы, чеченцы и дагестанцы. Хозяева радушно приветствуют каждого гостя, угощают чаем, выпечкой, традиционными блюдами. Танцуют и поют народные песни. По соседству работают площадки «Игры народов», «Город мастеров» «Мы разные — мы вместе», где представлены экспонаты из фонда музея детского сада «Руслан».
Ольга Халай, представитель новоуренгойского казачьего общества: «Здесь такое разнообразие красок, костюмов, песни, танцы, музыкальное искусство, речь особенная, кухня особенная. Общаясь друг с другом, мы обогащаемся. Становимся ещё лучше, и понимаем, что только в единстве наша сила».
Главная цель мероприятия достигнута. Первый открытый фестиваль «Ямал многонациональный» показал, что добрососедские отношения налажены. Это — ещё один шаг к взаимопониманию между людьми разных культур, которых объединил северный край.
Вывод
Причиной возникновения этнического конфликта может стать посягательство на территорию проживания этноса, стремление этносов выходить из-под «имперского обруча» и создавать независимые территориально-государственные образования. Борьба за природные ресурсы, приоритеты в трудовой деятельности, социальные гарантии — всё это вызывает этнические стычки, которые в дальнейшем перерастают в крупномасштабный конфликт. Прогнозирование, предупреждение и разрешение этнических конфликтов — важная задача правительств всех современных государств.
В современной России понятие «межэтническая толерантность» стало одним из самых популярных и обсуждаемых. Политики, журналисты и общественные деятели неоднократно указывали на необходимость и актуальность формирования установок межэтнической толерантности. Для России формирование межэтнической толерантности является необходимостью, что связано с уникальностью истории нашего государства, с его многонациональностью и поликонфессиональностью.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в России насчитывается более 180 наций и народностей, различающихся по вероисповеданию, культуре, истории и обладающих собственной системой ценностей. Представители этих этносов непрерывно контактируют друг с другом, что обусловлено их совместным проживанием в рамках единого социума.
Для России, как поликультурного государства, обеспечение мирного сосуществования большого количества этнических сообществ составляет большую проблему.
Мероприятия такого плана как фестиваль «Ямал многонациональный» благотворно влияют на воспитание современной молодежи. Хочу повторить слова Льва Николаевича Толстого: «Если бы люди понимали, что они живут не одной своей жизнью, а жизнью всех, то они знали бы, что делая добро другим, они делают его себе». И в этих словах суть идеологии толерантности как школы жизни.
Литература:
1. Авксентьев А. В., Авксентьев В. А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. (Учебное пособие под ред. проф. В. А. Шаповалова). Ставрополь, 2003.
2. Бушков В. И., Микульский Д. В. Анатомия гражданской войны в Таджикистане (Этносоциальные процессы и политическая борьба, 1992–1996). М., 1997. С. 50–51.
3. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 2004.- с.237–246
4. 3дравомыслов А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 2005. С. 6.
5. Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС».. 1998.
6. Конституция РФ.
7. Котанджян Г. С. Этнополитология консенсуса — конфликта. М.: Луч, 2002.
8. Кредер А. А. Новейшая история 20 век. Ч.2 — М.: ЦГО, 1995.
9. В. В. Путин статья «Россия. Национальный вопрос».
10. В рамках проведения I Открытого фестиваля «Ямал многонациональный» состоялся круглый стол по вопросам межнациональных отношений с привлечением национальных общественных объединений и представителей органов власти ЯНАО на тему «Ислам в условиях поликультурного города». С докладом на круглом столе выступила Дугужева Муминат Хатизовна, заведующая кафедрой гражданского права и процесса ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», филиал в г. Новый Уренгой, кандидат юридических наук, доцент.
Похожие статьи
Влияние семьи и семейных традиций на молодое поколение. Проблема «отцов и детей»
В данной статье рассматривается понятие семьи, её роли в жизни каждого человека, влияние семейных традиций на молодое поколение и на формирование интеллектуальных и эмоциональных основ личности. Семья, как «ячейка общества» и основа человеческих отно...
Анализ различных подходов к проблеме патриотизма как объединяющей идее российского общества
В статье сделана попытка анализа разных подходов к проблеме патриотизма в виде объединяющей идеи российского общества. В результате сделан вывод о том, что необходимо противостояние проявлениям экстремизма через патриотическое воспитание в вузах и шк...
Современное образование и воспитание личности человека
Нельзя пренебрегать опасностью растущего экстремизма среди молодежи, и разгула националистов в обществе некоторых стран в целом. Наша задача — определить процесс глобализации образования и воспитания современной молодежи, его основные характеристики....
Взаимодействие Ассамблеи народа Казахстана с организациями образования как фактор формирования диалога культур в условиях высшей и средней школы Казахстана
В статье рассматривается деятельность Ассамблеи народа Казахстана в области межэтнической и межкультурной коммуникации, раскрывается значение и значимость диалога культур в современном обществе, определяются факторы и условия для достижения националь...
Генезис проблемы патриотического воспитания офицерских кадров в философском, социальном и психолого-педагогическом аспектах
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся становления и развития патриотического воспитания в российском государстве с XIV века до современной эпохи. В ней подчеркиваются взгляды исследователей на проблему воспитания будущих офицеров в различных н...
Межнациональные отношения как важнейшая область консолидации общества (на примере Республики Ингушетия)
В статье исследуются современные формы межнациональных взаимоотношений в Республике Ингушетия. Рассматриваются социальные и культурные аспекты реализации региональной государственной программы укрепление межнациональных отношений и развитие националь...
Проблемы реализации конституционного права народов России на сохранение родного языка
В статье исследуется степень важности языка в правовой сфере общества, а также анализируется роль и место языка для социальной среды отдельных народов в государстве. Выявляются спорные и проблемные моменты, приводятся возможные пути их ликвидации, а ...
Национальные интересы и социальная идентичность
Социальная идентичность общества и национальные интересы взаимозависимы и тесно переплетены. Социальная идентичность определяется отождествлением интересов личности с интересами общества и государства в экономической, политической, социальной, культу...
Духовная культура малых народов Севера
Работа посвящена анализу значения культурных традиций и ценностей этнических меньшинств. Автором проанализированы механизмы их природной и социальной адаптации. Выявлена роль культурных образований в процессах самосохранения и развития этнических мен...
Валеология — наука о здоровье: тридцать пять лет на трудном пути становления
Статья посвящена обоснованию значения Валеологии как учения об индивидуальном здоровье человека, для более активного использования её возможностей в образовательной, научно-исследовательской и практической оздоровительной деятельности, направленной н...
Похожие статьи
Влияние семьи и семейных традиций на молодое поколение. Проблема «отцов и детей»
В данной статье рассматривается понятие семьи, её роли в жизни каждого человека, влияние семейных традиций на молодое поколение и на формирование интеллектуальных и эмоциональных основ личности. Семья, как «ячейка общества» и основа человеческих отно...
Анализ различных подходов к проблеме патриотизма как объединяющей идее российского общества
В статье сделана попытка анализа разных подходов к проблеме патриотизма в виде объединяющей идеи российского общества. В результате сделан вывод о том, что необходимо противостояние проявлениям экстремизма через патриотическое воспитание в вузах и шк...
Современное образование и воспитание личности человека
Нельзя пренебрегать опасностью растущего экстремизма среди молодежи, и разгула националистов в обществе некоторых стран в целом. Наша задача — определить процесс глобализации образования и воспитания современной молодежи, его основные характеристики....
Взаимодействие Ассамблеи народа Казахстана с организациями образования как фактор формирования диалога культур в условиях высшей и средней школы Казахстана
В статье рассматривается деятельность Ассамблеи народа Казахстана в области межэтнической и межкультурной коммуникации, раскрывается значение и значимость диалога культур в современном обществе, определяются факторы и условия для достижения националь...
Генезис проблемы патриотического воспитания офицерских кадров в философском, социальном и психолого-педагогическом аспектах
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся становления и развития патриотического воспитания в российском государстве с XIV века до современной эпохи. В ней подчеркиваются взгляды исследователей на проблему воспитания будущих офицеров в различных н...
Межнациональные отношения как важнейшая область консолидации общества (на примере Республики Ингушетия)
В статье исследуются современные формы межнациональных взаимоотношений в Республике Ингушетия. Рассматриваются социальные и культурные аспекты реализации региональной государственной программы укрепление межнациональных отношений и развитие националь...
Проблемы реализации конституционного права народов России на сохранение родного языка
В статье исследуется степень важности языка в правовой сфере общества, а также анализируется роль и место языка для социальной среды отдельных народов в государстве. Выявляются спорные и проблемные моменты, приводятся возможные пути их ликвидации, а ...
Национальные интересы и социальная идентичность
Социальная идентичность общества и национальные интересы взаимозависимы и тесно переплетены. Социальная идентичность определяется отождествлением интересов личности с интересами общества и государства в экономической, политической, социальной, культу...
Духовная культура малых народов Севера
Работа посвящена анализу значения культурных традиций и ценностей этнических меньшинств. Автором проанализированы механизмы их природной и социальной адаптации. Выявлена роль культурных образований в процессах самосохранения и развития этнических мен...
Валеология — наука о здоровье: тридцать пять лет на трудном пути становления
Статья посвящена обоснованию значения Валеологии как учения об индивидуальном здоровье человека, для более активного использования её возможностей в образовательной, научно-исследовательской и практической оздоровительной деятельности, направленной н...