Статья посвящена эмпирическому изучению этнических особенностей конфликтов у супругов с высоким уровнем удовлетворенности браком, описываются выявленные особенности конфликтов у супругов, принадлежащих к разным этническим группам.
Ключевые слова: удовлетворенность браком, конфликт в супружеской подсистеме, этнические различия как фактор супружеских конфликтов.
Вопрос этнических и культуральных особенностей супружеских взаимоотношений стал особенно актуален в исследованиях российских ученых с начала 2000-х гг. Возрастание интереса к данной проблематике обусловлено увеличением количества межнациональных браков: по статистике с 1993 по 2002 гг. — в 1,5 раза [3]. Это произошло, в том числе, в связи с расширением возможности межнационального общения с людьми из разных стран с помощью сети Интернет и различных ресурсов для знакомств. Основная масса исследований последнего десятилетия посвящена изучению межэтнических браков и их особенностей, большое внимание уделяется изучению конфликтов в семейной подсистеме в конкретной этнической культуре.
Проанализировав работы авторов, таких как A. А. Бодалев (1981), В. В. Бойко (1989), B. Н. Дружинин (2000), А. Келам (1985), С. В. Ковалев (1988), В. П. Левкович (1993;1990;1983), Т. М. Мишина (1987), Г. Навайтис (1981), В. Сатир (1992; 2000), В. В. Столин (1981), В. А. Сысенко (1981; 1989), Т. Н. Трапезникова (1988) и др., мы пришли к выводу, что исследователи уделяют большое внимание изучению конфликтов в семейной подсистеме, но на данный момент в психологии семейных взаимоотношений мало изучены социально-психологические особенности протекания конфликтов у разных народов и этносов.
Мы задались вопросом: есть ли различия в природе, особенностях протекания и функциях конфликтов в супружеских диадах разной этнической принадлежности? Какого рода конфликты возникают между супругами, которые удовлетворены браком?
Таким образом, была сформулирована гипотеза нашего исследования: существуют этнические особенности конфликтов у супружеских пар с высоким уровнем удовлетворенности браком.
Цель исследования: выявить этнические особенности супружеских конфликтов у супружеских пар с высоким уровнем удовлетворенности браком.
Под удовлетворенностью браком мы понимаем субъективную оценку отношения к супругу и браку, которое зависит от удовлетворения различных потребностей супругов [1].
Супружеский конфликт — это определенное противобоствующее взаимодействие супругов, обусловленное наличием противоположных значимых для них взглядов, целей, ценностей, мнений, желаний и т. д., включающее деятельность, направленную на преодоление данных разногласий [5], [6].
В нашем исследовании приняли участие 160 супружеских пар, находящихся в браке от года, проживающих на территории Российской Федерации, имеющие высокий уровень удовлетворенности браком. Исследование проводилось онлайн, с помощью социальных сетей и татарских и армянских культурных сообществ Самарской области.
Выборка была разделена на 4 группы испытуемых, разделенных по этнической принадлежности:
Группа № 1: 40 супружеских пар, где оба супруга являются русскими;
Группа№ 2:40 супружеских пар, где оба супруга являются армянами;
Группа № 3:40 супружеских пар, где оба супруга являются татарами;
Группа № 4: 40 супружеских пар, где супруги принадлежат к разным этносам.
Для проведения эмпирического исследования, мы использовали следующие методики: тест-опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко), методика «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозмана, Е. М. Дубовской, методы математической статистики. Испытуемым предлагалось ответить на вопросы опросников.
В результате исследования особенностей супружеских конфликтов у всех 4-х групп испытуемых с помощью методики «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозмана, Е. М. Дубовской, были получены следующие результаты.
При выявлении статистически значимых различий по общему уровню конфликтности супружеских пар, принадлежащих к разным этническим группам с помощью t-критерия Стьюдента, нами было обнаружено:
Существуют значимые различия по уровню конфликтности супружеских пар между группой № 1 (русские) и группой № 2 (армяне).
Существуют значимые различия по уровню конфликтности супружеских пар между группой № 1 (русские) и группой № 3 (татары).
Не существует статистически значимых различий по уровню конфликтности супружеских пар между группой № 1 (русские) и группой № 4 (полиэтнические супружеские пары).
Не существует статистически значимых различий по уровню конфликтности супружеских пар между группой № 2 (армяне) и группой № 3 (татары).
Не существует статистически значимых различий по уровню конфликтности супружеских пар между группой № 3 (татары) и группой № 4 (полиэтнические супружеские пары).
Различия по уровню конфликтности супружеских пар между группой № 2 (армяне) и группой № 4 (полиэтнические супружеские пары) находятся в зоне неопределенности.
Полученные результаты говорят нам о том, что уровень конфликтности в русских супружеских парах значимо выше, чем в татарских и армянских супружеских парах. Уровень конфликтности в полиэтнических, татарских, армянских супружеских парах имеет практически одинаковый низкий уровень. Тем не менее, уровень конфликтности всех групп испытуемых является средним.
При выявлении статистических различий между группами испытуемых по уровню конфликтогенности причин возникновения супружеского конфликта с помощью t-критерия Стьюдента, были получены следующие результаты, представленные в таблице 1.
Таблица 1
|
Русские/ Полиэтнические |
Русские/ Армяне |
Русские / Татары |
Армяне/ Полиэтнические |
Армяне/ Татары |
Татары/ Полиэтнические |
1. Проблемы отношений с родственниками и друзьями |
Незнач t(1.5) |
Незнач t(1.5) |
Незнач t(1.6) |
Знач t(4) |
Незнач t(0.5) |
Знач t(3.6) |
2. Вопросы, связанные с воспитанием детей |
Незнач t(1.2) |
Незнач t(0.9) |
В зоне неопределенности t(2.5) |
Незнач t(0.3) |
Незнач t(1.7) |
Незнач t(1.5) |
3. Проявление супругами стремления к автономии. |
В зоне неопределенности t(2.4) |
Незнач t(0.6) |
Незнач t(0.7) |
Незнач t(1.6) |
Незнач t(1.2) |
Знач t(3.3) |
4. Ситуации нарушения ролевых ожиданий. |
Незнач t(0.5) |
Незнач t(0.9) |
Знач t(2.8) |
Незнач t(0.2) |
В зоне неопределенности t(2.2) |
Знач t(2) |
5. Ситуации рассогласования норм поведения. |
Незнач t(1.1) |
Знач t(3.8) |
Незнач T(0.6) |
Знач t(3.6) |
Знач t(4.3) |
Незнач t(0.3) |
6. Проявление доминирования одного из супругов |
Незнач t(1.3) |
Знач t(4.3) |
Знач t(4) |
В зоне неопределенности t(2.6) |
Незнач t(0.8) |
Знач t(2.8) |
7. Проявление ревности |
В зоне неопределенности t(2) |
В зоне неопределенности t(2) |
Незнач t(0.5) |
Незнач t(1.3) |
В зоне неопределенности t(2) |
В зоне неопределенности t(2.5) |
8. Рассогласования в отношении к деньгам |
Незнач t(0.8) |
В зоне неопределенности t(2.4) |
Незнач t(0.3) |
Незнач t(1.7) |
В зоне неопределенности t(2) |
Незнач t(0.5) |
Проанализировав полученные результаты, мы можем сделать вывод, что монорусские супружеские пары более конфликтны и конфликтуют в тех сферах, где есть вариативность поведения (рассогласование норм поведения, нарушение ролевых ожиданий), так как по сравнению со всеми остальными этническими группами, их поведение в супружеских отношениях не так регламентировано ролевыми установками. Большинство испытуемых данной группы отмечали, что не принадлежат к какой-либо религии (74 %) и оценивают взаимоотношения между супругами, как равноправные. При этом, моноармянские пары в 98 %, а монотатарские пары в 95 % считают себя религиозными и живут по религиозным канонам.
Наибольшая конфликтность в монорусских парах, возникающая на почве доминирования кого-либо из супругов обусловлена наличием конкуренции и равноправия, а также отсутствием общего, согласованного представления о том, кто должен занимать главенствующее положение в семье. Мы предполагаем, что в монорусских супружеских парах чаще сталкиваются полярные представления о том, каким должен быть семейный уклад в связи с наличием разного жизненного опыта. При этом, монотатарских и моноармянских парах показатель данной сферы возникновения конфликта наименьший, так как в моноармянских и монотатарских семейных традициях роль главы семьи предопределена — ей является муж.
Также было выявлено, что в полиэтнических парах чаще, чем у монотатарских и моноармянских супругов, возникают конфликты на почве взаимодействия с родственниками и друзьями. На наш взгляд это обусловлено столкновением традиций и культурных особенностей взаимодействия с родственниками супруга.
Также мы выявили, что чаще всего супруги всех групп испытуемых конфликтуют на почве взаимодействия с родственниками и друзьями. Мы предполагаем, что это связано с тем, что большинство пар, участвовавших в исследовании, находятся в браке не более 2-х лет (65 %) и одной из задач формирования нуклеарной семьи, является сепарация от родительских семей супругов и установление независимости, собственной системы норм и правил [2].
Литература:
- Алешина, Ю. Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем семейной жизни: авт. реф. / Ю. Е. Алешина. — М.: МГУ, 2005.
- Багарян, Р. А. Социально-психологические условия устойчивости межэтнического брака. / Р. А. Багарян — Москва, 2009.
- Жэньер, Ч. Межнациональные браки. Исследование основных причин развода; материалы семинара по проблемам семейной политики. — СПб.; 2005
- Мухамеджанова, В. Ф. Социально-психологические особенности супружеских взаимоотношений в моно- и полиэтнических семьях, проживающих в сельской местности. / В. Ф. Мухамеджанова. — Самара, 2010.
- Хеллингер, Б. Порядки любви: Разрушение семейно-системных конфликтов и противоречий. / Б. Хеллингер. — М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. — 400 с.
- Шуман, С. Г. Шуман В. П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. / С. Г. Шуман, В. П. Шуман — Брест., 2004–178 c.