Актуальность. В настоящее время мы являемся свидетелями изменения социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. Все перечисленное способствует возникновению межгрупповых и межличностных конфликтов. И как результат: резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством.
Проблематика. Проблема агрессивности в подростковом возрасте имеет давнюю историю. В центре внимания исследователей были и биологические, и социальные детерминанты агрессии; механизмы ее развития и условия, определяющие проявления агрессии; индивидуальные и половозрастные особенности проявления агрессивного поведения и способы предотвращения агрессии. Это говорит о том, что данная проблема сложна и многогранна. Различие точек зрения на причинность проявления агрессивности в поведении объясняет отсутствие единого подхода и однозначного мнения по поводу решения проблемы снижения агрессивности в подростковом возрасте, что является мотивом для исследования данной проблемы.
К настоящему времени учёными предложено множество определений агрессии. Л Берковец считает, что на бытовом уровне термин «агрессия» используется для обозначения насильственных захватнических действий» [1]. Такое толкование является синонимом антигуманизма, насилия, культа грубой силы.
И.В. Сыромятников описывает случаи агрессивных действий подростка как энергично наступательные, и дает им положительную оценку. Это характерно для процессов спортивных соревнований.
Таким образом, в психологической литературе рассматривается агрессия как вредоносное поведение, так и необходимая поведенческая реакция человека, стремление к самоутверждению. Но где та черта, за которой необходимая поведенческая агрессия становится источником проявления зла: от злых шуток, сплетен, враждебной фантазии, деструктивных форм поведения, до бандитизма и убийства?
В поисках ответа на данный вопрос мы обратились к анализу психолого-педагогической литературы, на основе которого следует отметить, что в научной психологической среде принято дифференцировать понятия «агрессия», «агрессивное поведение» и «агрессивность». Понятие «агрессия» характеризует специфическую форму поведения. Агрессивное поведение рассматривается как непосредственные действия человека, а агрессивность — это личностное качество, психическое свойство индивида.
Таким образом, зачатки агрессивности, как качества личности могут быть присущи всем людям, но у одних это качество перерастает в агрессивное поведение и агрессию.
В психологии, по мнению Крючковой А.Г, О.П. Гнидина, рассматривается структура агрессивного поведения, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека, выделяются признаки агрессии [2].
По содержанию признаки агрессивного поведения можно классифицировать следующим образом: доминирование личных целей, стремление использовать людей в корыстных интересах; деструктивизм в поведении (разрушаются не столько предметы и объекты окружающего мира, сколько отношения); причинение вреда окружающим людям; страдания, боль, причиняемые насильственными действиями. Основной целью проявления агрессивного поведения является намерение одного причинить вред другому.
Значительно мягче определяет агрессивное поведения Е.Н. Прохорова, которая описывает агрессивные поведенческие реакции как простую демонстрацию преимущества в силе «по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект пытается причинить вред [3].
Грюнберг И.В. определяет агрессивность как «относительно стабильную готовность к агрессивным действиям в самых различных ситуациях» [3].
Представленные точки зрения описывают поведение индивида. Это односторонний взгляд, который не раскрывает специфику психического состояния в период агрессии, а также мотивацию проявления агрессивного поведения.
Некоторые авторы полагают, что агрессивное поведение являет собой биологическую норму, основанную, например, на действии инстинкта самосохранения. К таким авторам относится Цыренов В.Ц., который полагает, что основу агрессивного поведения подростков составляет социальная среда. «Агрессивное поведение подростков обусловлено представлениями о нравственности и специфике социальных связей [6]. При этом, основные факторы, которые влияют на проявление агрессивности у подростка следующие: фактор биологической особенности подростка; индивидуально-личностная характеристика подростка; семейное и социальное окружение подростка, их влияние. Но опять же, акцентируя внимание на мотивирующих причинах проявления агрессии, мы выпускаем из поля зрения уровень сформированности этических качеств подростка, уровень его воспитанности.
В.С. Выготский отмечал, что процесс формирования этических качеств наиболее активно развивается в период взросления и параллельно с прохождением «критической фазы» подростка, симптомами которой являются крайняя вариативность; ситуационная зависимость (например, в школе и семье проявляется особый негативизм); неоднородное и сложное поведение. По степени выраженности симптомов внешние агрессивные проявления дифференцируются следующим образом: краткосрочная специфическая реакция на конкретную ситуацию (ситуативная агрессивная реакция); активная агрессивная реакция в виде разрушительных и насильственных действий; пассивная агрессивная реакция в виде бездействия или отказа от совершения действий.
По степени сформированности этических и моральных качеств подростка можно оценить не только внешние проявления агрессивного поведения, но и внутренние агрессивные тенденции конкретной личности.
Таким образом, рассматривая различные точки зрения на феномен «агрессивное поведение», «агрессия в подростковом возрасте» становиться очевидным, что проявление агрессии всегда мотивировано. При этом, агрессия в подростковом возрасте может выступать в разных качествах: во-первых, агрессию можно считать средством достижения цели (инструментальная агрессия или инструмент достижения цели); во-вторых, агрессию можно назвать неконструктивным способом переключения или способом психологической разрядки; в-третьих, неконструктивный способ самоутверждения, удовлетворения потребности в самореализации.
Подводя итог выше изложенному, можем сделать вывод о том, что под агрессией следует понимать любую форму поведения, которая нацелена на то, чтобы причинить кому-то физический или психологический ущерб. Агрессия существует и проявляется в различных формах — от глубоко внутренней обиды на других людей до открытых, ярко выраженных насильственных действий. Структура агрессии представляется сочетанием трёх компонентов: познавательного, эмоционального и волевого.
Человеческое насилие биологически не целесообразно и сопряжено с мощнейшим негативным воздействием на других людей, имеет опасные последствия для социума
Литература:
- Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. — СПб., 2002. — С. 46.
- Гнидин О. П. Психологические особенности агрессивности и ее профилактика у субъектов из различных социальных сред: Дис ... канд. психол. наук. — Ставрополь, 2008. — С. 40.
- Грюнберг И.В. Теоретические основы проблемы агрессии подростков с нарушением интеллекта // Учёные записки Орловского гос. ун-та. — 2014. — № 1. — С. 434-437.
- Крючкова А.Б. Специфика соотношения агрессивности со свойствами темперамента у юношей и девушек: Дис. ... канд. психол. наук. — М., 2010. — С. 114.
- Сыромятников И.В. Психология девиантного поведения военнослужащих и его профилактика / И.В. Сыромятников, В.Г. Чайка. — М., 2000. — С. 12.
- Цыренов В.Ц. Агрессивное поведение подростков как социально-педагогическая проблема // Вестник Бурятского гос. ун-та. — 2010. — № 1. — С. 49-53.