Возможности работы педагога-психолога по преодолению агрессивного поведения подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (183) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 05.12.2017

Статья просмотрена: 1750 раз

Библиографическое описание:

Завражнов, В. В. Возможности работы педагога-психолога по преодолению агрессивного поведения подростков / В. В. Завражнов, М. В. Чагина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 426-428. — URL: https://moluch.ru/archive/183/46929/ (дата обращения: 19.10.2024).



Проблема агрессивного поведения является предметом рассмотрения множества исследований. Изучение данной проблемы проводится не только с точки зрения психолого-педагогических аспектов, но и социологии, медицины, психиатрии и т. д. Хотя агрессивность является неотъемлемым качеством личности, ее проявления чаще всего приводят к дестабилизации межличностных отношений. По этой причине агрессивное поведение относится к типу девиантного (отклоняющегося) поведения.

Агрессивное поведение в подростковом возрасте является широко распространенным явлением. Подростковый возраст характеризуется наличием множества противоречий, которые подросток еще не умеет разрешить самостоятельно и поэтому прибегает к агрессии. Агрессивное поведение подростков может быть вызвано широким кругом причин: особенностями индивидуально-психологического развития подростков, отношения с взрослыми и сверстниками, обстановкой в семье. В отдельных случаях агрессивное поведение подростков имеет защитный характер.

Исследованием агрессивного поведения в подростковом возрасте занимались многие отечественные и зарубежные авторы С. А. Беличева, В. В. Ковалев, В. Н. Кудрявцев, В. В. Лунев, А. Адлер, Э. Фромм, В. Франкл и др. Их исследования показывают, что проблема агрессивного поведения подростков становится все более острой, так как агрессия в подростковом возрасте часто подкрепляется условиями социальной среды. По этой причине возникает необходимость поиска новых методов коррекции агрессивного поведения в подростковом возрасте.

Специфика агрессивного поведения детально изучена в психолого-педагогической науке. Довольно часто данное поведение раскрывается в рамках девиантного поведения. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам [4]. Известный социолог И. С. Кон акцентирует свое внимание на определении агрессивного поведения, представляя его как некую систему поступков, отклоняющихся от общепринятой нормы [3].

Термин «деструктивное поведение» соотносится с термином «агрессия». Агрессия представляется в качестве мотивированного деструктивного поведения, которое противоречит нормам сосуществования людей в обществе, приносит физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт.

Агрессия делится на несколько видов, тем или иным образом выражающихся в различных формах агрессивного поведения: физическая агрессия — использование физической силы против другого человека или объекта; вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик), так и через содержание вербальных реакций (угроза, ругань); прямая агрессия — непосредственно направленная против кого-либо или чего-либо; косвенная агрессия — действия, которые окольным путем направлены на другого (сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике и проч.); инструментальная агрессия, являющаяся средством достижения какой-либо цели; враждебная агрессия — выражается в действиях имеющих целью причинение вреда объекту агрессии; аутоагрессия — агрессия, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства; альтруистическая агрессия, имеющая цель защиты другого от чьих-то агрессивных действий [4].

Агрессивное поведение — одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и др. состояния [2].

Соответственно, агрессия и агрессивное поведение рассматривается исследователями, как мотивированное деструктивное поведение, направленное на уничтожение или причинение вреда. Агрессивность является свойством личности, присущим всем людям. Проблемным данное качество становится в том случае, если оно проявляется с большой степенью интенсивности и осознанно направлено на причинение вреда другому. По этой причине агрессивное поведение относят к разновидностям девиантного поведения. Дети в подростковом возрасте наиболее предрасположены к проявлениям агрессивного поведения.

Особенностью развития личности в подростковом возрасте является наличие ряда конфликтов, обусловливающих действия подростков в отношении себя и окружающих людей. Конфликт может возникать из-за несоответствия между стремлениями удовлетворить собственные завышенные потребности и очень ограниченными средствами, способностями и возможностями для их реализации. Конфликты такого плана приводят к эмоциональному напряжению, негативным чувствам [6].

Исходя из результатов проведенных исследований было выявлено, что с возрастом у подростков возрастает частота возникновения агрессивного поведения, в соответствии с мышечным и физическим развитием организма. Агрессивность может выступать чертой определенных расстройств и заболеваний нервной системы [1].

Конфликты со сверстниками могут выступать как один из ситуационных факторов. У мальчиков конфликты могут возникать из-за борьбы за лидерство, физическое и интеллектуальное превосходство. Девочки начинают конфликтовать из-за представителя противоположного пола. Проявления агрессии довольно часто провоцируют гипермаскулинность и у мальчиков, и у девочек. Фемининное поведение, особенно у мальчиков, может провоцировать оскорбления в их адрес, подчиненность в группе сверстников. Подростки могут скрывать свою фемининность, находиться при этом в напряжении, быть неестественными [4].

Одной из основных причин преждевременного ухода старшеклассников из своей школы является довольно неблагоприятный статус в школьном коллективе. Находясь вне своей школы, они могут попасть под негативное влияние. Большая часть зарегистрированных правонарушителей были отвергаемыми в своих классах и были недовольны своим статусом в классных коллективах [5].

Исходя из выше сказанного, подростковый возраст характеризуется наличием устойчивого противоречия между потребностями подростка и его возможностями. Агрессивность подростка часто вызвана стремлением удовлетворить свои потребности, из которых главная — это признание взрослых и сверстников. Агрессивное поведение подросток может проявлять в тех случаях, когда ему недостает жизненного опыта, и он не может решить проблему иным путем. Агрессивное поведение также может быть защитной реакцией на неблагоприятные обстоятельства внешней среды. Мотивы агрессивного поведения и способы агрессии могут быть различны у подростков разного пола. В большинстве случаев, если не проводить коррекционной работы агрессия подростков может приводить к уходу из школы и проявлениям преступного поведения.

Работа педагога-психолога по преодолению агрессивности подростков направлена на коррекцию поведения и условий жизни подростка в школе и семье. В условиях общеобразовательной школы для коррекции агрессивного поведения подростка могут использоваться различные формы социально одобряемой деятельности, в которой подросток может добиться признания взрослых и сверстников. Теоретические и практические исследования показывают, что такая деятельность может быть организована, как в условиях общеобразовательной школы, так и в условиях подростковых клубов, кружков и секций. Психологический смысл данной деятельности состоит в том для подростка, что, участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нем определенное место и утверждает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе такой деятельности подросток осознает себя и признается окружающими как равноправный член общества, что создает оптимальные условия для реализации его потребностей. Подростки с высоким уровнем агрессивности вовлекаются в такую деятельность поэтапно.

Вместе с другими специалистами образовательного учреждения педагог-психолог оказывает помощь, как агрессивным подросткам, так и их «жертвам». Проводит мероприятия, направленные на профилактику агрессивного поведения подростков. В сложных ситуациях проявления агрессивного поведения подростков педагог-психолог проводит работу по предотвращению такого поведения в дальнейшем. При работе с семьей, где воспитываются трудные подростки, педагог-психолог осуществляет три направления деятельности: образовательная, психологическая и посредническая. Он консультирует родителей по вопросам развития подростков, принимает меры по коррекции стиля семейного воспитания, способствует нормализации отношений между детьми и родителями [5].

Таким образом, проблема агрессивного поведения является предметом рассмотрения множества исследований. Изучение данной проблемы проводится не только с точки зрения психолого-педагогических аспектов, но и социологии, медицины, психиатрии и т. д. Агрессивное поведение в подростковом возрасте является широко распространенным явлением. Подростковый возраст характеризуется наличием множества противоречий, которые подросток еще не умеет разрешить самостоятельно и поэтому прибегает к агрессии. Агрессивное поведение подростков может быть вызвано широким кругом причин: особенностями индивидуально-психологического развития подростков, отношения с взрослыми и сверстниками, обстановкой в семье. В отдельных случаях агрессивное поведение подростков имеет защитный характер. Работа педагога-психолога по преодолению агрессии подростков направлена на коррекцию поведения и условий жизни подростка в школе и семье. В сложных ситуациях проявления агрессивного поведения подростков педагог-психолог проводит работу по предотвращению такого поведения в дальнейшем.

Литература:

  1. Беличева, С. А. Превентивная психология / С. А. Беличева. — М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 2003. — 199 с.
  2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. — 672 с.
  3. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1989. — 289 с.
  4. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие / В. Д. Менделевич. — СПб.: Речь, 2005. — 445 с.
  5. Перешеина, Н. В. Девиантный школьник: профилактика и коррекция отклонений / Н. В. Перешеина, М. Н. Заостровцева. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 332 с.
  6. Регуш, Л. А. Психология современного подростка / Л. А. Регуш. — СПб.: Речь, 2005.– 400с.
Основные термины (генерируются автоматически): агрессивное поведение, подростковый возраст, агрессивное поведение подростков, подросток, девиантное поведение, защитный характер, индивидуально-психологическое развитие подростков, мотивированное деструктивное поведение, общеобразовательная школа, сложная ситуация проявления.


Похожие статьи

Работа социального педагога с детьми дошкольного возраста по профилактике агрессивного поведения в условиях современного детского сада

Использование потенциала детских видов деятельности в развивающей работе педагога-психолога

Опыт работы по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Возможности психолого-педагогической помощи в развитии межличностных отношений младших школьников со сверстниками

Организационные условия профилактики агрессивного поведения детей в ДОУ

Психолого-педагогическая технология проведения игровых занятий с дошкольниками

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Особенности создания положительной мотивации осужденных обучающихся на уроках географии

Конструктивный диалог учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в преодолении ОНР у старших дошкольников

Похожие статьи

Работа социального педагога с детьми дошкольного возраста по профилактике агрессивного поведения в условиях современного детского сада

Использование потенциала детских видов деятельности в развивающей работе педагога-психолога

Опыт работы по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Возможности психолого-педагогической помощи в развитии межличностных отношений младших школьников со сверстниками

Организационные условия профилактики агрессивного поведения детей в ДОУ

Психолого-педагогическая технология проведения игровых занятий с дошкольниками

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Особенности создания положительной мотивации осужденных обучающихся на уроках географии

Конструктивный диалог учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в преодолении ОНР у старших дошкольников

Задать вопрос