Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Психологические аспекты изучения интернет-зависимости в подростковом возрасте

8. Педагогическая психология
36
Поделиться
Библиографическое описание
Пилюгина, Е. И. Психологические аспекты изучения интернет-зависимости в подростковом возрасте / Е. И. Пилюгина, О. В. Бережнова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 104-106. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3464/.

Последние два десятилетия ознаменовались повсеместным распространением интернета в профессиональной и в обыденной жизни миллионов людей. На сегодняшний день по количеству пользователей интернета Россия занимает четвертое место в мире. В период с 2002 до 2012 год число интернет-пользователей в России выросло с 8 % (8,7 млн. человек) до 31 % (37 млн. человек), а уровень суточной аудитории — с 2,1 млн. человек до 15,9 млн. человек. Таким образом, на сегодняшний день каждый третий житель России является пользователем интернета, а каждый седьмой — посещает интернет ежедневно.

В связи с возрастающей в последнее время компьютеризацией и «интернетизацией» российского общества стала актуальной проблема патологического использования интернета, обозначенная в зарубежной литературе Иваном Голдбергом и Кимберли Янг в конце 80-х годов прошлого столетия. Речь идет об интернет-зависимости. Она определяется психологами как «навязчивое желание выйти в интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из интернета, будучи on-line» [9, с.28].
Проблема зависимости от сети интернет достаточно молодая. В России она затрагивается в трудах таких учёных, как Жичкина А. (шкала интернет-зависимости), Щепилина Е., (опросник «Восприятие интернета»), И. Бурлаков (зависимость от компьютерных игр), Генисаретский О. и Носов Н., которые впервые в России упомянули понятие «виртуальная реальность», Войскунский А. Е., комплексно изучавший интернет-зависимость, и многих других [2, с.97].

В данной статье поднимается проблема интернет-зависимости у подростков, так как этот возраст наиболее подвержен различным формам аддитивного в поведении.

Психологические последствий интернет-зависимости в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков и юношей — пользователей интернета (около 40 % в настоящее время); во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику; в-третьих, отсутствием глубоких исследований в этой области в силу относительной новизны феномена интернет-зависимости, который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался. Чрезвычайно мало работ посвящено проблеме интернет-зависимости в подростковой среде. И это еще одна причина, по которой психологическое изучение негативной стороны опосредствованной интернетом деятельности является актуальной и перспективной областью настоящее время.

Термин «интернет-зависимость» еще в 1996 году предложил доктор Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в интернете.
В самом общем виде интернет-зависимость определяется как «нехимическая зависимость от пользования интернетом» [4, с.67]. Свободная энциклопедия Википедия определяет интернет-зависимость как психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от интернета [3, с. 112].

Как мы видим, терминология проблемы еще не вполне устоялась. Применяются наименования «зависимость от интернета», или «интернет-аддикция», а также «избыточное/патологическое применение интернета».

Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр А. Голдберг. Голдберг в 1995 г. предложил набор диагностических критериев для определения зависимости от интернета. В 1997–1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические веб-службы по данной проблематике [9, с.47].

В настоящее время активно рассматриваются современные проблемы психологии зависимости (или аддиктологии), связанные с попытками выделения так называемых поведенческих форм зависимостей (аддикций). Фактически ставится вопрос о многообразии способов «ухода» из реальной жизни путем изменения состояния сознания [6, с. 45].

Итак, все активнее пробивает себе дорогу точка зрения, согласно которой традиционно относимым к интернет-аддикции феноменам могут быть даны альтернативные объяснения. Интересам ряда психологов отвечает борьба за признание соответствующих феноменов разновидностью психологической зависимости.

К. Янг охарактеризовала пять основных типов интернет-зависимости:

  1. компьютерная зависимость: пристрастие к различной работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);
  2. компульсивная навигация в сети: компульсивный поиск информации в удаленных базах данных;
  3. перегруженность информацией: патологическая привязанность к опосредованным интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам;
  4. киберкоммуникативная зависимость: зависимость от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни членов семьи и друзей виртуальными;
  5. киберсексуальная зависимость: зависимость от «киберсекса», то есть от посещения порнографических сайтов в интернете, обсуждения сексуальной тематики в чатах или закрытых группах «для взрослых» [9, с.57].
Этот же автор отмечает четыре признака, по которым можно судить об интернет-зависимости. Это:
  • навязчивое желание проверить e-mail;
  • постоянное желание следующего выхода в интернет;
  • жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в интернете;
  • жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на интернет [9, с. 59].

Признаками сформировавшейся интернет-аддикции, согласно К. Янг, являются следующие критерии:

  • всепоглощенность интернетом;
  • потребность проводить в сети все больше и больше времени;
  • повторные попытки уменьшить использование интернета;
  • возникновение симптомов отмены, причиняющих беспокойство при прекращении пользования интернетом;
  • проблемы контролирования времени;
  • проблемы с окружением (семья, школа, работа, друзья);
  • ложь по поводу времени, проведенного в сети;
  • изменение настроения посредством использования интернета [9, с. 61].

Что же тогда представляет собой обычное, нормальное использование интернета? С точки зрения Р. Дэвиса, здоровые пользователи интернета имеют четкую цель и тратят на ее достижение разумное и ограниченное количество времени, не испытывая при этом психологического или когнитивного дискомфорта [7, с.65]. Здоровые пользователи интернета в состоянии отграничить общение on-line от живого общения. Интернет для них является лишь полезным инструментом.

Интернет-аддиктам свойственно устанавливать приоритет в приобретении и/или поддержание электронных взаимоотношений, а интернет-независимые предпочитают поддерживать в сети уже имеющиеся отношения.

Исследование «Фонда Развития Интернет», проведенное Г. В. Солдатовой, О. С. Гостимской, Е. Ю. Кропалевой позволило определить круг потребностей, которые подростки удовлетворяют с помощью интернета [7, с.60]. Среди них: потребность в автономии и самостоятельности (в процессе социализации эта потребность предполагает, в первую очередь, стремление к независимости от родителей); потребность в самореализации и признании; потребность в признании и познании; удовлетворение социальной потребности в общении, в принадлежности к группе по интересам, в любви; потребность в обладании; познавательную потребность, также владение новыми знаниями способствует достижению признания со стороны сверстников и самореализации. В результате использования интернета возникает ощущение полного контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет потребность в безопасности — одну из базовых в системе потребностей человека.

Кроме того, интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом. Используя интренет, подросток вместо стремления «думать» и «учить» предпочитает «искать». Многие дети открыто признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности. Это побуждает нарушать права человека, а иллюзия безнаказанности может оказаться ловушкой и иметь серьезные последствия в реальной жизни — происходит девальвация нравственности [8, с. 86].

Интернет-аддикция почти единогласно признается негативным направлением трансформации личности, преобразования деятельности (ее мотивационных, целеобразующих и операциональных составляющих), опосредствованной взаимодействием с интернетом [7].

В наиболее расширительном понимании к проявлениям зависимости от Интернета относят не только зависимость от социальных применений сети, но и привязанность к азартным играм в интернете, электронным покупкам; страсть к навигации по WWW; пристрастие к сексуальным применениям интернета.

Таким образом, интернет является привлекательным в качестве средства ухода от реальности за счет возможности анонимных социальных интеракций. Особое значение здесь имеет чувство безопасности и сознание своей анонимности при осуществлении интеракций. Во-вторых, это возможность для реализации каких-то представлений, фантазий с обратной связью. И последний пункт — это неограниченный доступ к информации — информационный вампиризм [1, с. 54].
Существует мнение, что интернет-зависимость это не официальный диагноз, что она скорее является симптомом других серьезных проблем в жизни личности (например, депрессия, трудности в общении и т. д.). А если учесть, что подростковый возраст наиболее подвержен разного рода отклонения в поведении, то можно сделать вывод, что формирование зависимости от интернета наиболее вероятно у подростков, а также можно констатировать, что она будет оказывать разрушающие воздействие на личность ребенка. Таким образом, психологические механизмы воздействия информационных технологий на человека должны стать предметом тщательного анализа.


Литература:

  1. Арестова О. Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. Сер.14.1996. Вып.4.
  2. Бабаева Ю. Д, Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журн. 1998.Т. 19 № 1. С. 89–100.
  3. Боровкова Н. Виртуальное зависание / журнал «Человек и наука». Февраль 2009.
  4. Бурова В. А. Социально-психологические аспекты Интернет-зависимости. — М.: 2008 г.
  5. Войскунский А. Е. Феномен зависимости от интернета // Гуманитарные исследования в интернете / Под ред.А. Е. Войскунского. М, 2000. С 100–131.
  6. Жичкина А. Е., Белинская Е. П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей интернета // Труды по социологии образования. М., 2000г. Т.5. Вып.7.
  7. Кристал Г. Нарушения эмоционального развития при аддиктивном поведении // Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга. — М., 2007г.
  8. Шавамиш В. В. Зависимое поведение школьников. СПб., 2001.
  9. Янг К. Диагноз — Интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000г. № 2. С.24-




Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный