Формирование мелкой моторики у старших дошкольников с ОВЗ через проведение совместной деятельности с родителями
Автор: Ильина Людмила Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)
Дата публикации: 06.11.2017
Статья просмотрена: 563 раза
Библиографическое описание:
Ильина, Л. Н. Формирование мелкой моторики у старших дошкольников с ОВЗ через проведение совместной деятельности с родителями / Л. Н. Ильина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13242/ (дата обращения: 22.12.2024).
Автор статьи раскрывает особенности совместной деятельности с родителями по формированию мелкой моторики у детей с ОВЗ.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, мелкая моторика, совместная деятельность, воспитателя, родители
Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет специалист ДОО, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка, а особенно если у ребенка есть проблемы со здоровьем. Работа с родителями по развитию мелкой моторики рук у дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно решить поставленные задачи и добиться ощутимых положительных результатов.
На современном этапе, в связи с введением в действие Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Приказ МО и науки от 17.10.2013 г. № 1155, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования и внедрения в работу ДОО новых стандартов. Введение новых стандартов требует тесного взаимодействия с семьями воспитанников дошкольных организаций.
В современном обществе проблеме развития мелкой моторики рук и тонких дифференцированных движений пальцев уделяется все больше внимания, так как формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от кончиков пальцев. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. На основе проведенных исследований была выявлена следующая закономерность: если развитие пальцев руки соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитиедвижений пальцев отстает, то речевое развитие ребенка задерживается.Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения речью, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предмeтами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 5–6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мeлких мышц кисти. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Несовершенство мелкой моторики затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков у младших школьников.
Такие ученые как, М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, М. Монтессори доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции рeбенка. Поэтому, чтобы научить ребенка правильно говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
В работе с родителями по развитию мелкой моторики рук у детей необходимо использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы работы, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества и взаимодействия.
Формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья:
‒ Анкетирование родителей, проведение опросов с целью выявления их компетентности.
‒ Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (деловые игры), консультации и сообщения, памятки, папки-передвижки, буклеты для родительского уголка.
‒ Семинары-практикумы.
‒ Участие в выставках, изготовлении пособий, поделок своими руками.
‒ Фотоотчеты о проведении совместной деятельности.
‒ Выставки для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.
‒ Открытые показы для родителей совместной деятельности с детьми.
Задачи, которые стоят перед воспитателями по проведению совместной деятельности с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья:
‒ сформировать у родителей представления об особенностях развития мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями, о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у детей;
‒ предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук;
‒ упражнять родителей в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения для развития мелкой моторики рук.
В ходе совместной деятельности решаются задачи по расширению собственных представлений об особенностях развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, отбор и систематизация разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие руки ребёнка, анализ различной литературы, используемой для повышения своей профессиональной компетентности в практической деятельности, передача практических навыков родителям по развитию мелкой моторики рук у детей.
Родителям рекомендуется проводить совместно с детьми cледующие виды деятельности:
‒ пальчиковые упражнения,
‒ упражнения с бросовым материалом (пуговицами, лентами, бусами, проволокой, веревочками, палочками), шестигранными карандашами, массажерами, су-джоками,
‒ мозаика,
‒ бисероплетение,
‒ игры с крупами, горохом, фасолью, манкой, песком,
‒ игры с пластилином, бумагой, ножницами.
Для формирования мелкой моторики, координации речи с движением у детей с ограниченными возможностями здоровья родители совместно с воспитателями должны научить детей застегивать, расстегивать пуговицы, завязывать ленточки, узелки, плести косички, перекладывать мелкие предметы, искать спрятанный клад в песке, муке, сортировать крупы, разные виды макарон, делать поделки, вырезать по контуру, рисовать, выполнять штриховку, обводить шаблоны, рисовать по точкам, лепить, конструировать. Важно вовлекать в движения больше пальцев, а сами движения производить энергично. Эти движения направлены на формирование у ребенка костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции.
Для этого используются следующие приемы:
‒ Систематичность проведения игр, упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением.
‒ Последовательность (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой руке, затем на двух руках одновременно.
‒ Всякая деятельность требует поощрения, похвалы даже за небольшой успех ребенка.
Воспитатели проводят анкетирование и индивидуальные беседы с родителями с целью выяснения их представлений и возможностей по теме формирования мелкой моторики; проводят анализ анкет и бесед с родителями; подбирают пособия, игры, методическую литературу, направленную на формирование мелкой моторики, оформляют наглядный материал и практические рекомендации для родителей детей с речевыми нарушениями.
Общие рекомендации родителям детей с ограниченными возможностями здоровья по организации и проведению пальчиковых упражнений, массажа с предметами:
- Создать мотивацию перед разучиванием упражнений. Предмeты (ручка, карандаш, катушка) во время гимнастики для пальцев временно превращается в игрушку или занимательный предмет.
- Умеренная дополнительная нагрузка при удержании карандаша, катушки во время упражнений положительно влияет на систему кровообращения.
- Присвоение каждому упражнению названия.
- Пальчиковая гимнастика с карандашом начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа.
- Установка взрослого прилагать усилия при разучивании и повторении упражнений создает ощущение напряжения в мышцах, что способствует выработке их силы, а повторное сокращение мышц при дублировании упражнений умножает ее.
В результате совместной деятельности:
‒ у родителей сформированы представления об особенностях развития мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями, о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений;
‒ родителям даны практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья;
‒ родителями получен опыт самостоятельного подбора игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у своих детей.
Сотрудничество с семьями детей по развитию мелкой моторики рук, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Литература:
- Гаврина С. Е. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. -Ярославль.: Академия Развития, 1997
- Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников.- М.: Астрель, 2003
- Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. — М.: Родничок, 2002
- Игры с бельевыми прищепками // Дошкольная педагогика.- 2006.- № 9–10
- Развитие мелкой моторики у детей 5 -7 лет // Дошкольное воспитание.- 2005.- № 3
- Косимова Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи.- М.: Эксмо, 2006
- Солнцева В. А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников.- М.: АСТ, 2008