Формирование предпосылок графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством комплексного взаимодействия специалистов
Авторы: Купина Наталья Валерьевна, Конорева Любовь Васильевна, Золотухина Людмила Ивановна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.
Дата публикации: 09.11.2016
Статья просмотрена: 1942 раза
Библиографическое описание:
Купина, Н. В. Формирование предпосылок графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством комплексного взаимодействия специалистов / Н. В. Купина, Л. В. Конорева, Л. И. Золотухина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1624/ (дата обращения: 16.12.2024).
В настоящее время все более актуальной становится проблема преемственности дошкольного и начального школьного образования. Наиболее остро, на практике, она проявляется в недостаточной готовности детей к целенаправленному, систематическому обучению в школе, длительной адаптации первоклассников к новым условиям учебного труда.Одной из основных задач дошкольного воспитания является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.
Источники специальной педагогической литературы, освещающие тему профилактики нарушений письменной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР), утверждают, что развитие речи у них, как правило, не может происходить успешно без овладения самой техникой письма — овладения графомоторными навыками.
Теоретические аспекты формирования предпосылок графомоторных навыков были рассмотрены в трудах Р. Е. Левиной, Н. А. Агарковой, М. М. Безруких, Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой, Г. В. Чиркиной, Т. А. Ткаченко, А. В. Петрова, Я. И. Гостунской, Н. Я. Семаго, С. Е. Гавриной, Н. В. Квач, и др.
Нарушение речевой деятельности накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдаетпродуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Т. Б. Филичева, Г. Ф. Чиркина в своих работах указывают на данные, свидетельствующие о некоторой двигательной недостаточности у детей с ОНР. Наряду с общей соматической ослабленностью, им свойственно инекоторое отставание в развитии двигательной сферы, котораяхарактеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики [6].
При общем недоразвитии речи формирование пространственныхпредставлений имеет свои особенности, связанные с особенностями развития детей с речевой патологией. В своих трудах Н. Я. Семаго подчеркивает то, что недостаточность пространственных представлений у дошкольников с ОНР проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела — формирование представлений о ведущей руке, о частях лица и тела. Возникают трудности при пропуске определенного количества строчек или клеточек, выделении красной строки, соблюдении полей, продолжении узора на строке, по клеткам, через клетку [5].
Затруднения ребенка, связанные с нарушениями тонкой моторики, накладывают негативный отпечаток и на поведение ребенка, и на частные вопросы его обучения, что справедливо замечает А. В. Петров [4].
Дети, осознающие свои недостатки, испытывают различной степени страх и тревожность перед занятиями, связанными с мелкой моторикой.
Как показывают практические исследования С. Е. Гавриной, [2] в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму (формирование предпосылок графомоторного навыка), а не обучение ему, так как несвоевременное обучение письму приводит к формированию неправильной техники письма. Это связано с психолого-физиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка.
Исходя из определения, данного Н. Г. Агарковой, графомоторный навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения [1].
Для того чтобы графомоторный навык был сформирован, необходимо подготовить обучающегося к овладению определёнными знаниями. При этом в состоянии готовности должны быть конкретные специфические сферы головного мозга и психические функции, такие как внимание, зрительно-пространственная ориентация, пространственное мышление [3].
В практике логопедической работы больше времени отводится занятиям по формированию и развитию словаря, фонематических процессов, лексико-грамматических категорий, связной речи, но недостаточно используется заданий и упражнений, направленных на развитие предпосылок графомоторных навыков у детей с ОНР.
Работа по формированию предпосылок графомоторных навыков устарших дошкольников с ОНР при подготовке руки к письму не может ограничиваться рамками логопедического кабинета. Она эффективна только при условии закрепления знаний и умений, полученных на логопедических занятиях всеми участниками коррекционного процесса: воспитателями логопедической группы, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, педагогом дополнительного образования и родителями.
Опыт работы МАДОУ д/с № 66 г. Белгорода по формированию предпосылок графомоторных навыков у детей с ОНР показывает, что включение в работу родителей и педагогов ДОУ, (учителя-логопеда, воспитателей компенсирующей группы, педагога-психолога, педагога дополнительного образования, инструктора по физической культуре), организация различных видов деятельности, систематическое применение тренировочных упражнений, позволяют достичь положительных результатов.
Формирование предпосылок графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи осуществляется в следующих направлениях:
- формирование мелкой мускулатуры пальцев (упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений);
- развитие зрительного анализа и синтеза (упражнения на определение правых и левых частей тела, задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам, игры с условиями по выбору нужных направлений);
- обучение рисованию (задания по штриховке по контуру, обводки, срисовывание геометрических фигур, зарисовку деталей, предметов с натуры, дорисовывание незаконченных рисунков, упражнения в дорисовывании, задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти).
Для эффективной реализации данных направлений считаем необходимым:
− создать в группе компенсирующей направленности развивающую предметную среду, способствующую формированию предпосылок графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
− осуществлять коррекционно-педагогическую работу с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка;
− обеспечить взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей, узких специалистов в организации коррекционно-педагогической работы;
− осуществлять формирование предпосылок графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи на основе межсубъектного взаимодействия детского сада и семьи, как ближайшего социального окружения ребенка.
Формирование предпосылок графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи осуществляется в целостном педагогическом процессе в разных организационных формах.
Воспитатели группы компенсирующей направленности и учитель-логопед ежедневно взаимодействуют по вопросам коррекционной работы с дошкольниками. В «Тетради для занятий воспитателей по заданию логопеда» отдельная графа отводится пальчиковым играм и графическим упражнениям, которые предлагаются в соответствии с изучаемой лексической темой.
Кроме этого учителем-логопедом и воспитателями группы может быть подобран нетрадиционный материал, используемый в работе по формированию предпосылок графомоторных навыков.
На занятиях по изобразительной деятельности учитель-логопед совместно с педагогом дополнительного образования планирует занятия в соответствии лексических тем, направленных на комплексную подготовку ребенка к школе, на гармоничное развитие его психомоторных, художественных возможностей. Главным выразительным средством на занятиях является линия, наносимая на бумагу различными инструментами (простые и цветные карандаши разной твердости, фломастеры, уголь, восковые мелки, пастель, шариковые и гелевые ручки, беличьи и колонковые кисти при работе с гуашью). Работа с различными материалами позволяет корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки, что важно для подготовки руки к письму, когда потребуются длительные статистические нагрузки и четкие движения.
Инструктор по физической культуре включает в занятия упражнения на умение ориентироваться в пространстве, а также разнообразные игры и упражнения с предметами и спортивным инвентарем. Целью заданий является обучение перекладыванию, перекатыванию, других действий с предметами, закрепление имеющихся навыков мелкой моторики.
При выполнении упражнений с предметами ведущим является развитие координации зрительного анализатора с другими сенсорными системами.Данные упражнения развивают зрительно-моторную координацию на уровне глаз-рука, общую координацию движений, ориентировку впространстве, стимулируют работу обоих полушарий головного мозга
Огромная роль в выполнении задачи по формированию предпосылок графомоторных навыков у дошкольников с ОНР принадлежит семье.
Для родителей использовались различные формы организации работы:
− домашние совместные творческие задания;
− родительские собрания;
− открытые занятия;
− коллективные тематические беседы на интересующие темы;
− индивидуальные беседы и домашние задания по выполнению отдельных упражнений и игр, знакомых детям;
− проведение праздников с оформлением стендов, совместных работ, с конкурсами.
Кроме того, успешность работы по подготовке руки ребенка к письму зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии педагогов и родителей.
В ходе взаимодействия с родителями педагоги постарались раскрыть особенности игр и упражнений, способствующих подготовке руки ребенка к письму. Организованные семинары-практикумы позволили родителям познакомиться с игровыми упражнениями, играми, направленными на формирование предпосылок графомоторных навыков. Представления родителей о возможностях развития будущего школьника дополнили информационные бюллетени, буклеты, папки-передвижки, родительский уголок с темами: «Как подготовить руку дошкольника к письму»,«Тренируем пальчики — развиваем речь»
«Точка, точка, запятая» и др.
Только благодаря чёткому планированию работы на весь учебный год каждого узкого специалиста, воспитателей и родителей трудности в работе по формированию предпосылок графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в подготовке к овладению письму были преодолены.
Литература:
1. Агаркова Н. Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников // Начальная школа. — 2009. — № 4. — С. 15.
2. Гаврина С. Е. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать — Ярославль, 2001. – 168 с.
3. Гостунская Я. И. Формирование зрительно-моторной координации при подготовке к обучению письму детей с общим недоразвитием речи // Логопедия сегодня. — 2008. — № 4. — С. 73-75.
4. Петров А. В. Игротека «Ловкие ручки» обучает и воспитывает: Методическое пособие. — Великий Новгород, 2002. — 44 с.
5. Семаго Н. Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы // Дефектология. — 2000. — № 1. — С. 66-72.
6. Филичева Т. Б. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей // Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. — Москва, 2008. — 171 с.