Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОНР в процессе организации сюжетно-ролевой игры
Автор: Сокольникова Наталия Михайловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)
Дата публикации: 17.10.2017
Статья просмотрена: 920 раз
Библиографическое описание:
Сокольникова, Н. М. Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОНР в процессе организации сюжетно-ролевой игры / Н. М. Сокольникова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13082/ (дата обращения: 16.12.2024).
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Особое место в речевом развитии ребенка занимает формирование лексико-грамматической стороны речи.
Важно подчеркнуть, что своевременное формирование лексико-грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития.
В дошкольном учреждении созданы все условия для развития речи детей. Но в настоящее время увеличивается число детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. Таким детям трудно усваивать программу детского сада, а в дальнейшем им тяжело при обучении в школе. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов, они испытывают трудности при написании изложений, сочинений.
Несформированность лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обусловлена следующими особенностями:
– бедность активного словаря;
– нарушение процессов словоизменения;
– нарушение построения предложения (нарушение связи слов в предложении, в употреблении предлогов),
– употребление простых предложений;
– трудности в объединении слов в словосочетания и фразу в использовании способов согласования и управления;
– словообразованием дети не владеют.
Наблюдения за детьми показали, что любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх. Все это сказывается на психофизиологическом развитии ребенка, усугубляя тем самым уже имеющуюся проблему.
Важнейший вид деятельности ребенка дошкольного возраста — это игра. Игра представляет собой именно тот вектор движения в образовательном пространстве, который реализует образовательные, коррекционные, развивающие и воспитательные задачи, объединяет педагогов, детей и родителей, отвечает запросам образовательной политики государства и новым федеральным государственным стандартам.
Установлено, что в игре создаются благоприятные условия для развития речи. Отмечаются богатые возможности игровой деятельности для развития инициативной речи (М. И. Попова), для формирования форм и функций речи (А. К. Маркова, Н. Г. Морозова, М. А. Степанова), для обогащения и активизации словарного запаса (Д. В. Менджерицкая).
В последние годы резко возросло внимание педагогов к использованию сюжетно-ролевых игр в коррекционной работе.
Исследования ряда ученых (Ю. Ф. Гаркуша, Л. Г. Соловьева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.) убеждают в том, что в ходе занятий с использованием сюжетно-ролевой игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития речи. Игра оказывает существенное влияние на развитие значений и функций слова; перенос действий, осуществляемый в игре, служит генетической основой для переноса словесного значения, и, следовательно, игровая деятельность является мощным фактором речевого развития ребенка с нарушением речи. Игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны. В ходе игр развивается не только внешняя, но и смысловая сторона речи, происходит обогащение слова, расширение его значения, вследствие чего оно приобретает большую мобильность.
Таким образом, для детей, страдающих речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие развития речи и всестороннего развития их личности, интеллекта. С другой стороны, недостатки звукопроизношения, ограниченность, словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, ее плавности — все это влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре.
Без специально организованного обучения игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не возникает. Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности.
Задача педагога заключается в организации руководства игрой, обеспечивающего максимальную актуализацию имеющихся у ребенка возможностей. Полнота развития игры, а, следовательно, и ее коррекционная ценность повышаются при условии планирования воздействий педагога.
Опыт логопедов (Ю. Ф. Гаркуша, В. И. Селиверстов, Л. Н. Усачева, Т. Б. Филичева и др.) показывают, что усвоение знаний, речевых умений и навыков происходит более легко и прочно в условиях включения логопедом различных видов игр и игровых ситуаций в процессе обучения.
Исследование Л. Г. Соловьевой показало, что систематическая, поэтапная, специально организованная коррекционная работа по формированию эмоциональной лексики с использованием сюжетно-ролевых игр у детей старшего дошкольного возраста с ОНР позволяет качественно и количественно изменить уровень их лексического развития и речевого общения в целом. Использование в обучении разнообразных сюжетно-ролевых игр, включающих разноплановые жизненные ситуации, оказывает благотворное влияние на развитие у детей чувства эмпатии, активизацию широкого спектра вербальных средств, в частности, эмоциональной лексики.
В ходе работы с детьми должны соблюдаться педагогические условия:
- Подготовка к проведению сюжетно-ролевой игры, ее проведение и анализ.
- Руководство сюжетно-ролевой игрой.
- Учет особенностей развития детей.
- Использование разных игр.
- Поддержание интереса к игре.
При подготовке к сюжетно-ролевой игре используются следующие приемы:
– использование сюрпризных моментов (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и встреча гостя и т. п.) с целью поддержания интереса детей к игре;
– чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев;
– проведение экскурсии по теме игры;
– наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребенка (врача, медсестры, повара, швеи и т. д.);
– проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием соответствующих иллюстраций;
– оказание детям помощи в организации игровой обстановки;
– внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения, привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов;
– поручение детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та или иная профессия), после чего дети делятся друг с другом тем, что узнали;
— обсуждение с детьми плана сюжетно-ролевой игры с использованием карт-схем.
В процессе формирования лексико-грамматической стороны речи у детей, педагог выполняет ведущие роли в игре, выступает в качестве организатора совместных игр. Детей побуждают обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки, вещи и т. д. Когда ребенок наблюдает разнообразные действия, и при этом слышит разное обозначение их словом, у него развивается чувство языка. Таким образом, одновременно демонстрируются образцы и речевого, и игрового поведения.
Необходимым условием успешного развития лексико-грамматической стороны речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек. Наряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшительном виде реальные предметы, дети могут использовать в игре предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики и т. д.). Например, можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Следовательно, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий. Кроме того, дети овладевают умением слушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; умением вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; спокойно отстаивать своё мнение; принимать участие в коллективных делах; уважительно относиться к окружающим людям; принимать и оказывать помощь и т. д.
Таким образом, можно сделать вывод, что сюжетно-ролевая игра оказывает существенное влияние на развитие значений и функций слова. Перенос действий, осуществляемый в игре, служит генетической основой для переноса словесного значения, и, следовательно, игровая деятельность является мощным фактором речевого развития ребенка с нарушением речи. Игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны. В ходе игр развивается не только внешняя, но и смысловая сторона речи, происходит обогащение слова, расширение его значения, вследствие чего оно приобретает большую мобильность. Она стимулирует появление мотивов участия в выполнении разнообразных заданий, в игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои когнитивные и творческие возможности, развивают речь, речевое общение.
Литература:
- Иванищева Т. И., Румянцева Е. А. Развитие связной речи детей /Волгоград, 2013г.
- Кузеванова О. В. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ Детский сад: теория и практика, № 6 / Москва: Эдьюсон Пресс, 2012.
- Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) /СПб.: Детство-Пресс, 2015.