Формирование пространственных представлений у младших дошкольников в дидактической игре
Авторы: Бутырина Надежда Александровна, Карчемкина Татьяна Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, июнь 2018)
Дата публикации: 19.05.2018
Статья просмотрена: 3335 раз
Библиографическое описание:
Бутырина, Н. А. Формирование пространственных представлений у младших дошкольников в дидактической игре / Н. А. Бутырина, Т. А. Карчемкина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14286/ (дата обращения: 16.12.2024).
Одной из важнейших составляющих психического развития ребенка является формирование системы пространственных представлений. Развитие пространственных представлений начинается с первых месяцев жизни ребенка и оказывает влияние на умственное развитие ребенка. В процессе взаимодействия с окружающим миром и получении опыта у ребенка формируются представления о закономерностях окружающего пространства.
Проблема пространственных представлений неоднократно выступала предметом исследований многих ученых — Б. Г. Ананьева, Е. Ф. Рыбалко, М. М. Семаго, А. А. Столяр и ряда других авторов [1,3,4].
Пространственные представления — это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, таких, как величина, форма, относительное расположение объектов.
Формирование пространственных представлений является сложным механизмом, который складывается постепенно. Базовой и самой ранней системой ориентаций в пространстве, которая формируется в онтогенезе, является схема тела. Освоение пространственных характеристик окружающей среды осуществляется ребенком на основе представлений о схеме собственного тела и двигательной активности в реальном жизненном заданном пространстве.
На самом первом этапе формирования пространственных представлений у ребенка в ходе восприятия его собственного тела на основе ощущений, исходящих от тела от взаимодействия тела с окружающим миром, от взаимодействия со взрослым, формируется схема тела т. е. совокупность представлений о частях своего тела и их взаимном расположении.
Сначала, в процессе развития ребенка формируются представления о собственном теле и расположении внешних предметов и объектов по отношению к нему. Постепенно, ребенок учится ориентироваться в пространстве окружающих его предметов и переходит на этап ориентировки «от себя». Следующим этапом является формирование представлений о расположении того или иного предмета или объекта по отношению к другому. Завершающим этапом является этап вербализации пространственных представлений.
Пространственные представления имеют важное значение для формирования многих высших психических функций, праксиса, гнозиса, устной и письменной речи, зрительно-пространственной памяти и мышления. Именно поэтому формирование пространственных представлений является одной из актуальных задач уже на этапе младшего дошкольного возраста, поскольку благоприятные условия для формирования пространственных представлений, созданные в младшем дошкольном возрасте, послужат основой для дальнейшего развития, расширения и углубления данных представлений.
Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что одним из средств формирования пространственных представлений в младшем дошкольном возрасте выступает дидактическая игра. Дидактическая игра позволяет развивать пространственные представления детей младшего дошкольного возраста в соответствии с этапами их формирования в онтогенезе, постепенно переходя от уровня схемы своего тела к определению пространственного положения предметов в окружающем мире.
Как указывает М. М. Семаго, уровень вербализации пространственных представлений формируется в большей степени к старшему дошкольному возрасту, поэтому в младшем школьном возрасте мы создаем предпосылки для развития данного уровня, вводя в словарь детей простые слова, обозначающие части своего тела, стороны предмета, их расположение. Знание этапов формирования пространственных представлений в онтогенезе является одним из основополагающих принципов, который важно учитывать при разработке и планировании дидактических игр, поскольку правильная последовательность формирования пространственных представлений является одним из факторов, определяющих эффективность педагогической деятельности [3].
Эффективность формирования пространственных представлений детей зависит от того в каком возрасте начинается работа с детьми. В младшем дошкольном возрасте формируются основы пространственных представлений, при этом важнейшим направлением работы выступает формирование представлений в пространстве своего тела. Также осуществляется работа по направлениям: формирование представлений о пространственном расположении предметов по отношению к себе, между собой, формирование начальных языковых представлений.
В младшем дошкольном возрасте использование дидактических игр для формирования пространственных представлений обуславливает необходимость учета ряда условий. Прежде всего, содержание игр должно быть доступно детям младшего дошкольного возраста и соответствовать порядку формирования пространственных представлений в онтогенезе.
При проведении дидактических игр важно использовать наглядность, что обусловлено особенностями мышления детей младшего дошкольного возраста, которое носит наглядно-действенный характер.
При организации дидактических игр, направленных на формирование пространственных представлений, целесообразно наряду с соблюдением последовательности в формировании пространственных представлений также предлагать детям дидактические игры по принципу постепенного усложнения.
Включение в словарь детей слов, отображающих пространственные отношения, также составляет важнейшую часть работы по формированию пространственных представлений в целом. Необходимо учить детей обозначать словами части тела, так и отношения «выше», «ниже», «перед», «за», «рядом» и т. д.
Еще одним значимым принципом организации работы по развитию пространственных представлений является принцип системности. Выстроенная в целостную систему работа предполагает регулярное проведение дидактических игр, структурированных по этапам формирования пространственных представлений, а также предусматривающая разный уровень сложности игр. Последовательная реализация системы дидактических игр позволит достичь наиболее высоких результатов в процессе организации работы по развитию пространственных представлений у младших дошкольников.
Таким образом, формирование пространственных представлений выступает как длительный процесс, который начинается с самого раннего возраста. В условиях дошкольного учреждения формирование пространственных представлений осуществляется целенаправленно. Уже с младшего дошкольного возраста осуществляется работа по формированию пространственных представлений. Одним из средств, которое используется в работе с детьми этого возраста, является дидактическая игра. Дидактическая игра позволяет эффективно формировать пространственные представления детей младшего дошкольного возраста особенно при условии: доступности и отбора содержания дидактических игр, позволяющего формировать пространственные представления в соответствии с этапами их формирования в онтогенезе; наглядной основы дидактических игр; реализации принципов систематичности, последовательности при построении работы.
Литература:
- Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. 142 с
- Поддъяков Н. Н. Формирование у дошкольников способности наглядно-предметного перемещения предметов в пространстве. М.: Академия, 2003. 107 с.
- Семаго М. М. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. М., 2005. 126 с.
- Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. — Москва: Просвещение, 2000. 142 с.