Концептуальный компонент педагогической технологии формирования эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2016)

Дата публикации: 27.09.2016

Статья просмотрена: 624 раза

Библиографическое описание:

Минкова, Е. С. Концептуальный компонент педагогической технологии формирования эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску / Е. С. Минкова, Е. И. Петрова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 121-124. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11077/ (дата обращения: 26.04.2024).



Обращение к педагогической технологии процесса формирования эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску бакалавров технологии транспортных процессов в процессе профессиональной подготовки в вузе является решением проблемы чёткого определения этапов и компонентов данного процесса.

С точки зрения технологического подхода педагогическая технология определяется как регламентированный (алгоритмизированный) педагогический процесс, обеспечивающий достижение запроектированных педагогических целей [6, с. 194].

Характеристики педагогической технологии:

1) наличие диагностично заданной цели [1, с. 14; 5, с. 101; 6, с. 194];

2) наличие чёткой последовательности, определённых этапов педагогического процесса (усвоения темы) [1, с. 14; 9; 10];

3) проектирование содержания обучения [9];

4) выбор оптимальных средств и методов обучения, форм организации учебного процесса [5, с. 102];

5) организация обратной связи, позволяющей своевременно корректировать процесс обучения или «встроенность» системы диагностики [10].

Теоретическая основа педагогической технологии формирования эмоционально-ценностного отношения (ЭЦО) к профессиональному риску бакалавров технологии транспортных процессов включает в себя:

a) понятие «профессиональный риск менеджера по перевозкам» — профессиональная ситуация, содержащая вероятность наступления неблагоприятных последствий или обретения выгод в перевозочном процессе, во взаимодействии с человеческими ресурсами и финансовой сферой транспортного предприятия;

b) понятие «эмоционально-ценностное отношение к профессиональному риску» — индивидуальная устойчивая, основанная на реалистичных и осмысленных представлениях, связь личности с различными вероятностными профессиональными ситуациями, выражающаяся в наличии познавательного интереса, осознании ценности и в готовности действовать при обнаружении данных ситуаций (также компонентно-содержательный состав изучаемого отношения, включающий когнитивный, регулятивный и профессионально-деятельностный компоненты [3]);

c) методологические подходы: системный, аксиологический, личностно-ориентированный, междисциплинарный, компетентностный и теория формирования интереса.

В таблице 1 представлена структура разработанной педагогической технологии.

Таблица 1

Структура педагогической технологии формирования эмоционально-ценностного отношения кпрофессиональному риску бакалавров технологии транспортных процессов

Компонент

Содержание компонента

Концептуальный

Методологические подходы: системный, аксиологический, личностно-ориентированный, междисциплинарный, компетентностный и теория формирования интереса.

Целевой

Формулирование посредством задаваемого результата.

Включает номенклатуру промежуточных и эталонных целей формирования эмоционально-ценностного отношения.

Разрабатывается на основе диагностики исходных уровней сформированности ЭЦО.

Содержательно-процессуальный

Этапы формирования ЭЦО: активизация познавательного интереса студентов, снятие фобии риска, формирование профессионального интереса к профессиональному риску.

Проектирование содержания учебного материала (дидактические единицы, соответствующие профессиональной рисковой среде).

Средства, методы и формы организации учебного процесса, обеспечивающие формирование всех компонентов эмоционально-ценностного отношения и реализующие принцип мотивационного обеспечения педагогической технологии на основе создания возможностей самореализации участников образовательного процесса (В. В. Сериков).

Результативный

Критерии и показатели сформированности ЭЦО.

Диагностика конечных уровней сформированности ЭЦО.

Значение системного подхода заключается в том, что на его основе процесс формирования эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску бакалавров технологии транспортных процессов может быть рассмотрен с точки зрения разработки и внедрения в процесс профессиональной подготовки педагогической технологии как системы, включающей структурные компоненты в их взаимосвязи и последовательности.

Сущность связей взаимодействия между компонентами эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску заключается в том, что знания о профессиональном риске, которыми овладевают студенты в процессе обучения в вузе (когнитивный компонент), находят свою определённость в поиске ценностей на уровне учебной дисциплины, в осуществлении выбора значимых для обучающихся ценностей профессионального риска опосредованно в различных формах обучения, с помощью разнообразных методов, моделирующих профессиональную деятельность в условиях профессионального риска (профессионально-деятельностный компонент).

Отрицательное отношение к риску (фобия риска) является видом психологического барьера, что определяет важность использования личностно-ориентированного подхода в разрабатываемой нами педагогической технологии, позволяющего «предупреждать и снижать психотравмирующие влияния психологических барьеров», развивать сильные стороны личности, корректировать и профилактировать затруднения в личности и деятельности субъекта (Э. Ф. Зеер). Также применение данного подхода позволяет развивать у студентов инициативность, дух предпринимательства, обеспечивать ориентирование личности в различных ситуациях (и в ситуациях неопределённости), формировать умение принимать оптимальные решения в нестандартных ситуациях и мотивацию достижения [7, с. 25–26].

Стратегия личностно-ориентированного образования при формировании эмоционально-ценностного отношения включает взаимосвязанную систему деятельности педагога и учащихся в условиях диалогического ценностного цикла личностно-ориентированных ситуаций [4, с. 40]. В нашей педагогической технологии данное положение учтено при выборе форм и методов проведения занятий (лекция-дискуссия, семинар-дискуссия), где личностно-ориентированные ситуации проявляются в форме диалогов (полилогов) по разрешению рисковых ситуаций в условиях будущей профессиональной среды.

Значение аксиологического подхода для предлагаемой педагогической технологии заключается в том, что на его основе обеспечивается логичный переход в формировании компонентов эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску (от когнитивного к профессионально-деятельностному) через осознание и понимание его ценности и значимости, а также целостное видение будущим специалистом профессиональной деятельности в условиях профессионального риска.

Важнейшим условием формирования эмоционально-ценностного отношения является самостоятельная работа учащихся, организованная с учётом интересов, потребностей и желаний учащихся (В. В. Николина [4, с. 39]).

Исследователем выяснено [4], что первостепенную роль в формировании эмоционально-ценностного отношения играет эмоционально-ценностный текст, обладающий смысловой, аксиологической насыщенностью за счёт образности, лаконизма изложения, динамичности повествования. Также влияют на формирование эмоционально-ценностного отношения внетекстовые компоненты в виде системы вопросов и заданий, сконструированные в форме контекстных задач.

В рамках предлагаемой педагогической технологии роль эмоционально-ценностного текста выполняет реальная проблемная ситуация (кейс), основой которой служат рисковые ситуации, произошедшие в деятельности различных транспортных организаций, сконструированная на основе распределения профессиональных рисковых зон в деятельности менеджера по перевозкам [8]. Такие тексты обладают смысловой и аксиологической насыщенностью в силу того, что в них отражена будущая профессиональная деятельность бакалавров технологии транспортных процессов, работая с такими текстами, студенты приобщаются и готовятся к данной деятельности. К каждому кейсу прилагаются вопросы и задания, работа над которыми (самостоятельно или в группах с помощью преподавателя) позволяет студентам постепенно получать теоретические знания о профессиональном риске, обнаруживать готовность к возникновению профессионального риска, формировать опыт овладения способами построения деятельности в ситуациях риска (таким образом, продвигаться по компонентам эмоционально-ценностного отношения).

При использовании педагогом межпредметных связей студент обнаруживает необходимость применения знаний, полученных в рамках освоения других дисциплин, и собственного опыта, приобретённого на других дисциплинах или в процессе жизнедеятельности, что доказывает важность получения знаний и стимулирует студентов к их пополнению. То есть важным для педагогической технологии формирования эмоционально-ценностного отношения является то, что межпредметные связи рассматриваются как условие развития познавательной активности и самостоятельности учащихся в учебной деятельности, формирования их познавательных интересов [2, с. 24], что соответствует первому этапу формирования данного отношения (содержательно-процессуальный компонент педагогической технологии).

Использование междисциплинарного подхода позволяет переносить полученные на учебных занятиях знания в новые ситуации и применять их на практике, чем обеспечивается эффективная подготовка студентов к осуществлению собственной деятельности в условиях возникновения и обнаружения профессионального риска.

В предлагаемой педагогической технологии необходимость применения компетентностного подхода связана с наличием системы ценностей в структуре профессиональной компетентности. Понимание ценности риска, осознание того факта, что неопределённость среды и принятие риска могут являться дополнительным резервом развития транспортной организации, должны стимулировать субъекта к принятию решений, ориентированных на оправданный риск, что будет определять успешность выполнения профессиональной деятельности в условиях неопределённости и риска, положительно сказываться на качестве предоставляемых услуг транспортной организацией, отвечать запросам работодателя.

В разработанной педагогической технологии положение компетентностного подхода о том, что компетенции не могут быть проявлены и оценены вне выполнения практической задачи или в форме моделирования реальной практической деятельности, должно учитываться при выборе методов и средств проведения учебных занятий, которые должны быть сконструированы максимально приближенно к условиям будущей профессиональной деятельности выпускников, таким требованиям в современном образовательном процессе соответствуют активные методы обучения.

Большое значение для педагогической технологии формирования эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску имеет необходимость возбуждения познавательного интереса к категории профессиональный риск в процессе обучения в вузе, обеспечивающего формирование отношения к профессиональному риску, овладение его ценностями, служащего побудительным мотивом учебной, а в будущем и профессиональной деятельности, определяя их успешность.

Разработаны три основных вида стимуляции познавательного интереса учащихся: содержание учебного материала, организация учебной деятельности, общение в учебном процессе между учениками, между ними и учителем [11, с. 128].

С учётом вышесказанного в рамках нашей педагогической технологии применяться будут следующие виды стимуляции познавательного интереса:

1) содержание, построенное на основе междисциплинарного подхода (межпредметные связи как условие формирования познавательного интереса);

2) организация учебной деятельности на основе активных методовобучения: проблемных; игровых; кейс-метода;

3) общение (социальное взаимодействие): преподаватель-обучающийся, преподаватель-группа, обучающийся-обучающийся.

Дальнейшее исследование ставит задачей обоснование и детальную проработку целевого, содержательно-процессуального и результативного компонентов предлагаемой педагогической технологии.

Литература:

  1. Левина, М. М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с., с. 14
  2. Максимова, В. Н. Организация учебного процесса в целях формирования познавательных интересов учащихся // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Под ред. Г. И. Щукиной. — Л., 1975. — с.23–33.
  3. Минкова Е. С., Петрова Е. И. Компонентно-содержательный состав эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску бакалавра технологии транспортных процессов [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 67–70.
  4. Николина, В. В. Теоретические основы формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе в процессе обучения географии: автореф. дис. … докт. пед. наук: 13.00.02 / Николина Вера Викторовна. — б.м, 2008. — 43 с. [Электронный ресурс].URL: http://nauka-pedagogika.com/(дата обращения: 14.03.14).
  5. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. — Ростов н/Д:Феникс, 2002. — 544 с.
  6. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под. ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009. — 456 с. — С. 194.
  7. Сальников, В. А. Инновационное обучение: личностно-ориентированный подход // Высшее образование в России. 2010. № 11.
  8. Самсонова Н. В., Минкова Е. С., Петрова Е. И. Представление о профессиональных рисковых зонах работников транспортных предприятий / Н. В. Самсонова, Е. С. Минкова, Е. И. Петрова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. — Калининград: Изд-во БГАРФ — 2015. — № 2.
  9. Сластёнин В. А., Руденко Н. Г. О современных подходах к подготовке учителя // Педагог / Наука, технология, практика. — 1996. — № 1. — с. 17–28.
  10. Шерстнёва Н. А. Педагогическая технология: понятие, сущность // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 10–3. с. 117
  11. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М. «Педагогика». 1971. — 352 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоционально-ценностное отношение, профессиональный риск, педагогическая технология, педагогическая технология формирования, познавательный интерес, предлагаемая педагогическая технология, профессиональная деятельность, профессиональный риск бакалавров технологии, учебная деятельность, учебный процесс.

Похожие статьи

Компонентно-содержательный состав...

эмоционально-ценностное отношение, профессиональный риск, ситуация риска, профессиональный риск бакалавров технологии, Российская Федерация, процесс, инновационное развитие...

Технология развития профессионального интереса у студентов...

Профессиональный интерес представляет собой непосредственное эмоциональное практико-познавательное отношение к профессии, при благоприятных условиях переходящее в направленность личности на конкретную профессиональную деятельность.

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Вторая — технологии, стимулирующие учебно-познавательную деятельность студента.

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая...

Современные психолого-педагогические технологии обучения

Понятие «педагогическая технология» шире, чем понятие «методика обучения». Технология отвечает на вопрос, как наилучшим образом достичь целей облучения, управления этим процессом.

Педагогический потенциал игровых технологий...

Педагогический потенциал игровых технологий в формировании профессиональных компетенций будущего юриста.

Учебно-познавательная деятельностьпроцессы присвоения определенного круга знаний, добытых другими, и выработка своего собственного...

Формирование у будущих преподавателей колледжей...

В основе технологии обучения студентов лежит проектирование целостного дидактического процесса. Если субъектом педагогической деятельности преподавателя является студент, то объект вуза — педагогический процесс организуемый как система последовательно...

Применение современных педагогических технологий в среднем...

образовательный процесс, студент, учебный процесс, метод обучения, педагогическая технология, учебный материал, преподаватель, познавательная деятельность, современный урок, высокий уровень.

Современные педагогические технологии на основе личностной...

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса [1, с. 58].

Модель педагогической технологии формирования иноязычной...

Применение образовательных технологий в учебном процессе

критическое мышление, педагогическая технология, учащийся, педагогическое мастерство, технология развития, групповая работа, мнение, информация, чтение, индивидуальная работа. Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Похожие статьи

Компонентно-содержательный состав...

эмоционально-ценностное отношение, профессиональный риск, ситуация риска, профессиональный риск бакалавров технологии, Российская Федерация, процесс, инновационное развитие...

Технология развития профессионального интереса у студентов...

Профессиональный интерес представляет собой непосредственное эмоциональное практико-познавательное отношение к профессии, при благоприятных условиях переходящее в направленность личности на конкретную профессиональную деятельность.

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Вторая — технологии, стимулирующие учебно-познавательную деятельность студента.

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая...

Современные психолого-педагогические технологии обучения

Понятие «педагогическая технология» шире, чем понятие «методика обучения». Технология отвечает на вопрос, как наилучшим образом достичь целей облучения, управления этим процессом.

Педагогический потенциал игровых технологий...

Педагогический потенциал игровых технологий в формировании профессиональных компетенций будущего юриста.

Учебно-познавательная деятельностьпроцессы присвоения определенного круга знаний, добытых другими, и выработка своего собственного...

Формирование у будущих преподавателей колледжей...

В основе технологии обучения студентов лежит проектирование целостного дидактического процесса. Если субъектом педагогической деятельности преподавателя является студент, то объект вуза — педагогический процесс организуемый как система последовательно...

Применение современных педагогических технологий в среднем...

образовательный процесс, студент, учебный процесс, метод обучения, педагогическая технология, учебный материал, преподаватель, познавательная деятельность, современный урок, высокий уровень.

Современные педагогические технологии на основе личностной...

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса [1, с. 58].

Модель педагогической технологии формирования иноязычной...

Применение образовательных технологий в учебном процессе

критическое мышление, педагогическая технология, учащийся, педагогическое мастерство, технология развития, групповая работа, мнение, информация, чтение, индивидуальная работа. Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...