Формирование у будущих преподавателей колледжей профессиональной компетентности средствами технологии обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (150) апрель 2017 г.

Дата публикации: 26.04.2017

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Уста-Азизова Д. А., Тулкинова Ш. Э. Формирование у будущих преподавателей колледжей профессиональной компетентности средствами технологии обучения // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 514-515. — URL https://moluch.ru/archive/150/42435/ (дата обращения: 25.06.2018).



В основе технологии обучения студентов лежит проектирование целостного дидактического процесса. Если субъектом педагогической деятельности преподавателя является студент, то объект вуза — педагогический процесс организуемый как система последовательно выдвигаемых и решаемых взаимосвязанных профессиональных задач.

Ключевые слова: профессиональная компетентность,преподаватели, колледжи, студенты

На современном этапе происходит развитие и становление профессиональной компетентности специалиста, готового и способного решать не только профессиональные задачи, но и выходить за пределы нормативной деятельности и осуществлять инновационные процессы.

В основе технологии обучения студентов лежит проектирование целостного дидактического процесса. Если субъектом педагогической деятельности преподавателя является студент, то объект вуза — педагогический процесс, организуемый как система последовательно выдвигаемых и решаемых взаимосвязанных профессиональных задач. Поэтому, высшим компонентом личности является профессиональная компетентность.

Возможности использования в рамках технологии обучения метода проектов как способа достижения дидактической цели, применение метода проектов в подготовке студентов вуза, показатели и уровни сформированности профессиональной компетентности у будущих преподавателей на этапе их профессионального саморазвития, развитие теоретических основ у будущих преподавателей, получение новых знаний в области педагогического проектирования, конструирования и применения в учебном процессе вуза профессионально-ориентированной технологии обучения, все эти критерии способствуют формированию профессиональной компетентности у будущих преподавателей колледжей.

Термин «профессионализм» в настоящее время не нашел однозначного толкования в психолого-педагогических исследованиях. Основные характеристики применительно к деятельности педагога обосновываются в работах Л. К. Гребенкиной [2], А. К. Марковой [3], Г. Н. Подчалимовой [5], В. Я. Синенко [6], В. А. Сластенина [7] и ряда других авторов.

В психолого-педагогической литературе многими авторами зачастую, понятия «профессиональная компетентность» и «профессионализм» рассматриваются как синонимы. Однако, в определении их сущности есть различия. Эти различия становятся существенными, так как предметом его рассмотрения являются психолого-педагогические условия, способствующие формированию профессиональной компетентности у будущего преподавателя, а не компетентность специалиста, имеющего педагогический опыт работы и владеющего определенным уровнем педагогического мастерства.

Однако, авторы сходятся во мнении, что профессиональная компетентность в единстве с личностно-деловыми качествами характеризует педагогическую культуру преподавателя как профессионально-личностное явление. В свою очередь, понятие профессиональной компетентности, как подчеркивает В. А. Сластенин, выражает единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Любой педагогический проект в образовательной практике не всегда реализуется в полной мере. Это обусловлено тем, что некоторые процессы, явления, спроектированные педагогом, могут выйти из-под его контроля в силу существенного воздействия случайных факторов. Поэтому перечислить и описать все элементы, конструктивные узлы и условия, обеспечивающие его внедрение, бывает крайне трудно в силу многофакторности педагогических явлений и индивидуальных особенностей людей как субъектов его реализации. Например, недостаточный уровень мотивации обучающихся на учебном занятии может быть изменён путем применения, разнообразных форм и методов преподавания, соответствующих их интересам и потребностям, а недостатки в предъявлении учебного материала — продуманной, последовательной самостоятельной работой студентов. Исходя из этого, только тщательно спроектированная технология обучения позволяет избежать эти и другие возможные трудности.

При проектировании технологии обучения для формирования у будущих преподавателей колледжей профессиональной компетентности педагогический процесс рассматривается как специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. При этом выделяют три важных признака:

– цель педагогического процесса, которая рассматривается как многоуровневое явление, обусловленное целями образования;

– взаимодействие как обмен деятельностями, имеющими содержательную, технологическую и управленческую основу;

– результат, выраженный в присвоении опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру [4].

Эти понятия имеют однонаправленный вектор совершенства деятельности, высшего качества и уровня ее осуществления. Профессионализм человека наряду с компетентностью обеспечивается профессиональной направленностью и наличием профессионально важных качеств личности. Высокого уровня профессионализма человек достигает в процессе овладения и длительного выполнения деятельности. Следовательно, профессиональная компетентность педагога является основой формирования профессионализма специалиста.

Литература:

  1. Адольф В. А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография / КГУ, Красноярск, 1998. — 310 с.
  2. Гребенкина Л. К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования.– Рязань: РГПУ, 2000. — 204 с.
  3. Маркова А. К. Психология труда учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие. /Под ред. С. А. Смирнова. — М.: Издат. центр «Академия», 1999. — 512 с.
  5. Подчалимова Г. Н. Проектирование содержания дополнительного профессионального образования руководителей школ: теория и практика. — Москва — Курск, 2001. — 494 с.
  6. Синенко В. Я. Профессионализм учителя //Педагогика. — 1999. — № 5. — с. 45–51.
  7. Сластенин В. А. Профессионализм педагога: акмеологический контекст //Педагогическое образование и наука. — 2002. — № 4. — с. 4–9.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная компетентность, педагогический процесс, будущий преподаватель колледжей, основа технологии обучения студентов, педагогическая деятельность преподавателя, целостный дидактический процесс.


Похожие статьи

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Личность, как известно, формируется в деятельности. Это важнейшая закономерность развития личности в процессе обучения, которая предписывая рассматривать учащихся как субъектов познавательной деятельности.

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

Шихалева М. С. Технология педагогического сопровождения становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога в образовательном

Формирование социальной компетентности студентов в процессе физического воспитания в вузе.

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении...

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза.

Ведущим аспектом педагогической деятельности преподавателя в обучении любого учебного заведения должно стать внедрение инновационных дидактических технологии на...

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

Деятельность педагога профессионального обучения — это сплав труда инженерного и педагогического.

Но если формирование педагогической компетентности не требует от высшего учебного заведения больших капиталовложений, то для технологической...

Профессиональная подготовка педагога...

Профессиональная подготовка педагога: социально-педагогические предпосылки. Автор: Циулина Марина Владимировна.

Елагина В. С., Гревцева Г. Я., Немудрая Е. Ю. Формирование педагогической компетентности студентов в условиях технологии проектного обучения...

Психолого-педагогические факторы формирования...

дошкольное образование, профессиональная компетентность учителя, образовательный процесс вуза, ребенок, студент, профессиональная компетентность, будущий педагог, железноводск...

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

Процесс обучения организуется таким образом, чтобы обучающиеся могли активно участвовать в учебном процессе.

Формирование профессиональной компетентности учащихся. Сидоров Ю. В. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в...

Компетентный преподавательпедагог-мастер

Основные термины (генерируются автоматически): активный метод обучения, учебный процесс, задача, преподаватель, современный учитель, творческая

Использование образовательных технологий в системе сотрудничества «преподаватель-студент».

Применение технологии сотрудничества в процессе подготовки...

образовательный процесс, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, будущий педагог, профессиональная подготовка будущих учителей, будущий учитель, личностный аспект, педагогический вуз...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Личность, как известно, формируется в деятельности. Это важнейшая закономерность развития личности в процессе обучения, которая предписывая рассматривать учащихся как субъектов познавательной деятельности.

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

Шихалева М. С. Технология педагогического сопровождения становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога в образовательном

Формирование социальной компетентности студентов в процессе физического воспитания в вузе.

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении...

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза.

Ведущим аспектом педагогической деятельности преподавателя в обучении любого учебного заведения должно стать внедрение инновационных дидактических технологии на...

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

Деятельность педагога профессионального обучения — это сплав труда инженерного и педагогического.

Но если формирование педагогической компетентности не требует от высшего учебного заведения больших капиталовложений, то для технологической...

Профессиональная подготовка педагога...

Профессиональная подготовка педагога: социально-педагогические предпосылки. Автор: Циулина Марина Владимировна.

Елагина В. С., Гревцева Г. Я., Немудрая Е. Ю. Формирование педагогической компетентности студентов в условиях технологии проектного обучения...

Психолого-педагогические факторы формирования...

дошкольное образование, профессиональная компетентность учителя, образовательный процесс вуза, ребенок, студент, профессиональная компетентность, будущий педагог, железноводск...

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

Процесс обучения организуется таким образом, чтобы обучающиеся могли активно участвовать в учебном процессе.

Формирование профессиональной компетентности учащихся. Сидоров Ю. В. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в...

Компетентный преподавательпедагог-мастер

Основные термины (генерируются автоматически): активный метод обучения, учебный процесс, задача, преподаватель, современный учитель, творческая

Использование образовательных технологий в системе сотрудничества «преподаватель-студент».

Применение технологии сотрудничества в процессе подготовки...

образовательный процесс, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, будущий педагог, профессиональная подготовка будущих учителей, будущий учитель, личностный аспект, педагогический вуз...

Задать вопрос