Применение образовательных технологий в учебном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (139) февраль 2017 г.

Дата публикации: 06.02.2017

Статья просмотрена: 2762 раза

Библиографическое описание:

Астралинова, Л. Б. Применение образовательных технологий в учебном процессе / Л. Б. Астралинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 465-468. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39268/ (дата обращения: 10.10.2024).



Социально-экономические изменения в современном обществе выдвигают высокие требования к системе образования, к обучению и воспитанию специалистов различного уровня подготовки.

Стандарт профессионального образования третьего поколения ФГОС построен на основе компетентностного подхода. Именно компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование ключевых компетенций выпускников — основа его профессиональной мобильности — и есть тот основной механизм, который призван обеспечить социальную защиту молодежи в современном обществе.

Современному обществу нужны образовательные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом.

В образовании очень важно конструировать педагогический процесс по различным моделям, технологиям для повышения эффективности образовательных структур.

Особое значение приобретает формирование учебной деятельности, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы, умением самостоятельно строить свою деятельность, искать и находить более рациональные способы, переносить их в условия, не заданные непосредственно обучением.

Для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования умений, т. е. компетенций используются различные педагогические технологии.

Слово технология происходит от греческого слова: «techne» — искусство, мастерство, умение и «logos» — наука, закон. Дословно «технология» — наука о мастерстве.

Существует широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. В настоящее время реализуется более 250 образовательных технологий, из которых наиболее востребованы 18–20.

Можно привести следующие технологии:

Проблемно-развивающие

ИКТ

Портфолио

Личностно-ориентированное обучение

Технология критического мышления

Кейс-технологии

Технологии модульного обучения

Игровые технологии

Проектные технологии

Интегрированные и т. д.

Эти инновационные технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей, как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь, обеспечивающую образовательные потребности каждого обучающегося в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Существует множество определений педагогических технологий. Можно выделить критерии, которые составляют сущность педагогической технологии:

Однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);

Отбор и структура содержания (что);

Оптимальная организация учебного процесса (как);

Методы, приёмы и средства обучения (с помощью чего);

Учет необходимого реального уровня квалификации преподавателя (кто);

Объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

Педагогические технологии — системные категории, структурными составляющими которых являются:

Цели обучения;

Содержание обучения;

Средства педагогического взаимодействия:

Организация учебного процесса;

Обучающийся преподаватель;

Результат деятельности.

Формирование критического мышления

Процессы социокультурной интеграции в современном мире вызывают актуальную необходимость формировать и развивать у обучающихся толерантное отношение к межкультурным различиям посредством их критического осмысления.

Учащиеся, изучающие английский язык, овладевают общей страноведческой информацией о традициях, обычаях и праздниках Великобритании. Знания социокультурных особенностей страны изучаемого языка, о нормах и общепринятых правилах поведения в обществе, то есть основы социокультурной компетентности отсутствуют. Это объясняется тем, что студенты не способны критически воспринимать и осмысливать как свою, так и изучаемую культуру.

Особое значение имеет развитие восприимчивости учащихся к иноязычной культуре, что формируется в процессе изучения ценностей культур стран, где говорят по-английски. Учащиеся должны не только воспринимать новую информацию о культуре другой страны, но также уметь рассуждать, высказывать своё мнение и выражать своё отношение к изучаемому материалу.

Критическое мышление означает сознательный, спланированный процесс интерпретации, анализ и оценивание социокультурной информации, основанный на имеющихся знаниях и проверке мнений по тому или иному вопросу и ведущий к формированию и утверждению собственного отношения. Конечным результатом развития критического мышления является критическое понимание культуры другой страны.

Задания, способствующие развитию критического мышления на социокультурном материале:

Ролевая игра.

Разработка проекта.

Интервьюирование.

Ток-шоу.

Дискуссия, участие в дебатах.

Организация мини-конференции.

Разрешение конфликтных ситуаций.

Модель критического анализа социокультурного компонента учебного материала.

Задания на развитие критического мышления строятся по чётко организованной структуре, соответствующей сущности процесса критического анализа служат знания. Знания основываются на социокультурной информации текстов.

Следующий этап критического анализа — сбор мнений по определённому вопросу. На заключительном этапе анализа имеющиеся знания и собранные, проверенные доказательства преобразуются в личностные отношения учащихся к рассматриваемому вопросу.

Ступени модели:

Знания

Сбор мнений

Анализ

Каждая ступень реализуется посредством выполнения упражнений на целенаправленное прочтение текста:

Определение основной мысли текста.

Выделение тематических деталей.

Расстановка абзацев текста в логическом порядке.

Подстановка абзацев в текст.

Соотнесение обобщающих предложений с содержанием абзацев, поиск ответов на фактические вопросы по тексту и другие.

Очень эффективное упражнение на выявление различных мнений по поводу изучаемой проблемы социокультурного характера является интервьюирование — опрос учащихся по определенному вопросу, проводимый в классе самими учащимися. Опрос может проводиться в парах или малых группах.

При выражении своего мнения к изучаемой проблеме важно, чтобы учащиеся сумели сказать не только, как они относятся к вопросу, но и почему у них сформировалось именно такое отношение, то есть мотивация. Упражнениями на данной ступени критического анализа могут вопросы: «What do you think about …? and why?» или задания «Give (prove) your point of view». «Express you general attitude to the problem» и т. п.

Отношение к какому-нибудь социокультурному аспекту определенным образом влияет на принятие решения — выбора альтернативы. При выполнении упражнения, которое требует принятия решения, учащиеся отвечают на вопрос, как поступить в той или иной социокультурной языковой ситуации. Задание учащихся — проанализировать все имеющиеся варианты и выбрать один наиболее верный.

Выбрав основные альтернативы действия, учащиеся переходят на завершающую фазу процесса критического осмысления — планирование поступка в определенной ситуации. Поступок будет представлять собой реализацию выбранной альтернативы на существующем отношении учащихся, сформированном за счет сбора и интерпретации мнений, исходя из знаний социокультурного характера.

Проектные технологии

Это было известно как проектный метод. Он оформился в США к 1919 г. В России этот метод получил широкое распространение после издания брошюры В. Х. Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.). И в 20-е, и в начале 30-х г. г. в школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач — развития ученика.

Исходный лозунг основателей системы проектного обучения — «Все из жизни, все для жизни».

Карл Фрей в книге «Проектный метод» (1997 г.) под этим понятием подразумевает путь, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект. Он выделяет 17 отличительных черт проектного метода, например:

Участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;

Участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;

Участники проекта информируют друг друга о ходе работы;

Участники проекта вступают в дискуссии и т. д.

То есть автор под проектным методом имеет в виду систему действий педагога и учащихся по разработке проекта.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные навыки, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построение гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Структура метода проекта:

Формулировка темы.

Постановка проблемы.

Анализ исходной ситуации.

Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта: организационные, учебные, мотивационные.

Этапы реализации проекта.

Возможные критерии оценивания уровня реализации проекта.

Виды проектов

Проекты

по содержанию

исследовательские

по форме

индивидуальные

по времени

краткосрочные

информационные

групповые по 4–6 чел.

долгосрочные

Творческие

коллективные

приключен. игровые

практико-ориентированные

Этапы работы над проектом.

Подготовка

а) определение проблемы и вытекающих из нее целей и задач;

б) выдвижение гипотезы и решения;

в) обсуждение методов исследования.

Планирование

а) определение источников информации;

б) определение способа сбора и анализа информации;

в) определение способа представления результатов;

г) установление процедур и критерии оценки результатов и процесса;

д) распределение задач (обязанностей) между членами команды.

Исследование

а) сбор информации;

б) решение промежуточных задач.

Результаты и выводы

а) анализ полученных данных;

б) формулирование выводов.

Оценка результатов и процесса

а) оформление конечных результатов;

б) подведение итогов, корректировка, окончательные выводы.

Результаты и формируемые умения

Личностные

Формирование у учащихся мотивации к обучению.

Развитие умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Парно-групповая работа

Познавательные

Умение учиться

Навыки решения творческих задач и навыки поиска анализа и интерпретации;

Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Коммуникативные

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Умение координировать свои усилия с усилиями других

Формулировать своё мнение

Договариваться и приходить к общему решению о совместной деятельности

Задавать вопросы

Ориентироваться на партнера в общении

Учитывать разные мнения

Любая педагогическая технология является составной частью педагогической системы, а методы и приёмы, способы и формы обучения являются элементами любой педагогической технологии.

Современные педагогические технологии в сочетании с информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, способствовать активизации познавательной деятельности, развитию креативности и критического мышления, таким образом, формированию определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения средней (полной) основной образовательной программы.

Использование современной образовательной технологии является обязательным условием интеллектуального, творческого развития студентов.

Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, знание, критический анализ, участник проекта, педагогическая технология, проектный метод, современное общество, учащийся, учебный процесс, критическое осмысление.


Задать вопрос