Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 05.12.2016

Статья просмотрена: 325 раз

Библиографическое описание:

Голышева И. А., Сбитнева Е. С. Об использовании технологии развития критического мышления в начальной школе // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 640-642. — URL https://moluch.ru/archive/130/36194/ (дата обращения: 21.04.2018).



В статье представлен вопрос о технологии критического мышления у младших школьников. Предложены формы работы по формированию данной технологии.

Ключевые слова: младший школьник, технология критического мышления

Достичь нового качественного образования, соответствующего важным аспектам современного общества — вот основная цель реформирования и совершенствования всей образовательной системы Российской Федерации. Урок как процесс развития личности с приоритетами индивидyaльности, самореализации учащихся и открытости — одно из лидирующих положений [2, c. 44].

Технология развития критического мышления дает возможность так построить процесс обучения, что личность ученика и получаемая информация взаимодействуют на научных основаниях, и направлена она на развитие и совершенствование навыков принятия информации, ее анализа, обработки и применения информации из вне.

Критическое мышление — мыслительная деятельность человека, сопровождающаяся высокой оценкой объективности и восприятия мира вокруг, предметов, деталей и мелочей [1, с.57].

Ж. Пиаже и его теория «Об этапах интеллектуального развития ребенка» является теоретической основой технологии критического мышления.

Критическое мышление и работа в рамках данной технологии позволяет пробудить и развивать, совершенствовать и отрабатывать такие качества учащихся, как:

– внимательно воспринимать идеи других учащихся и взрослых, т. е. гибкость;

– четко планировать, т. е. логично мыслить и ясно выражать свои мысли;

– грамотно использовать свои и чужие ошибки для дальнейшего опыта, способность и умение их корректировать;

– достигать поставленную цель настойчиво, т. е. целеполагание;

– способность и желание заниматься самообучением самостоятельно;

– поиск и оформление компромиссных решений, проектов, действий.[2,c.51]

Отличительной особенностью представленной технологии критического мышления выступает то, что именно она дает возможность педагогам проводить учебный процесс в рамках урока в максимально оптимальном режиме с высоким уровнем работоспособности, усвоения изучаемого материала на основе постоянного поиска ответов на поставленные вопросы.

Как и перед использованием чего-либо нового, так и перед внедрением образовательной технологии необходимо провести тестирование и апробацию, соответствует ли она и насколько основным базовым принципам теории развития критического мышления.

Для плодотворного внедрения технологии критического мышления в коллективе детей необходимо:

– организовать групповую работу в классе;

– стимулировать активное участие младших школьников в процессе обучения;

– развивать общение;

– воспринимать каждого ученика как нечто ценное, даже если уровень его успеваемости низок;

– способствовать повышению интереса к самообучению;

– использовать большое количество графического материала и приемы визуализации предметов и явлений и т. д. [3, c. 311]

Для учащихся начальной школы полезными являются освоение схематических изображений, моделей и сам процесс их создания. При этом происходит развитие основных составляющих мышления: синтеза, анализа, обобщения, а также абстрагирования и составления объемных фигур.

Урок в рамках использования технологии критического мышления имеет три базовые фазы: вызов, осмысление, рефлексия.Психологи и педагоги, работающие в данном направлении, поясняют, что именно такая структурированная организация деятельности на уроке имеет прямое соответствие этапам восприятия человека:

– настрой и анализ прошлого опыта (уже имеющихся знаний в данном вопросе);

– знакомство с новым материалом и его «переработка»;

– обдумывание и применение на практике (подумать, зачем ему это,где и как применятся).

Этап «вызов». Вызов у учащихся того, что он уже знает по данной теме, ученик вспоминает, что ему известно, задает вопросы, на которые бы хотел ответить.

Задачи данного этапа:

– актуализация имеющихся знаний, представлений;

– вызов познавательного интереса к изучаемой теме;

– определение направления изучения темы самими учащимися.

В процессе реализации фазы вызова ученики свободно выражают свою точку зрения по поводу изучаемой темы, не боятся сделать ошибку и быть исправленными педагогом или одноклассниками. Все высказывания желательно фиксируются, так как любое из них будет иметь веское значение для последующей работы.[3,c.345]

Здесь сочетание групповой и индивидуальной работы имеет высокие результаты. Групповая работа позволит услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями способствует и рождению новых идей, многие их которых являются результативными и даже неожиданными.

Учитель на данном этапе должен получить воспоминания учащихся, провести обмен мнениями спокойно, без конфликтов, фиксировать и систематизировать полученные данные.

Упражнения стадии «Вызов»:

– «Мозговой штурм»;

– Копилка идей;

– кластер

– «Поверите ли вы, что…»,

– «Знаю — Хочу узнать — Узнал» и др.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов на стадии “Вызова” — это вопросы до изучения темы, ответы на которые хотят получить ученики в процессе изучения темы. Тонкие вопросы имеют однозначный ответ. Толстые вопросы — вопросы проблемные, ответ на которые неоднозначен.[4,c.53]

Тонкие вопросы?

Толстые вопросы?

– кто...

– что...

– когда...

– может...

– будет...

– мог ли...

– как звали...

– было ли...

– согласны ли вы...

– верно...

– дайте объяснение, почему...

– почему вы думаете...

– почему вы считаете...

– в чем разница...

– предположите, что будет, если...

– что, если.

Прием — игра «Поверите ли вы?» (учитель задает вопросы, ученики отвечают — «да или нет»).

  1. Вepите ли вы, что в пустыне живут слоны? — да — нет
  2. Вepите ли вы, что в пустыне нет растений? — да — нет
  3. Вepите ли вы, что в пустыне жарко? — да — нет
  4. Вepите ли вы, что в пустыне идет снег? — да — нет и т. д.

Этап «осмысление». В его рамках проходит непосредственная работа ученика с информацией, работа четко направленная и обязательно осмысленная. Учащийся имеет возможность подумать и понять происхождение изучаемого объекта, в процессе фильтрации старой и новой информации, формулирует вопросы о предмете, определяет свою собственную позицию и отношение.[1,c.175]

Непосредственный контакт с новым материалом (текст, фильм, презентация, материал параграфа) готовит учеников к анализу и обсуждению, работа ведётся индивидуально или в парах.

Приёмы, используемые в технологии критического мышления, направляют работу учащегося на самостоятельное и осмысленное получение новой информации.

– отметки значками «v«, "+", "-", "?" (по мере чтения отмечаются на носителе);

– приём «Да-и-нетка»;

– различные записи типа ежедневников, двойных дневников, бортовых журналов;

– чтение с остановками;

– поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока и др.

Прием «пазлы»: запомнить много понятий, названий, терминов можно с помощью этого способа. Педагог предварительно готовит карточки по количеству учеников в классе. На первой половине карточек пишется название термина, понятия, на второй половине карточек — его пояснение, толкование. Формируйте пары. Например, на уроке географии можно написать страны и их столицы, на уроке литературы — имена главных героев и их характеристики или произведение, или автора.

Заключительный этап «Рефлексия». Здесь происходит выражение вновь возникших идей и информации собственными словами от отдельно взятого ученика. Каждый учащийся целостно осмыслил материал и готов обобщить полученную информацию в процессе обмена мнениями между обучаемыми не только друг с другом, но и с преподавателем. Проводится комплексный анализ всего процесса изучения материала, формируется окончательное собственное отношения к изучаемому материалу и, возможно, создание нового «вызова».

Это «момент истины», когда становится ясно, грамотно и корректно ли была проведена работа на уроке, найдены ли ответы на вопросы, поставленные в начале занятия, в рамках стадии вызова.[1,c.112]

Приёмы, используемые на стадии «Рефлексия»:

– полное заполнение кластеров, таблиц, фиксация причинно-следственных связей между разделами материала;

– возврат к основным словами понятиям, верным и неверным утверждениям;

– ответы на поставленные вопросы;

– проведение различных видов обсуждений, круглых столов, клубов;

– написание работ творческого характера (эссе, синквейны, кубики);

В целом, технология критического мышления дает каждому педагогу создавать и использовать свои собственные методы и способы для повышения успешности и эффективности процесса обучения. По мере взросления учащиеся школы все больше и больше проникают в огромный мир экспериментов. Доклады на изучаемую тему урока, выполненные самостоятельно, улучшают результаты познавательной деятельности младших школьников. [1, c. 89]

Литература:

  1. Генике Е. А., Трифонова Е. А. Рaзвитие критического мышления (бaзовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. — Том 1 // под общ. ред. Л. И. Семиной. — М.: изд-во «Бони», 2002. — 239 с.
  2. Зaир-Бек С. И. Рaзвитие критического мышления через чтение и письмо нa урокaх. — М.: Просвещение, 2004. — 236 с.
  3. Модернизaция современного обрaзовaния: теория и прaктикa. сборник нaучных трудов / под ред. И. М. Осмоловской, д.пед.н., сост. Л. Б. Прокофьевa, Г. A. Воронинa — М.: ИТиИП РAО, 2004. — 524 с.
  4. Технологии открытого обрaзовaния: Сборник нaучно-методических мaтериaлов Московского открытого обрaзовaтельного проектa / Под. ред. Н. П. Дерзковой — М.: AПКиПРО, 2002. — 88 с.
Основные термины (генерируются автоматически): критического мышления, технологии критического мышления, развития критического мышления, технология критического мышления, Рaзвитие критического мышления, младших школьников, технологии развития критического, основой технологии критического, внедрения технологии критического, использования технологии критического, Технология развития критического, изучения темы, теории развития критического, Толстые вопросы, Тонкие вопросы, Критическое мышление, непосредственная работа ученика, половине карточек, внедрением образовательной технологии, точку зрения.

Ключевые слова

младший школьник, технология критического мышления

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос