Авторы: Губанихина Елена Владимировна, Губанихина Елизавета Вадимовна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2017)

Дата публикации: 24.12.2016

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Губанихина Е. В., Губанихина Е. В. Использование технологии критического мышления в процессе обучения младших школьников написанию сочинения [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2017. — С. 68-70.



Использование технологии критического мышления в процессе обучения младших школьников написанию сочинения

Губанихина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент;

Губанихина Елизавета Вадимовна, студент

Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского

В статье рассматриваются некоторые методические механизмы и возможности использования технологии критического мышления в процессе обучении младших школьников написанию сочинения.

Ключевые слова: критическое мышление, технология, связная речь, синквейн, кластер, инсерт, младшие школьники, сочинение

Using the technology of critical thinking in the process of training of younger schoolboys writing essays

This article discusses some of the methodological tools and the possibility of using critical thinking technology in teaching younger students writing essays.

Keywords: critical thinking, technology, connected speech, cinquain cluster, insert, junior high school students, writing

Уже в начальной школе ребенок учится писать свои первые сочинения. Однако, очень часто учитель начальных классов, особенно начинающий, пишет с детьми сочинения по традиционной системе и естественно, сталкивается со многими трудностями. Отметим некоторые из них:

– отсутствие системности работы по развитию связной речи;

– отсутствие конкретных требований к проведению уроков развивающей направленности в начальной школе;

– отсутствие методических рекомендаций по сочетанию системы традиционного обучения в начальной школе с развивающей системой;

– отсутствие методических разработок по созданию ситуации успеха для каждого ребенка на уроках развития связной речи;

– нестабильность уровня обученности учащихся по развитию связной речи и отсутствие инструментария для мониторинга уровня развития ребенка, отслеживания динамики и др.

В тоже время, очень часто написание сочинений вызывает трудности и у детей, такие как: неумение начать текст; отсутствие вывода; неумение раскрыть тему текста; бездоказательность идеи; неумение выстраивать текст по типам речи; скудность языковых средств; пропуск важного материала или изменение фактологических сведений; неоправданный повтор и др.

Любой, заинтересованный в развитии своих учеников учитель, задумывается о том, что нужно что-то менять, искать наиболее эффективные пути и средства обучения младших школьников написанию сочинений. Одним из таких средств является технология критического мышления, внедрение элементов которой позволит урокам приобрести развивающий характер и сделает их интереснее для учеников.

Критическое мышление — сложный процесс творческого интегрирования идей и возможностей, переосмысления и перестройки концепций и информации.

Психолог Диана Халперн рассматривает критическое мышление «как использование таких методов познания, которые отличаются контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата [4; С.22].

Технология критического мышления, по мнению Домченко Е. А., способствует формированию творчески развитой личности, которая самостоятельно ориентируется в образовательном пространстве под руководством учителя. «Технология критического мышления, отвечает цели современного образования по ФГОС: — общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее ключевую компетенцию образования — «научить учиться» и обеспечивает практическую реализацию личностно — ориентированного подхода» [1; С.946–948].

Данная технология предполагает тесное сотрудничество учителя и ученика в процессе поиска и решения поставленной проблемы посредством аналитической деятельности. При этом следует понимать, что критическое мышление — это не отрицание либо негативное суждение, а умение рассмотреть различные подходы, обосновывать высказываемые суждения, аргументировать их, принимать продуманные решения.

Не смотря на то, что о технологии развития критического мышления заговорили лишь в конце 90-х годов, в настоящее время, сторонников данной технологии среди учителей начальных классов достаточно много.

Применительно к нашей проблеме, новизна данной технологии заключается в разработке методических условий, позволяющих формировать у младших школьников умение составлять текст по речеведческим законам и правилам, которые развивают логическое мышление, познавательный интерес, поисковую активность, обогащают словарный запас учащихся.

Данная технология позволяет активизировать и оптимизировать деятельность учеников на уроке, организовать поисковый характер усвоения знаний. При этом роль учителя заключается в умении направить размышления учеников в правильное русло, подтолкнуть их к принятию осознанного самостоятельного решения, к формулировке выводов и умозаключений [1; С.946–948].

Модель технологии критического мышления можно представить в виде трёх фаз (Рисунок 1).

Рис. 1. Модель технологии критического мышления

По мнению ученых, занимающихся данной проблемой, структура урока с использованием элементов данной технологии, соответствует тем этапам, которые свойственны естественному восприятию человеком окружающей действительности. Данные этапы представлены на рисунке 2.

Рис.2. Этапы критического мышления

С точки зрения традиционного обучения все три названных нами стадии не представляют новизны для учителя и присутствовали в его деятельности и ранее. Элементы новизны содержаться именно в тех приемах, которые он применяет на каждой стадии урока в процессе создания условий для развития личности и индивидуальных способностей каждого ученика.

Знакомство детей с технологией критического мышления необходимо начинать в период обучения грамоте с самого элементарного приема — построения кластера. Этот приём применяется при составлении плана, при ознакомлении со структурой текста, при ознакомлении с типами речи [2].

Кластер — это так называемый графический систематизатор, который позволяет увидеть различные связи между явлениями или объектами, охватить и систематизировать гораздо большее количество информации, чем при обычной письменной работе.

Далее работа усложняется: дети знакомятся с синквейном как расширенной формой плана. Сюда включается кроме указания темы и идеи ещё и языковой материал.

Синквейн — это пятистрочие, алгоритм которого выглядит следующим образом:

1 строка — 1 существительное

2 строка — 2 прилагательных

3 строка — 3 глагола

4 строка — 4 слова разных частей речи

5 строка — вывод.

Например, при работе над рассказом И. Тургенева «Воробей», синквейн может быть таким:

  1. воробей;
  2. серый, черногрудый;
  3. прилетел, встал, спас;
  4. своего сына от собаки;
  5. храбрая птица.

Синквейн — быстрый, но мощный инструмент не только для развития связной речи, но и для развития рефлексии, для обучения резюмированию информации, правильному и лаконичному изложению сложных идей, чувств и представлений. Всё причисленное является очень сложной и важной задачей для младших школьников. Синквей — это ещё и эффективное средство развития способностей ребенка к самовыражению [3].

Для развития устной монологической речи и анализа художественного текста применяется также приём «инсерт», или как его ещё называют «чтение с пометкой». Инсерт — это маркировка текста, алгоритм которой выглядит следующим образом:

«v» — уже знал; «+» — новое; «-» — думал иначе; «?» — не понял, есть вопросы. Данный приём делает более зримым переход от «старого» знания к «новому», при котором происходит накопление знаний и их систематизация.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, в первом классе, как правило, берутся только две пометки: «v» — уже знал и «+» — новое. А в более старших классах алгоритм усложняется.

При использовании данного приема, очень важно, чтобы дети после прочитанного попробовали выразить информацию своими словами и обменялись между собой идеями, что дает возможность расширить выразительность письменной речи.

Изученный нами опыт учителей начальных классов позволяет нам сделать вывод о том, что далеко не все элементы технологии критического мышления рационально использовать на уроках развития связной речи в начальной школе. Именно синквейн, кластер, инсерт являются наиболее подходящими и эффективными.

Например, при написании сочинения на основе синквейна по рассказу И. Тургенева «Воробей», дети все вопросы делят на две колонки. В одну они записывают вопросы, требующие простого ответа, а в левую вопросы, требующее развернутого ответа. При работе с текстом дети дают ответы, записывая их в таблицу. Синквейн в данном случае очень подходит. А вот другие элементы, такие как таблица зху (знаю, хочу узнать, узнал) и двойной дневник не подойдут. Они будут более эффективны, когда детям нужно прочитать большой текст и сравнить его со своими впечатлениями.

Работа по обучению младших школьников написанию сочинений с опорой на данную технологию позволяет значительно обогатить словарный запас детей, научить выделять главную мысль в тексте, проводить аналогии между содержанием текста и своими собственными впечатлениями, позволяет активизировать имеющиеся знания, учит кратко излагать содержание текста, делает сочинения детей более яркими и выразительными.

Развитие критического мышления учащихся особенно актуально в связи с постоянно увеличивающимся информационным потоком в разных областях знаний. Эта технология помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность. Технология развития критического мышления даёт понять учащимся, что знания безграничны, и определять «свою» границу познания они могут самостоятельно, целесообразно поставленным задачам.

Литература:

  1. Домченко Е. А. Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. — 2015. — № 23. — С. 946–948.
  2. Павлова А. И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка//Русский язык в школе. — 2007. — № 8. — С.11–15.
  3. Соколова И. Б. Уроки-модели по технологии развития критического мышления: [изучение произведений Е. И. Пермяка и К. Г. Паустовского в нач. кл. гимназии] / И. Б. Соколова // Петербургские педагоги в приоритетном национальном проекте «Образование»: опыт, достижения, проблемы. — СПб. — 2007. — С.59–64.
  4. Халперн Д. П. Психология критического мышления. — СПБ: Питер. — 2000. — С. 22.
Основные термины (генерируются автоматически): критического мышления, технологии критического мышления, развития критического мышления, младших школьников, младших школьников написанию, технологии развития критического, связной речи, критического мышления учащихся, обучения младших школьников, развития связной речи, Использование технологии критического, Модель технологии критического, Технология развития критического, технология критического мышления, начальной школе, школьников написанию сочинения, Технология критического мышления, Этапы критического мышления, «Технология критического мышления, критического мышления даёт.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос