Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Мирошниченко Л. Ю. Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах // Молодой ученый. — 2017. — №3.1. — С. 41-43. — URL https://moluch.ru/archive/137/38305/ (дата обращения: 28.05.2018).



В настоящее время происходит модернизация российского образования с целью воспитания личности соответствующей актуальным запросам общества, умеющей адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, находить выход в критических ситуациях, способной к саморазвитию, самообучению. Внедрение в образование Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения повлекло за собой необходимость воспитания «новой» личности, активной во всех видах деятельности и способной мыслить [4]. Существуют разнообразные технологии, выступающие для решения проблем, поставленных ФГОС, одной из которых является технология критического мышления. «Критическое мышление предполагает наличие навыков рефлексии относительно собственной мыслительной деятельности, умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, вопросами, развитие способностей к аналитической деятельности, а также к оценке аналогичных возможностей других людей» [5]. Развивать критическое мышление следует начинать с младшего школьного возраста, ведь критическое мышление является важнейшей способностью каждого человека, которая необходима не только при обучении, но и в дальнейшей жизни человека.

При работе с детьми младшего школьного возраста стоит всегда искать новые подходы к обучению не только в связи с изменяющимися условиями действительности, но и в силу необходимости смены видов деятельности учащихся для предотвращения их утомляемости и сохранения концентрации внимания. Среди разнообразия подходов следует отдавать предпочтение тем, которые будут способствовать совершенствованию мыслительных операций, продуктивному мышлению школьников.

Достаточно большое количество методов и приемов критического мышления — словесные, наглядные, практические — помогают учителю сделать урок не похожим на другие, подготовить и повести его таким образом, что ребенок не успевает «соскучиться». Методы критического мышления дают школьникам возможность самостоятельно получать знания, высказывать свою точку зрения, выслушивать мнения одноклассников, делать выводы и обобщения.

Существуют различные методы развития критического мышления младших школьников, например: чтение-суммирование в парах, синквейны, чтение с остановками, уголки, логическая цепочка, рафт и так далее [3]. Мы рассмотрим метод кластера. Метод кластера — представляет собой способ графического представления материала и позволяет сделать наглядным результат мыслительного процесса при изучении или обобщении какой-либо темы. Кластер является отражением нелинейного мышления. При применении метода кластера в обучении материал представляется лаконично и логично с соблюдением взаимосвязей.

Данный метод актуален при обучении младших школьников также в силу того, что у детей преобладает наглядно образное мышление. При представлении им информации в виде кластера — схемы, уровень запоминания будет намного выше, а также при самостоятельном составлении детьми кластеров по предложенным темам, у них в памяти сохранятся важные моменты: основные определения, формы, виды тех или иных понятий.

При развитии ученика с помощью технологии критического мышления необходимо наличие трех основных компонентов, стадий развития [3;4]:

1. Вызов.

2. Осмысление.

3. Рефлексия.

На первом этапе происходит зарождение проблемы, педагог вовлекает всех детей в работу, они воспроизводят уже имеющиеся у них знания по теме, формируют ассоциативный ряд, задают вопросы, на которые требуется найти ответ. На втором этапе, этапе осмысления, воспитанники работают с информацией, читают тексты. Рассматривают картинки, решают примеры и задачи, анализируют полученные в ходе этого факты. На стадии рефлексии дети самостоятельно анализируют полученные знания, делают выводы.

Метод кластера в соответствии со стадиями может быть применен на любой из них. На стадии вызова ученики схематически строят имеющиеся у них знания по теме, тем самым мотивируя себя к дальнейшему изучению проблем этой темы [2].

На стадии вызова дети также могут структурировать весь представленный материал.

На третьей стадии школьникам предлагается систематизировать полученные знания, подвести итог.

Метод кластера применим на любом уроке в начальной школе, он может проходить сразу по нескольким стадиям и плавно перетекать из одной стадии в другую. При использовании данного метода педагог может использовать как групповую, парную, так и индивидуальную формы работы. Метод кластера применим как на уроке, так и дома, при выполнении домашнего задания [1].

Рассмотрим применение метода кластера на уроках в начальной школе. Например, на уроке математики при ознакомлении с задачей и ее основными частями целесообразно составить соответствующий кластер (рисунок 1).

Рис. 1. Кластер: задача.

На уроке окружающего мира при изучении темы «Экосистема» можно составить соответствующий кластер (рисунок 2).

Рис. 2. Кластер: экосистема.

На уроках русского языка также существует множество вариантов составления кластеров для более легкого усвоения правил и тем, например, «Состав слова» (рисунок 3).

Рис. 3. Кластер: состав слова.

Использование методов критического мышления на уроках в начальной школе необходимо. Может показаться, что это очень просто и не вызовет никаких трудностей, но для того чтобы применять методы критического мышления необходима подготовка как самого педагога, так и детей. Несмотря на это следует отметить, что использование методов критического мышления позволяет:

- повысить интерес школьников к обучению;

- расширить мотивацию;

- повысить эффективность восприятия детьми новой информации;

- закрепить и систематизировать полученные знания;

- развить коммуникативные возможности.

Все это благоприятствует развитию полноценной личности, способной мыслить, строить умозаключения, находить выход из любой ситуации, решать поставленные задачи.

Литература:

  1. Бондаренко Е. Учителя создают собственные цифровые образовательные ресурсы / Е. Бондаренко // Народное образование. — 2008. — № 4. — С. 189–194.
  2. Заир-Бек С. И. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма / С. И. Заир-Бек // Библиотека школы. — 2001. — № 12. — С. 10–15.
  3. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. — СПб: Альянс «Дельта», 2003.
  4. Cелевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  5. Сорина Г. В. Критическое мышление: история и современный статус // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. — 2003. — № 6. — С. 97–110.
Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, метод кластера, начальная школа, соответствующий кластер, ребенок, обучение, знание, младший школьный возраст, использование методов, стадий вызова.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос