Библиографическое описание:

Сапрыкина А. А. Метод синквейна в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах // Молодой ученый. — 2017. — №3.1. — С. 60-61. — URL https://moluch.ru/archive/137/38320/ (дата обращения: 23.05.2018).



В нашей стране происходят изменения в социально-экономической, политической сферах, развивается область информационно-коммуникационных технологий. В связи с этим вносятся поправки в сфере образования. Требования современных Федеральных государственных образовательных стандартов ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в когнитивной области в рамках учебных предметов, но и на результаты освоения метапредметных учебных умений, универсальных учебных действий, а также личностные результаты, для достижения и развития которых важным считается формирование критического мышления [3, с. 272].

Сущность понятия критического мышления заключается в том, чтобы научить учащихся самостоятельно добывать знания, анализировать найденную информацию, оценивать и подводить итоги, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и уметь применять знания в конкретных ситуациях. Как и в любой другой технологии в развитии критического мышления есть свои этапы и методы её реализации. Выделяют следующие стадии:

- стадия вызова (приобщение, мотивирование интереса к предмету);

- стадия реализации смысла (не бездумное прочтение материала, а осмысленное);

- стадия рефлексии (анализ материала, подведение итогов и оценка самого учащегося).

В зависимости от способностей и интересов учащихся, используются разные приёмы и методики развития критического мышления. Остановимся на одном из них — методе синквейна, который можно активно использовать на уроках в начальной школе. Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк. Данный метод направлен на синтез, анализ, обобщение материала. Лаконичность формы представления синквейна развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях, при этом проявляются и творческие способности учащихся.

При написании синквейна следует придерживаться следующего правила:

1 строка — тема синквейна, выраженная одним словом, обычно именем существительным;

2 строка — описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;

3 строка — описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;

4 строка — фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5 строка — одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Как правило, синквейн проводится на стадии рефлексии, так как позволяет интегрировать новые и предыдущие знания, однако опыт показывает эффективное использование синквейна и на стадии вызова за счет сжатого обобщения актуальных знаний, и на стадии осмысления в силу вдумчивой работы над новыми понятиями [2, 4]. Один из вариантов адаптации синквейна к стадии вызова — предложить ученикам отгадать первое слово синквейна, которое будет темой данного урока.

Рассмотрим примеры синквейнов по различным дисциплинам начальной школы:

— по математике (1 класс):

1.Сложение.

2.Легкое, сложное.

3.Прибавить, увеличить на, суммировать.

4.Действие по увеличению одного числа.

5.Сумма.

— по окружающему миру (2 класс):

1. Река.

2. Тихая, длинная.

3. Шумит, омывает, впадает.

4. В России много чистых рек.

5. Вода.

— по русскому языку (3 класс):

1.Глагол.

2.Совершенный, несовершенный.

3.Действовать, совершать, выполнять.

4.Часть речи, обозначающие действие.

5.Действие.

— по литературному чтению (4 класс. Стихотворение «Осень» А. С. Пушкина):

1.Осень.

2. Золотая, красивая.

3. Уходит, увядает, нравится.

4. «Приятна мне твоя краса».

5. Листопад.

Прием синквейна позволяет учителю узнать, как понята учениками тема, какие возникают у них ассоциации по ключевому понятию темы и при необходимости скорректировать их представления [1].

Кем учащиеся станут в дальнейшей жизни, и по какому пути пойдут, зависит и от учителя. Школьники должны научиться самостоятельно, принимать решения, отстаивать собственную позицию, анализировать, проводить работу над ошибками, творчески мыслить, критически относиться к увиденному, услышанному и прочитанному, помогает в этом технология развития критического мышления.

Литература:

  1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. СПб: Альянс «Дельта», 2011.
  2. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы//Директор школы. 2012. № 4. C.66–72.
  3. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. — М. Академия, 2012–272с.
  4. Сорина Г. В. Критическое мышление: история и современный статус//Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 6. 2014. С. 97–110.
Основные термины (генерируются автоматически): критического мышления, развития критического мышления, развитии критического мышления, формирование критического мышления, понятия критического мышления, стадии вызова, Развитие критического мышления, технологии развития критического, Критическое мышление, методики развития критического, технология развития критического, стадия реализации смысла, первое слово синквейна, формы представления синквейна, бездумное прочтение материала, эффективное использование синквейна, вариантов адаптации синквейна, стадия вызова, метапредметных учебных умений, область информационно-коммуникационных технологий.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос