Метод синквейна в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сапрыкина, А. А. Метод синквейна в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах / А. А. Сапрыкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3.1 (137.1). — С. 60-61. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38320/ (дата обращения: 02.05.2024).



В нашей стране происходят изменения в социально-экономической, политической сферах, развивается область информационно-коммуникационных технологий. В связи с этим вносятся поправки в сфере образования. Требования современных Федеральных государственных образовательных стандартов ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в когнитивной области в рамках учебных предметов, но и на результаты освоения метапредметных учебных умений, универсальных учебных действий, а также личностные результаты, для достижения и развития которых важным считается формирование критического мышления [3, с. 272].

Сущность понятия критического мышления заключается в том, чтобы научить учащихся самостоятельно добывать знания, анализировать найденную информацию, оценивать и подводить итоги, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и уметь применять знания в конкретных ситуациях. Как и в любой другой технологии в развитии критического мышления есть свои этапы и методы её реализации. Выделяют следующие стадии:

- стадия вызова (приобщение, мотивирование интереса к предмету);

- стадия реализации смысла (не бездумное прочтение материала, а осмысленное);

- стадия рефлексии (анализ материала, подведение итогов и оценка самого учащегося).

В зависимости от способностей и интересов учащихся, используются разные приёмы и методики развития критического мышления. Остановимся на одном из них — методе синквейна, который можно активно использовать на уроках в начальной школе. Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк. Данный метод направлен на синтез, анализ, обобщение материала. Лаконичность формы представления синквейна развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях, при этом проявляются и творческие способности учащихся.

При написании синквейна следует придерживаться следующего правила:

1 строка — тема синквейна, выраженная одним словом, обычно именем существительным;

2 строка — описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;

3 строка — описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;

4 строка — фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5 строка — одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Как правило, синквейн проводится на стадии рефлексии, так как позволяет интегрировать новые и предыдущие знания, однако опыт показывает эффективное использование синквейна и на стадии вызова за счет сжатого обобщения актуальных знаний, и на стадии осмысления в силу вдумчивой работы над новыми понятиями [2, 4]. Один из вариантов адаптации синквейна к стадии вызова — предложить ученикам отгадать первое слово синквейна, которое будет темой данного урока.

Рассмотрим примеры синквейнов по различным дисциплинам начальной школы:

— по математике (1 класс):

1.Сложение.

2.Легкое, сложное.

3.Прибавить, увеличить на, суммировать.

4.Действие по увеличению одного числа.

5.Сумма.

— по окружающему миру (2 класс):

1. Река.

2. Тихая, длинная.

3. Шумит, омывает, впадает.

4. В России много чистых рек.

5. Вода.

— по русскому языку (3 класс):

1.Глагол.

2.Совершенный, несовершенный.

3.Действовать, совершать, выполнять.

4.Часть речи, обозначающие действие.

5.Действие.

— по литературному чтению (4 класс. Стихотворение «Осень» А. С. Пушкина):

1.Осень.

2. Золотая, красивая.

3. Уходит, увядает, нравится.

4. «Приятна мне твоя краса».

5. Листопад.

Прием синквейна позволяет учителю узнать, как понята учениками тема, какие возникают у них ассоциации по ключевому понятию темы и при необходимости скорректировать их представления [1].

Кем учащиеся станут в дальнейшей жизни, и по какому пути пойдут, зависит и от учителя. Школьники должны научиться самостоятельно, принимать решения, отстаивать собственную позицию, анализировать, проводить работу над ошибками, творчески мыслить, критически относиться к увиденному, услышанному и прочитанному, помогает в этом технология развития критического мышления.

Литература:

  1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. СПб: Альянс «Дельта», 2011.
  2. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы//Директор школы. 2012. № 4. C.66–72.
  3. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. — М. Академия, 2012–272с.
  4. Сорина Г. В. Критическое мышление: история и современный статус//Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 6. 2014. С. 97–110.
Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, стадий вызова, начальная школа, слово, стадий рефлексии, строка.


Похожие статьи

Технология развития критического мышления...

критическое мышление, технология развития, мышление, стадий вызова, стадий рефлексии, знание, учащийся, английский язык, образовательный процесс, педагогический процесс.

Фаза «вызова» в технологии развития критического мышления...

Ключевые слова: технология развития критического мышления, фаза «вызова», урок истории.

Затем к этой таблице возвращаются либо на стадии осмысления (т. е. после получения новой информации), либо на стадии рефлексии, тогда можно модифицировать...

Об использовании технологии развития критического мышления...

Для учащихся начальной школы полезными являются освоение схематических изображений, моделей и сам процесс их создания.

Урок в рамках использования технологии критического мышления имеет три базовые фазы: вызов, осмысление, рефлексия.Психологи и педагоги...

Применение технологии критического мышления на уроках...

«Кластеры» применяются как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.

5 строка — заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Об использовании технологии развития критического мышления в начальной школе.

Технология развития критического мышления через чтение...

Ключевые слова: критическое мышление, технология развития критического мышления, способы развития критического мышления.

На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма.

Технология развития критического мышления как средство...

Критическое мышление — это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно

ТРКМ представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.

Нам нужно учиться мыслить критически! (Приемы развития...)

Третья стадиярефлексия . Задача учителя на данном этапе — вернуть

Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Кластеры могут стать ведущим приемом как на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом.

Использование проектной технологии развития критического...

Основные термины (генерируются автоматически): существительное, имя, учащийся, стадий рефлексии, русский язык, критическое мышление, таблица, техник, урок, женский

Метод синквейна в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах.

Мастер-класс «Использование приемов технологии развития...»

1 стадияВызов.

3 стадияРефлексия, Размышление.

Применение синквейнов на уроках изобразительного искусства в начальной школе как один из методических приёмов технологии критического мышления.

Технология развития критического мышления...

критическое мышление, технология развития, мышление, стадий вызова, стадий рефлексии, знание, учащийся, английский язык, образовательный процесс, педагогический процесс.

Фаза «вызова» в технологии развития критического мышления...

Ключевые слова: технология развития критического мышления, фаза «вызова», урок истории.

Затем к этой таблице возвращаются либо на стадии осмысления (т. е. после получения новой информации), либо на стадии рефлексии, тогда можно модифицировать...

Об использовании технологии развития критического мышления...

Для учащихся начальной школы полезными являются освоение схематических изображений, моделей и сам процесс их создания.

Урок в рамках использования технологии критического мышления имеет три базовые фазы: вызов, осмысление, рефлексия.Психологи и педагоги...

Применение технологии критического мышления на уроках...

«Кластеры» применяются как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.

5 строка — заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Об использовании технологии развития критического мышления в начальной школе.

Технология развития критического мышления через чтение...

Ключевые слова: критическое мышление, технология развития критического мышления, способы развития критического мышления.

На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма.

Технология развития критического мышления как средство...

Критическое мышление — это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно

ТРКМ представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.

Нам нужно учиться мыслить критически! (Приемы развития...)

Третья стадиярефлексия . Задача учителя на данном этапе — вернуть

Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Кластеры могут стать ведущим приемом как на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом.

Использование проектной технологии развития критического...

Основные термины (генерируются автоматически): существительное, имя, учащийся, стадий рефлексии, русский язык, критическое мышление, таблица, техник, урок, женский

Метод синквейна в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах.

Мастер-класс «Использование приемов технологии развития...»

1 стадияВызов.

3 стадияРефлексия, Размышление.

Применение синквейнов на уроках изобразительного искусства в начальной школе как один из методических приёмов технологии критического мышления.

Похожие статьи

Технология развития критического мышления...

критическое мышление, технология развития, мышление, стадий вызова, стадий рефлексии, знание, учащийся, английский язык, образовательный процесс, педагогический процесс.

Фаза «вызова» в технологии развития критического мышления...

Ключевые слова: технология развития критического мышления, фаза «вызова», урок истории.

Затем к этой таблице возвращаются либо на стадии осмысления (т. е. после получения новой информации), либо на стадии рефлексии, тогда можно модифицировать...

Об использовании технологии развития критического мышления...

Для учащихся начальной школы полезными являются освоение схематических изображений, моделей и сам процесс их создания.

Урок в рамках использования технологии критического мышления имеет три базовые фазы: вызов, осмысление, рефлексия.Психологи и педагоги...

Применение технологии критического мышления на уроках...

«Кластеры» применяются как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.

5 строка — заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Об использовании технологии развития критического мышления в начальной школе.

Технология развития критического мышления через чтение...

Ключевые слова: критическое мышление, технология развития критического мышления, способы развития критического мышления.

На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма.

Технология развития критического мышления как средство...

Критическое мышление — это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно

ТРКМ представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.

Нам нужно учиться мыслить критически! (Приемы развития...)

Третья стадиярефлексия . Задача учителя на данном этапе — вернуть

Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Кластеры могут стать ведущим приемом как на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом.

Использование проектной технологии развития критического...

Основные термины (генерируются автоматически): существительное, имя, учащийся, стадий рефлексии, русский язык, критическое мышление, таблица, техник, урок, женский

Метод синквейна в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах.

Мастер-класс «Использование приемов технологии развития...»

1 стадияВызов.

3 стадияРефлексия, Размышление.

Применение синквейнов на уроках изобразительного искусства в начальной школе как один из методических приёмов технологии критического мышления.

Технология развития критического мышления...

критическое мышление, технология развития, мышление, стадий вызова, стадий рефлексии, знание, учащийся, английский язык, образовательный процесс, педагогический процесс.

Фаза «вызова» в технологии развития критического мышления...

Ключевые слова: технология развития критического мышления, фаза «вызова», урок истории.

Затем к этой таблице возвращаются либо на стадии осмысления (т. е. после получения новой информации), либо на стадии рефлексии, тогда можно модифицировать...

Об использовании технологии развития критического мышления...

Для учащихся начальной школы полезными являются освоение схематических изображений, моделей и сам процесс их создания.

Урок в рамках использования технологии критического мышления имеет три базовые фазы: вызов, осмысление, рефлексия.Психологи и педагоги...

Применение технологии критического мышления на уроках...

«Кластеры» применяются как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.

5 строка — заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Об использовании технологии развития критического мышления в начальной школе.

Технология развития критического мышления через чтение...

Ключевые слова: критическое мышление, технология развития критического мышления, способы развития критического мышления.

На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма.

Технология развития критического мышления как средство...

Критическое мышление — это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно

ТРКМ представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.

Нам нужно учиться мыслить критически! (Приемы развития...)

Третья стадиярефлексия . Задача учителя на данном этапе — вернуть

Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Кластеры могут стать ведущим приемом как на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом.

Использование проектной технологии развития критического...

Основные термины (генерируются автоматически): существительное, имя, учащийся, стадий рефлексии, русский язык, критическое мышление, таблица, техник, урок, женский

Метод синквейна в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах.

Мастер-класс «Использование приемов технологии развития...»

1 стадияВызов.

3 стадияРефлексия, Размышление.

Применение синквейнов на уроках изобразительного искусства в начальной школе как один из методических приёмов технологии критического мышления.

Задать вопрос