Метод синквейна в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сапрыкина, А. А. Метод синквейна в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах / А. А. Сапрыкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3.1 (137.1). — С. 60-61. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38320/ (дата обращения: 11.12.2024).



В нашей стране происходят изменения в социально-экономической, политической сферах, развивается область информационно-коммуникационных технологий. В связи с этим вносятся поправки в сфере образования. Требования современных Федеральных государственных образовательных стандартов ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в когнитивной области в рамках учебных предметов, но и на результаты освоения метапредметных учебных умений, универсальных учебных действий, а также личностные результаты, для достижения и развития которых важным считается формирование критического мышления [3, с. 272].

Сущность понятия критического мышления заключается в том, чтобы научить учащихся самостоятельно добывать знания, анализировать найденную информацию, оценивать и подводить итоги, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и уметь применять знания в конкретных ситуациях. Как и в любой другой технологии в развитии критического мышления есть свои этапы и методы её реализации. Выделяют следующие стадии:

- стадия вызова (приобщение, мотивирование интереса к предмету);

- стадия реализации смысла (не бездумное прочтение материала, а осмысленное);

- стадия рефлексии (анализ материала, подведение итогов и оценка самого учащегося).

В зависимости от способностей и интересов учащихся, используются разные приёмы и методики развития критического мышления. Остановимся на одном из них — методе синквейна, который можно активно использовать на уроках в начальной школе. Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк. Данный метод направлен на синтез, анализ, обобщение материала. Лаконичность формы представления синквейна развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях, при этом проявляются и творческие способности учащихся.

При написании синквейна следует придерживаться следующего правила:

1 строка — тема синквейна, выраженная одним словом, обычно именем существительным;

2 строка — описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;

3 строка — описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;

4 строка — фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5 строка — одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Как правило, синквейн проводится на стадии рефлексии, так как позволяет интегрировать новые и предыдущие знания, однако опыт показывает эффективное использование синквейна и на стадии вызова за счет сжатого обобщения актуальных знаний, и на стадии осмысления в силу вдумчивой работы над новыми понятиями [2, 4]. Один из вариантов адаптации синквейна к стадии вызова — предложить ученикам отгадать первое слово синквейна, которое будет темой данного урока.

Рассмотрим примеры синквейнов по различным дисциплинам начальной школы:

— по математике (1 класс):

1.Сложение.

2.Легкое, сложное.

3.Прибавить, увеличить на, суммировать.

4.Действие по увеличению одного числа.

5.Сумма.

— по окружающему миру (2 класс):

1. Река.

2. Тихая, длинная.

3. Шумит, омывает, впадает.

4. В России много чистых рек.

5. Вода.

— по русскому языку (3 класс):

1.Глагол.

2.Совершенный, несовершенный.

3.Действовать, совершать, выполнять.

4.Часть речи, обозначающие действие.

5.Действие.

— по литературному чтению (4 класс. Стихотворение «Осень» А. С. Пушкина):

1.Осень.

2. Золотая, красивая.

3. Уходит, увядает, нравится.

4. «Приятна мне твоя краса».

5. Листопад.

Прием синквейна позволяет учителю узнать, как понята учениками тема, какие возникают у них ассоциации по ключевому понятию темы и при необходимости скорректировать их представления [1].

Кем учащиеся станут в дальнейшей жизни, и по какому пути пойдут, зависит и от учителя. Школьники должны научиться самостоятельно, принимать решения, отстаивать собственную позицию, анализировать, проводить работу над ошибками, творчески мыслить, критически относиться к увиденному, услышанному и прочитанному, помогает в этом технология развития критического мышления.

Литература:

  1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. СПб: Альянс «Дельта», 2011.
  2. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы//Директор школы. 2012. № 4. C.66–72.
  3. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. — М. Академия, 2012–272с.
  4. Сорина Г. В. Критическое мышление: история и современный статус//Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 6. 2014. С. 97–110.
Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, стадий вызова, начальная школа, слово, стадий рефлексии, строка.


Похожие статьи

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах

Метод языкового погружения на уроках английского языка в современной школе

Технология развития критического мышления как средство развития умственных способностей студентов колледжа

Применение технологии подкастинга в обучении английскому языку в старших классах

Модель позиционного чтения на уроках окружающего мира в начальной школе

Развитие критического мышления и креативности: использование метода моделирования на уроках в начальной школе

Образовательная технология развития критического мышления — основа компьютерных уроков

Кейс-метод на практических занятиях как акселератор педагогического процесса

Инновационные методы эффективного использования таксономии Блума в формулировании целей обучения

Использование технологии «синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах

Метод языкового погружения на уроках английского языка в современной школе

Технология развития критического мышления как средство развития умственных способностей студентов колледжа

Применение технологии подкастинга в обучении английскому языку в старших классах

Модель позиционного чтения на уроках окружающего мира в начальной школе

Развитие критического мышления и креативности: использование метода моделирования на уроках в начальной школе

Образовательная технология развития критического мышления — основа компьютерных уроков

Кейс-метод на практических занятиях как акселератор педагогического процесса

Инновационные методы эффективного использования таксономии Блума в формулировании целей обучения

Использование технологии «синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос