Использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Кичаева . О., Калинина С. А., Зотова О. В., Никифорова Р. Р. Использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 91-95. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12162/ (дата обращения: 19.06.2018).



Наиболее продуктивной технологией считаем технологию развития критического мышления через чтение и письмо, т. к. она учит мыслить логически, нестандартно, творчески, и учителя школы начали активно применять некоторые ее техники: кластер, синквейн, фишбоун, бортовой журнал на уроках русского языка.

При организации урока с применением данной технологии необходимо знать и в дальнейшем помнить, что она базируется на модели из трех стадий: вызов, осмысление, рефлексия. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что известно по этой теме; затем познакомиться с новой информацией; потом подумать для чего понадобятся полученные знания и, наконец, как их можно применить. Рассмотрим подробнее применение данной технологии на уроке русского языка в начальном блоке школе.

Первая стадия — вызов, и ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе на уроке и дома.

На стадии вызов используется техника «Кластер». Кластер — это графический систематизатор знаний по той или иной теме. Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик или учитель на доске записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Организуя работу с младшими школьниками, и учитывая возрастные особенности обучающихся, нужно помнить, что учитель на данных уроках выступает в роли координатора работы: направляет усилия учеников в определённое русло, сталкивает различные суждения и создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений. Ученики с удовольствием используют «кластеры». Над нерассмотренными вопросами можно при желании поработать дома. Поэтому применение «кластера» не ограничивается только урочной деятельностью. «Кластер» используют также для организации индивидуальной и групповой работы.

«Кластер» может быть использован на самых разных стадиях урока. К примеру, на стадии вызова — для стимулирования мыслительной деятельности, на стадии осмысления — для структурирования учебного материала, а на стадии рефлексии — при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Перед изучением темы «Имя существительное» в 3-ем классе, ребята вспомнили и обобщили знания об имени существительном, составив кластер, представленный на рисунке 1.

Техника «Кластер» помогает развитию личностных и познавательных УУД: умение вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность.

У детей есть возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.

Рис. 1. Кластер «Имя существительное»

Вторая стадия — осмысление. Эта стадия позволяет ученику: получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями. На стадии осмысления используем технику «Фишбоун» — «Рыбий скелет».

Суть данной техники в том, что содержание темы урока должно быть визуально трансформировано обучающимися в схему-рыбий скелет. В «голове» этого скелета обозначают проблему, основной вопрос, который рассматривается в обучении. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На нижних косточках ученики располагают факты (результаты исследований, наблюдений). На верхних — ученики отмечают причины данных фактов (дают объяснение наблюдаемому явлению).

Записи в данной схеме должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть изучаемого материала. При работе с данной техникой ребята могут работать как индивидуально, так в парах, в группах.

Например, на уроке русского языка по теме «Имя существительное» в 3-ем классе, ученикам предлагается провести исследование, в ходе которого они дают ответ на вопрос: как определить род имени существительного? По ходу исследования они заполняют схему, представленную на рисунке 2.

Рис. 2. Схема «Рыбий скелет»

После заполнения схемы «Рыбий скелет» дети делают вывод: чтобы определить род имен существительных нужно подставить слова-помощники: мужской род — он (мой), женский род — она (моя), средний род — оно (мое). Учащиеся, овладевающие техникой «Фишбоун» — «Рыбий скелет», приобретают такие навыки, как: критическое мышление, взаимодействие в группе, планирование и осуществление исследовательской деятельности.

Третья стадия — рефлексия, которая является наиболее значимым этапом, т. к. здесь формируются регулятивные и личностные УУД: целостное осмысление, обобщение полученной информации, присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу, происходит творческое развитие. На стадии рефлексии используем техники «Бортовой журнал», «Синквейн». Техника ведения «Бортового журнала» (дневника) включает различные приемы обучающего письма. Учащиеся, изучая тему, записывают ключевые фрагменты и свои мысли. Формы «бортового журнала» (дневника) могут быть разными. Мы на своих уроках используем самую простую — таблица из двух колонок: в левую — учащиеся на стадии вызова фиксируют то, что им известно по изучаемой теме, в правую — при чтении и во время пауз записывают то новое, что они узнали. Пример такой таблицы представлен ниже в таблице 3.

Таблица 3

Форма «Бортового журнала»

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал?

Имя существительное отвечает на вопросы: Кто? Что? и обозначает предмет.

Имя существительное может быть одушевленным и неодушевленным,

Имя существительное может быть собственным и нарицательным.

Имя существительное изменяется по числам.

Имя существительное имеет род:

Имя сущ., которое можно заменить словами-помощниками он (мой) — мужского рода.

Имя сущ., которое можно заменить словами-помощниками она (моя) — женского рода.

Имя сущ., которое можно заменить словами-помощниками оно(мое) — среднего рода.

Учитель, излагая материал, должен делать паузы, чтобы учащиеся успевали заполнять таблицы. Педагог может организовать чтение учащимися записей наиболее важных, ключевых фрагментов и их обсуждение классом, чтобы учащиеся смогли лучше усвоить материал, откорректировать и дополнить свои записи.

На стадии рефлексии, учащиеся сопоставляют и анализируют содержание записей в двух колонках. Возможно их итоговое обсуждение классом.

При изучении темы «Имя существительное» в 3-ем классе дети вели «бортовой журнал», где в первой колонке записали все, что они знают про имя существительное, а дальше в ходе исследования заполнили вторую колонку и на стадии рефлексии обобщили свои знания по данной теме (таблица 4).

Таблица 4

Пример заполнения «Бортового журнала» младшими школьниками

Что я знаю по теме

Что нового я узнал по теме

Часть речи

Имя существительное изменяется по родам

Предмет

Имена существительные каждого рода имеют свои родовые окончания:

м. р.- нулевое, -а,-я.

ж. р.- нулевое, — а,-я.

ср. р.- -о, -е.

Вопросы

Изменяется по числам

Чтобы определить род имени существительного, которое стоит во множественном числе надо поставить его в начальную форму (ед. ч, И.П.).

Птицы-птица (ж. р.).,на окне — окно (ср. р.).

Ведение «бортового журнала» (дневника) можно использовать не только на уроке, но и во время домашней работы.

Техника Синквейн с французского языка означает «пять» — это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме.

Алгоритм написания синквейна представлен в таблице 5.

Таблица 5

Алгоритм написания синквейна

Строка

Вопрос

Слова

1-я строка

Кто? Что?

одно существительное

2-я строка

Какой? Какая? Какое? Какие?

два прилагательных

3-я строка

Что делает?

три глагола

4-я строка

Что автор думает о теме?

фраза из четырёх слов

5-я строка

Кто? Что? (Новое звучание темы)

одно существительное

На уроках русского языка в 3-ем классе после написания сочинений по теме «Как я провел лето» ребятам было предложено составить синквейн на тему «Каникулы». Также детям было предложено составить синквейн на любое насекомое, которое есть летом, дети выбрали бабочку.

Эффективность и значимость техники «Синквейн» в его простоте. Эта техника помогает ребенку реализовать свои интеллектуальные возможности, помогает пополнить словарный запас, помогает развивать речь и мышление, учит краткому пересказу, учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Приведем примеры:

  1. Каникулы.
  2. Весенние, летние.
  3. Отдыхать, гулять, рисовать.
  4. Перерывы в занятиях в учебных заведениях в течении учебного года.
  5. Отдых.
  1. Бабочка.
  2. Оранжевая, голубая, разноцветная.
  3. Размножается, питается, улетает.
  4. Преображаясь из обычной гусеницы, появляется на свет.
  5. Насекомое.

Использование приведенных выше техник учения в технологии критического мышления через чтение и письмо предполагает сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам своей собственной деятельности.

В условиях работы ФГОС НОО необходима реализация различных направлений проектной и исследовательской деятельности как в ходе учебного процесса, так и вне учебных занятий, во внеурочной деятельности учащихся. Важно для реализации всех требований, задач, целей в условиях ФГОС НОО педагогам работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую работу, отстаивать и обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к позиции коллег, принимать ответственность за себя и за команду.

Только совместными усилиями всех педагогов, в процессе слаженной работы и в режиме диалога можно поставить деятельность педагога в новых условиях ФГОС НОО на высокий уровень, способствующую повышению эффективности и качества образования, удовлетворяющую потребности всех участников образовательного процесса.

Литература:

  1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — № 12. — 2010.
  2. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. — СПб: Издательство «Альянс-Дельта», 2003. — 407 с.
  3. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. — М.: Просвещение, 2004. — 305 с.
  4. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2004. — 298 с.
  5. Иванов С. В., Евдокимова А. О., М. И. Кузнецова. Русский язык: 3 класс: в двух частях. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 176 с.
  6. Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. — 2004. — № 2. — С. 3–10.
  7. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / под ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова. — М., Тюмень, 1994. — 207 с.
Основные термины (генерируются автоматически): существительное, имя, учащийся, стадий рефлексии, русский язык, критическое мышление, таблица, техник, урок, женский род.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос