Образовательная технология развития критического мышления — основа компьютерных уроков | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Автор:

Рубрика: Педагогическая психология

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.

Дата публикации: 03.05.2017

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Матвеева А. О. Образовательная технология развития критического мышления — основа компьютерных уроков // Образование и воспитание. — 2017. — №3. — С. 67-69. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/61/2436/ (дата обращения: 26.05.2018).



Современный этап развития образования в России связан со следующими общемировыми тенденциями:

− быстрым развитием современных компьютерных технологий и расширением сферы их применения в образовательном процессе как школьников, так и взрослых;

− насыщением образовательных учреждений техническими средствами, обеспечивающих реализацию информационных процессов хранения, передачи и обработки информации в новом, цифровом формате;

− использованием ресурсов глобальной информационной сети Интернет в учебном процессе.

Использование в обучающем процессе современных технических устройств для преобразования информации из одного вида в другой, а также информационных и коммуникационных технологий ведет к анализу и новому пониманию дидактического процесса, установлению новых принципов обучения.

Устанавливаемые сегодня компьютерные классы, как правило, предполагают наличие локальной сети и выхода в Интернет. Учебным процессом управляет учитель в режиме активного общения с учащимися, допуская при этом элементы управления учебной деятельностью компьютеру с применением интерактивных обучающих программ, предполагая использование не одного компьютера, управление которым выполняет учитель, а компьютерного класса с возможностью организации работы учащихся на компьютере индивидуально, в парах и при необходимости в группах. Персональные компьютеры используются на уроке как средство повышения эффективности учебного процесса так как:

− объединяют в себе все другие технические средства (статические, экранные, звуковые и т. п.);

− включают в себя возможность производства и тиражирования средств обучения;

− являются не только средством обучения, но и средством контроля;

− являются одновременно средством организации процесса обучения (в том числе средством научной организации труда учителя);

− предоставляют доступ к глобальному информационному полю, которое может быть использовано в образовательном пространстве.

Имея такие существенные преимущества, компьютеры быстро внедряются и широко используются в обучающем процессе, но при этом возникают следующие теоретико-методологической проблемы, на которые обращают внимание ученые-педагоги Н. Ф. Талызина, Б. С. Гершунский, Коротков А. М.:

  1. Межличностного общения или педагогических функций, которые не всегда могут быть возложены на компьютер в учебно-воспитательном процессе;
  2. Эмоционального обучения в условиях компьютеризации, так как рефлексия на свои эмоции и чувства способствует более осознанному отношению к себе, самопознанию (последние исследования в нейропедагогике показывают, что эмоции являются необходимым фактором развития мозга);
  3. Места персонального компьютера на различных стадиях урока.

К этому можно добавить психолого-педагогическую проблему учителя, состоящую в том, что меняется содержание труда учителя и характер психологической нагрузки. Основным содержанием становится не передача знаний в процессе диалога учителя с классом, а организация исследовательской активности школьников. Причем необходимо оперативное управление одновременной работой всех учеников класса в отличие от традиционных условий, когда оперативное педагогическое воздействие носит обычно индивидуальный характер, а оценка одновременной работы учащихся является отсроченной.

Все эти проблемы находят отражение в основных дидактических отношениях: «ученик-учитель», «ученик-изучаемый материал», «учитель-изучаемый материал», в которых компьютер остается, прежде всего, средством повышения эффективности учебной деятельности, а его место в контексте интеграции определяется целью организации и проведения такого вида учебной деятельности. В этом случае интеграция курсов является внешней, организационной, и для успешного применения новых информационных технологий необходимо создание соответствующих дидактических условий, к которым мы относим использование различных технологий обучения. Передача информации в отношениях «учитель — ученик» или «компьютер — ученик» не означает передачи знаний и тем более их присвоения, необходимо сочетать возможности информационных и коммуникационных технологий с технологиями обучения или возможностями традиционных эффективных методик.

Исследуя деятельность учащихся в учебном процессе с использованием персонального компьютера, ученые-педагоги делят ее на основную и вспомогательную. Основная деятельность учащихся. Она (эта деятельность), разумеется, не может быть передана компьютеру, поскольку любые знания и умения человека в конечном счете продукт его личной деятельности.

При проектировании урока необходимо учитывать, как указывают Машбиц Е. И., Талызина Н. Ф., что учащиеся должны в первую очередь проявлять активность по основной деятельности (содержанию предметной области), которая связана с овладением ими знаниями, умениями, навыками, формированием мировоззренческих, поведенческих и творческих качеств их личности вести диалог с учителем и учениками по теме урока, выполняя работу на компьютере, свою вспомогательную деятельность (поиск необходимой информации, создание условий для выполнения основной деятельности и т. п.), не имеющую прямого отношения к процессу усвоения и не связанную с изменениями целей обучения и его содержания, почти автоматически. Поэтому необходимо учитывать имеющиеся знания и навыки учащихся в области компьютерных технологий так как эта работа может быть передана машине, поскольку это приведет к экономии сил и времени учащихся, а следовательно, позволит им с большей продуктивностью выполнять основную деятельность.

Мы рассматриваем дидактический процесс как информационный процесс, в котором происходит получение информации учащимися, её переработка и использование. Применяя технологию обучения, можно организовать данный информационный процесс строго управляемо. Мы рассматриваем информатизацию обучения не только как компьютеризацию, а как особый подход к организации обучения. К особенностям такого дидактического процесса относят изменение деятельности ученика и учителя:

− ученик может оперировать большим количеством разнообразной информации, интегрировать ее, имеет возможность автоматизировать ее обработку, моделировать процессы и решать проблемы, быть самостоятельным в учебных действиях и т. д.;

− учитель получает возможность диагностировать учащихся, следить динамику обучения и развития ученика.

Технологичный подход к обучению, как отмечает Кларин М. В., ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок, ориентируясь на цели и опираясь в работе на оперативную обратную связь.

Одной из таких образовательных технологий является технология развития критического мышления (ТРКМ), которая является результатом развития международного проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления», авторы проекта Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл, С. Уолтер. Применение образовательной технологии развития критического мышления в синтезе с ИКТ связано с её особенностями.

  1. Технология развития критического мышления имеет научную концептуальную основу, которая важна как при организации поиска информации в Интернет, так и при обработке информации дискретного потока — обучении чтения учебного и научного текста. Логико-информационный подход один из элементов научной концептуальной основы данной технологии обучения. Халперн Д. отмечает, что критическое мышление отличается логичностью и целенаправленностью. Законы логики лежат в основе приемов и стратегий технологии развития критического мышления, направленных на работу с информацией.
  2. Этапы (три стадии технологии развития критического мышления вызов, осмысление, рефлексия) соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. На разных стадиях урока посредством различных приемов и методов реализуются мотивационная, коммуникационная, систематизационная и оценочная функции, которые, представляя элементы методического компонента информационной компетентности учителя, снимают ряд проблем интегрированного урока в компьютерном классе.
  3. Проведение стадии рефлексии при использовании данной технологии обучения способствует процессу присвоения знаний. Халперн Д указывает компьютер наряду с буквами на бумаге и звуками речи в схеме процесса осмысления (рис. 1), т. е. символизация полученных в данном случае представлений означает, по Брунеру Дж., выполнение критерия познавательной деятельности человека — символизацию когнитивного опыта.

Image:articles_21_r1.gif

Рис. 1.

В данной схеме представление информации на экране компьютера является последней стадией понимания, стадией формализации мысли в той или иной форме, т. е. это та информация, которая была предварительно воспринята, осмыслена и преобразована в мышлении.

− Технология развития критического мышления предлагает четкую канву урока, организуя процесс обучения наиболее эффективно.

− Технология обучения способствует развитию умственной самостоятельности учащихся:

  1. наличие логически связанной системы предписаний, ведущей от целей к задачам и результатам, предоставляет возможность учащимся постепенно переходить от освоения отдельных методов и приемов технологии обучения к восприятию их в целостной системе;
  2. усвоив ряд приемов, учащиеся начинают их самостоятельно использовать, модифицировать их и находить новые приемы.

− Данная образовательная технология предоставляет возможность учителю не только использовать уже имеющиеся приемы и методы, но и самостоятельно их создавать.

Проследить функции новых информационных технологий и технологии развития критического мышления в их синтезе можно на схеме (рисунок 2).

Image:articles_21_r2.gif

Рис. 2. Функции информационных технологий в процессе синтеза

В режиме технологии развития критического мышления можно проводить как отдельные уроки, так и разрабатывать блоки уроков, объединенных единой темой.

Литература:

  1. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроках. — М., Просвещение, 2004.
  2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей критически мыслить. — СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.
  3. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб: Питер, 2000.
  4. Эдварда де Боно. «Шесть шляп мышления». СПБ.: Питер Паблишинг, 1997.
Основные термины (генерируются автоматически): развития критического мышления, технологии развития критического, технология развития критического, Технология развития критического, технологии обучения, критического мышления вызов, информационных технологий, Развитие критического мышления, новых информационных технологий, Психология критического мышления, развития критического мышления», учебном процессе, обучающем процессе, стадиях урока, деятельность учащихся, работы учащихся, приемов технологии обучения, коммуникационных технологий, компьютерных технологий, различных технологий обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос