О развитии критического, латерального и инвариантного мышления у студентов высших учебных заведений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Марданова Ф. С. О развитии критического, латерального и инвариантного мышления у студентов высших учебных заведений // Молодой ученый. — 2017. — №3.2. — С. 11-13. — URL https://moluch.ru/archive/137/38740/ (дата обращения: 24.05.2018).



Данная статья посвящена развитию критического, латерального и инвариантного мышления у студентов вуза. Уделяется особое внимание результатам исследований и психологическим опросам. По нашему мнению, приемлемыми инструментами облегчения понимания учебного материала в процессе обучения, в том числе при дистанционном образовании могут стать инвариантное мышление и инвариантные тестовые задания, применяемые как правило в безоценочном режиме и выполняющие обучающую функцию.

Ключевые слова: самостоятельность мышления, инвариантное мышление, вертикальное мышление, скептицизм.

В наше время одной из главных задач вузов является развитие у студентов познавательной активности, самостоятельности мышления, умения принимать обоснованные решения, а также продуцировать новые идеи. Этому могут способствовать достижения современной психологии. В частности широкое признание в мировой научной общественности получила теория о многомерности и многокомпетентности человеческого интеллекта, находящегося согласно Говарду Гарднеру в постоянном развитии и изменении на протяжении всей жизни человека. Поэтому умственные функции могут быть улучшены на любом возрастном этапе.

На основе теории Гарднера Лассер сделал выводы: у каждого имеются интеллектуальные возможности, из которых большинство использует лишь малую часть. Наибольшей популярностью к настоящему времени пользуются два подхода к развитию умственных навыков студентов: обучение критическому мышлению и освоение практической методики латерального мышления. По мнению автора, в сфере образования полезным дополнением к этим двум универсальным подходам может служить инвариантное мышление. Рассмотрим в общих чертах эти три различающиеся теории.

В работе «Психология критического мышления» Дайана Халберн обобщила достижения когнитивной психологии в области развития логического мышления. Она справедливо отмечает, что наши учебные заведения традиционно требовали, чтобы студенты выучивали, запоминали, анализировали факты, решали задачи, но эти заведения так и не показывали учащимся толком, как это следует делать. Подразумевалось, что взрослые студенты уже умеют мыслить. Исследования продемонстрировали, однако, что это предположение не оправдывается на практике. Психологи обнаружили, что только 25% студентов-первокурсников обладают навыками, необходимыми для логического и абстрактного мышления. По терминологии Д. Халберн, хорошее мышление именуется критическим и ему дается следующие определение: «Использование таких когнитивных навыков и стратегий, который увеличивают вероятность получения желаемого результата.» Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Другое определение – направленное мышление. Приводятся убедительные свидетельства того, что курсы обучения навыкам такого мышления дают положительный эффект.

Обучение критическому мышлению основывается на двух допущениях:

Существуют вполне определенные навыки и приемы мышления, и студентов можно научить распознавать и должным образом использовать такие приемы, если студентам удастся сделать, они начинают мыслить более эффективно. В рамках обучения критическому мышлению рассматриваются вопросы логических рассуждений, анализа аргументации, проверки гипотез, понимание законов вероятности методов принятия разумных решений, развития творческого мышления и др. Задача овладения навыками критического мышления была признана первоочередной во многих странах мира.

Обладая критическим мышлением, человек знакомится с теми или иными идеями и рассматривает возможные последствия их реализации. При этом он воспринимает их с разумной долей вежливого скептицизма и сопоставляет с противоположными точками зрения. Для их обоснования он выстраивает вспомогательные системы рассуждений и на этом основании вырабатывает свою позицию. Критическое мышление – это сложный процесс творческого интегрирования идей и возможностей, переосмысления и перестройки концепции и информации. Критические мыслители менее подвержены манипуляциям и они находятся в большей безопасности, поскольку у них есть собственная система взглядов. Этот подход обобщает и развивает достижения психологии, педагогики, социологии, теории управления, теорию систем других наук применительно к методике и технологии обучения и вполне заслуживает название «Педагогика ХХI века». Материалы проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления» существенно отличаются от традиционных учебников и учебных пособий по педагогике отсутствием общего теоретизирования в академическом стиле. Изложение подходов и методов обучения носит при этом характер конкретных инструкций, выполнение которых с высокой вероятностью гарантирует достижение запланированных результатов. Общая направленность обучения критическому мышлению в этом подходе также связана с выработкой правильного решения в конкретной ситуации, хотя педагогам рекомендуется приветствовать разнообразие ответов мнений и идей учащихся на занятиях, если представление о том, что возможен только один правильный ответ, будет отброшено.

Правильность – вот что важно в вертикальном мышлении. Плодотворность – вот что важнее всего при мышлении латеральном. Вертикальное мышление отбором не занимается, оно стремится изыскать новые возможности. Когда человек мыслит вертикально, он выбирает такой подход к решению проблемы, который представляется ему наиболее перспективным. Латеральное мышление увеличивает эффективность вертикального, представляя ему еще больше возможностей для выбора. А мышление вертикальное умножает действенность латерального, умело используя его идеи. Подчеркнем, что общим для критического и латерального мышления является направленность на поиск и нахождение в итоге правильного решения среди многих альтернатив. По нашему мнению, приемлемыми инструментами облегчения понимания учебного материала в процессе обучения, в том числе при дистанционном образовании, могут стать инвариантное мышление и инвариантные тестовые задания, применяемые как правило в безоценочном режиме и выполняющие обучающую функцию.

Таким образом, существуют ситуации, когда инвариантное мышление может быть в определенной степени систематизировано и осуществляться с помощью перечня моделей. При этом можно использовать всевозможные классификации, позволяющие конструировать мысленные модели, инвариантно характеризующие признаки достижения поставленной цели.

Литература:

  1. Дайана Халберн. Психология критического мышления. Минск 2000
  2. Фарберман Б. Л. Передовые педагогические технологии. ФАН 2005
  3. Эдвард Де Боно. Латеральное мышление. Минск 2005
Основные термины (генерируются автоматически): инвариантное мышление, критическому мышлению, латерального мышления, обучения критическому мышлению, инвариантного мышления, приемлемыми инструментами облегчения, инвариантные тестовые задания, методики латерального мышления, инструментами облегчения понимания, облегчения понимания учебного, понимания учебного материала, навыками критического мышления, вертикальное мышление, развития логического мышления, Вертикальное мышление отбором, мышление вертикальное, критического мышления», направленное мышление, развития творческого мышления, самостоятельность мышления.


Ключевые слова

самостоятельность мышления, инвариантное мышление, вертикальное мышление, скептицизм

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос