Обучающие технологии в учебном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 27.02.2014

Статья просмотрена: 1152 раза

Библиографическое описание:

Полуднякова Н. А., Вильцина С. А. Обучающие технологии в учебном процессе // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 1000-1002. — URL https://moluch.ru/archive/62/9339/ (дата обращения: 15.11.2018).

Статья посвящена литературному обзору различных видов обучающих технологий в образовательном процессе школы. В работе представлены рекомендации по использованию различных видов образовательных технологий в традиционном процессе обучения, направленных на успешную реализацию целей и задач ФГОС ООО 2-го поколения.

Ключевые слова:школа, образовательная технология, ученик, учитель.

Обучающая технология — это системный метод создания, применения и регулирования процесса обучения, усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, нацеленный на оптимизацию всего процесса обучения и гарантированное достижение определенных дидактических целей.

Технология обучения включает следующие содержательные компоненты: программно-целевую установку с учетом возможностей и потребностей школьников; строгую процедурную обусловленность (алгоритмичность) и процессуальную воспроизводимость, гарантирующие достижение программно-целевых результатов; диагностирующую оценку текущих результатов и их коррекцию; итоговую оценку результативности [1; 4; 6; 12]. Следовательно, обучающая технология — это совокупность субъективных и объективных компонентов, средств, форм и методов предметного обучения.

В педагогическом плане технологизация знаменует интенсивный переход от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития; от статической модели знаний к динамической системе умственных действий; от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения; от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно-волевой регуляции. Таким образом, технологизация пронизывает всю структуру учебно-воспитательного процесса и тем самым становится способной оказывать на него модернизирующее воздействие (таблица 1).

Таблица 1

Традиционный процесс обучения и обучающие технологии

Традиционный процесс обучения

Обучающие технологии

Цели (триада) формулируются для каждого типа урока исходя из особенностей содержания

Цели определяются через конечный результат деятельности учащихся, осознаются каждым учеником

Содержание: факты; теоретические закономерности; умения

Содержание: факты; закономерности; умения; оценочные, методологические знания.

Основная форма организации обучения — урок (чаще всего комбинированный)

Разнообразные формы организации обучения: урок, урок в природе; практикум; семинар, лекция; сдвоенный урок; межпредметный урок; предметный день

Контроль знаний и умений (преобладает текущий, реже итоговый)

Контроль за обязательным результатом обучения, разные виды (текущий, итоговый) и разные формы (зачет, тестирование, игра, пресс-конференция и т. д.). Самоконтроль, самооценка

Все многообразие видов обучающих технологий можно классифицировать по уровню применения, философскому и психолого-педагогическому основанию, по организационным формам, преобладающему (доминирующему) методу, по направлениям модернизации и в зависимости от категории обучающихся. Так, по преобладающим способам, методам и средствам обучения технологии делятся на репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, развивающего и саморазвивающего обучения, проблемно-поисковые, творческие, диалогические, коммуникативные, игровые и др. [2; 5; 7; 11; 13].

Успешная реализация той или иной обучающей технологии достигается при соблюдении определенных условий. Во-первых, требуется учебно-познавательная мотивация, соответствующая смысловому содержанию изучаемого материала. Во-вторых, изучаемый материал необходимо структурировать в смысловые блоки, выраженные познавательными задачами. В-третьих, нужна разработка определенных способов учебной деятельности. В-четвертых, для решения поставленных задач всегда целесообразно создавать (провоцировать) проблемные (мотивационные) ситуации. Технология предполагает также обозначение обучающего процесса в виде технологической схемы и инструктивное описание поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств, форм и методов в виде технологической карты.

Особое место в современной дидактике занимают технологии модульного и проблемного обучения, стимулирующие самостоятельную поисковую деятельность учащихся, развивающие творческое мышление, формирующие опыт исследовательской деятельности и эмоционально-нравственные категории.

Основная идея модульной технологии состоит в том, что школьник должен учиться самостоятельно. Учитель при этом осуществляет управление его учебной деятельностью.

В отличие от существующей методической системы, которая направлена на решение задач чему и каким образом учить, технология модульного обучения решает задачу результативного обучения. Характерная особенность модульной технологии — гибкость, способность оперативно реагировать на оперативные ситуации, мобильно адаптироваться к изменяющимся условиям посредством дифференциации содержания и вариативности применяемых методов обучения.

Модульная технология предполагает целостность, завершенность и логичность построения единиц учебного материала в виде модулей, внутри которых дидактический материал структурируется в системы учебных блоков (элементов). Следовательно, модуль — это целевой функциональный узел, в который объединены учебное содержание и технология овладения им[3; 8; 9; 10]. Каждый модуль содержит технологическую программу для учащихся, технологическую карту учителя, технологические карты уроков, тест самооценки, «измеритель» уровня знаний, умений и навыков, дайджест-приложение из литературных источников, позволяющий учителю оживить урок фрагментами из них. Дополнительно материал должен быть кратким и конкретным.

Модульная технология ориентирована в значительной мере на формирование навыков самообразования. Поэтому весь процесс обучения здесь строится на достижении ближних (знания, умения, навыки), средних(общеучебные умения и навыки) и перспективных(развитие способностей личности) целей. В таких условиях осознанность учениками учебной деятельности переводит учителя в режим консультирования и управления. Планомерное развитие учебного сотрудничества между учителем и учеником, учеником и одноклассниками в свою очередь стимулирует осознание учащимися результативности собственного труда, а также возможности и умения учиться самостоятельно.

Использование модульной технологии дает возможность учителю дифференцировать и интегрировать содержание обучения, учащимся самостоятельно планировать выбор того или иного уровня обученности и обеспечивать индивидуальный темп продвижения по программе. Учебный процесс при этом осуществляется по технологической карте, в которой структурируются задачи, учебные действия, контроль и оценка.

В опубликованной литературе по технологиям проблемного обучения обычно фиксируется композиционный характер этой педагогической деятельности, включающей в свой состав частично-поисковый исследовательский уровни. Вместе с тем, проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы обучения следует рассматривать в качестве отдельных технологий обучения. Самостоятельный характер этих технологий можно показать путем их поэтапного сравнения

Как видно, в условиях проблемного изложения учитель сам формулирует проблемные задания, создает проблемную ситуацию, выдвигает гипотезу и решает проблему, показывая учащимся образец её решения.

В частично-поисковой технологии учитель ставит проблему вместе с учениками, создает проблемную ситуацию, вместе с аудиторией формулирует гипотезу, расчленяет задание на несколько промежуточных задач или вопросов и вместе с учениками отвечает на эти вопросы. Затем происходит совместное решение проблемы в целом.

В исследовательской технологии роль учителя сводится к постановке проблемного задания и консультации по его выполнению. На всех этапах ученик выступает самостоятельно. Однако, учитель не должен быть лишь «технологом» или консультантом учащихся. Он обязан владеть искусством обучения и воспитания, необходимость в котором ощущается повсеместно и ежесекундно. Потребность и умение самостоятельно создавать педагогические проекты и технологии в любом жанре, быть мастером взаимодействия — это одно из главных условий, делающих учителя профессионалом высокого уровня и гарантирующих модернизацию образования.

Литература:

1.                  Буйнов, Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст]: / Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, М. В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования № 4, Пенза, 2012 — стр.242.

2.                  Буйнов, Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе [Текст] Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.

3.                  Буйнов, Л. Г. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников / Л. И. Сыромятникова Л. И., И. Н. Шпет, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. 2013. № 11. с. 660–662.

4.                  Сорокина, Л. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2013. № 12. с. 522–524.

5.                  Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» (5 класс) [Текст]: / Л. А. Сорокина // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. с. 29–30.

6.                  Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса естествознание в 5 классе. Учебно-методическое пособие [Текст]: / Л. А. Сорокина // Издательство «РГПУ им. А. И. Герцена», СПб, 2012–85 с.

7.                  Сорокина, Л. А. Методы активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» как средство формирования планируемых результатов обучения [Текст]: / Л. А. Сорокина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2–6. с. 1344–1347.

8.                  Сорокина, Л. А. Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс) // История и педагогика естествознания. 2013. № 2. с. 29–32.

9.                  Сорокина, Л. А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Сорокина Л. А. и др. RUS 2435617 23.03.2010

10.              Сорокина, Л. А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение/ Л. Г. Буйнов, Сорокина Л. А. и др. RUS 2437689 04.06.2010

11.              Сорокина, Л. А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Сорокина Л. А. RUS 2453346 27.04.2010

12.              Сухоруков, В. Д. Дидактические кодексы школьной географии / В. Д. Сухоруков // География в школе. 2010. № 2. с. 45–51.

13.              Сухоруков, В. Д. Мир дидактики: от знаний к опыту деятельности /В. Д. Сухоруков, В. П. Соломин // География в школе. 2010. № 7. с. 35–39.

Основные термины (генерируются автоматически): модульная технология, учебная деятельность, умение, традиционный процесс обучения, учитель, обучающая технология, проблемное обучение, проблемное изложение, проблемная ситуация, технологическая карта.


Похожие статьи

Технологии проблемного обучения в школьной педагогической...

Технология проблемного изложения, частично-поисковая и исследовательская технология. Этапы проблемного обучения.

Учебная проблема решается длительное время. II. Осознание проблемы. Обозначение учителем противоречий в проблемном задании.

Особенности технологии проблемного обучения в условиях...

Проблемно-диалогическая технология — это технология обучения, которая обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Технология проблемного обучения и самостоятельная...

Технология проблемного обучения и самостоятельная деятельность обучающегося. Автор: Радостева Светлана Александровна. Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы.

Проблемное обучение как образовательная технология

проблемное обучение, студент, проблемная ситуация, учебный процесс, преподаватель, развивающее обучение, задача, проблемное изложение, проблемный подход, дидактическая система.

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

Технология проблемного обучения [1] — это создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями...

Применение технологий проблемного обучения на уроках...

проблемное обучение, ситуация, урок, процесс обучения, познавательная деятельность учащихся, учебная деятельность, проблемная ситуация, познавательная потребность, начальная школа, учитель.

Методическая целесообразность использования технологии...

проблемное обучение, проблемная ситуация, русский язык, урок, учебная деятельность, учебный процесс, познавательная деятельность, образовательный процесс, учебный материал, День были.

Модульные технологии обучения в вузе | Статья в сборнике...

Ключевые слова: блочно-модульное обучение, проблемное обучение, учебная проблема, мыслительные способности, проблемные вопросы, деятельный модуль. Во многих вузах сейчас применяется технология модульного обучения...

Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной...

проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный процесс, проблемная ситуация, принцип проблемности, процесс обучения, проблемно-развивающее обучение, учащийся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Технологии проблемного обучения в школьной педагогической...

Технология проблемного изложения, частично-поисковая и исследовательская технология. Этапы проблемного обучения.

Учебная проблема решается длительное время. II. Осознание проблемы. Обозначение учителем противоречий в проблемном задании.

Особенности технологии проблемного обучения в условиях...

Проблемно-диалогическая технология — это технология обучения, которая обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Технология проблемного обучения и самостоятельная...

Технология проблемного обучения и самостоятельная деятельность обучающегося. Автор: Радостева Светлана Александровна. Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы.

Проблемное обучение как образовательная технология

проблемное обучение, студент, проблемная ситуация, учебный процесс, преподаватель, развивающее обучение, задача, проблемное изложение, проблемный подход, дидактическая система.

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

Технология проблемного обучения [1] — это создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями...

Применение технологий проблемного обучения на уроках...

проблемное обучение, ситуация, урок, процесс обучения, познавательная деятельность учащихся, учебная деятельность, проблемная ситуация, познавательная потребность, начальная школа, учитель.

Методическая целесообразность использования технологии...

проблемное обучение, проблемная ситуация, русский язык, урок, учебная деятельность, учебный процесс, познавательная деятельность, образовательный процесс, учебный материал, День были.

Модульные технологии обучения в вузе | Статья в сборнике...

Ключевые слова: блочно-модульное обучение, проблемное обучение, учебная проблема, мыслительные способности, проблемные вопросы, деятельный модуль. Во многих вузах сейчас применяется технология модульного обучения...

Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной...

проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный процесс, проблемная ситуация, принцип проблемности, процесс обучения, проблемно-развивающее обучение, учащийся.

Задать вопрос