Применение технологий проблемного обучения на уроках в начальной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, декабрь 2014)

Дата публикации: 01.12.2014

Статья просмотрена: 907 раз

Библиографическое описание:

Солодкова Ю. М. Применение технологий проблемного обучения на уроках в начальной школе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 232-234. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6768/ (дата обращения: 14.08.2018).

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося — это решающий фактор процесса образования.

Считаю, что одной из главных задач, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания. Педагогическая технология — совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели; предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов. [4, с. 245]

С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка.

Применяя новые педагогические технологии на уроках, убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

Проблема выбора необходимой образовательной технологии возникает перед учителем всегда. Но в новых условиях необходимы и новые, а может быть хорошо забытые старые технологии, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношений между учителем и учеником.

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе использую технологии проблемного обучения.

Проблемное обучение определяют как тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций. [3,с. 257]

Проблемная ситуация- центральное звено проблемного обучения, с помощью которого побуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений. [1, с. 16]

Компонентами проблемной ситуации являются:

-        Неизвестное (новое понятие, отношение, способ или условие действия)

-        потребность в новом знании

-        возможности обучающихся в анализе условий поставленного задания и усвоении новых умений

-        интеллектуальные возможности учеников к открытию нового.

Выделяют несколько способов создания проблемных ситуаций:

-        побуждение обучающихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними

-        использование учебных и жизненных ситуаций

-        постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения

-        побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречие между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах

-        выдвижение предположений, формулировка выводов и их опытная проверка

-        побуждение учеников к сравнению, сопоставлению и противопоставлению явлений, правил

-        побуждение учеников к предварительному обобщению новых фактов

-        организация межпредметных связей

-        варьирование задачи, переформулировка вопроса.

Существует несколько условий создания проблемных ситуаций:

-        наличие потребности в новых знаниях

-        должно быть какое-то значимое для ребёнка разногласие, противоречие

-        наличие определённых внутренних условий мышления

-        учитель должен знать общие закономерности возникновения проблемных ситуаций

-        учителю необходимо подготовить учащихся по их развитию и уровню знаний к применению проблемных ситуаций на уроках.

Современность проблемного обучения определяется присущими ему объективными преимуществами в решении задач школы.

В проблемном обучении создаются наиболее благоприятные условия для формирования таких необходимых современному специалисту качеств личности, как познавательный интерес, творческая активность и самостоятельность. Эти условия создаются благодаря активной поисковой познавательной деятельности обучающихся, решающих важные учебные проблемы, благодаря вооружению учащихся способами познавательной деятельности и формированию положительных мотивов учения. Центр тяжести в проблемном обучении переносится на активность самого ученика, учитель опирается на развитие его мыслительных процессов, а не только на его память и заучивание материала.

Современность проблемного обучения определяется и его ролью в решении вопросов управления познавательной деятельностью учащихся. В педагогике идеи управления наиболее яркое выражение нашли в программированном обучении, но именно проблемное обучение, как доказывают исследования, составляет основу для рационального управления процессом познавательной деятельности учащихся.

Актуальность технологий проблемного обучения определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.

Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения.

Эта технология привлекает новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаются и сравниваются с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.

В связи с постоянным использованием в обучении проблемного подхода наблюдается повышение уровня познавательной активности у младших школьников. Когда учитель на уроках создаёт проблемные ситуации, дети больше думают, работают самостоятельно, развивается познавательная потребность, интерес к знаниям. Это даёт право судить о возможности и приемственности использования проблемного обучения в начальной школе. Этому свидетельствуют и благополучно проведённые уроки, на которых создавались проблемные ситуации. Ученики в процессе проблемного обучения включаются в активную интеллектуальную и практическую деятельность, при этом они испытывают сильные положительные эмоции.

Таким образом, преимущества использования проблемного обучения состоят в том, что оно повышает уровень познавательной активности учащихся, способствует научению детей самостоятельному добыванию знаний путём творческой деятельности, повышает интерес к учебному труду, обеспечивает развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения.

 

Литература:

 

1.      Ильницкая И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке.-М, 1985

2.      Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.-М, 1972

3.      Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.-М, 1975

4.      Российская педагогическая энциклопедия./ Под ред. В. Г. Панова.-М, 1993

Основные термины (генерируются автоматически): проблемное обучение, ситуация, урок, процесс обучения, познавательная деятельность учащихся, учебная деятельность, проблемная ситуация, познавательная потребность, начальная школа, учитель.

Похожие статьи

Учебно-познавательные задачи как средство повышения...

проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный процесс, проблемная ситуация, принцип проблемности, процесс обучения, проблемно-развивающее обучение, учащийся.

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Проблемная ситуация— это состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи или учебной проблемы.

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

Эффективно активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, овладеть опытом творческой деятельности, используя потребности ребенка открывать новое, позволяет технология проблемного обучения.

проблемное обучение, ситуация, урок, процесс обучения...

Применение технологий проблемного обучения на уроках... проблемное обучение, ситуация, урок, процесс обучения, познавательная деятельность учащихся, учебная деятельность, проблемная ситуация, познавательная потребность, начальная школа, учитель.

Активизация познавательной деятельности учащихся на...

учащийся, познавательная деятельность учащихся, проблемная ситуация, умение, самостоятельная работа, проблема, познавательная деятельность, метод обучения, практическая деятельность, последовательное изложение.

Использование проблемного обучения для активизации...

проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный процесс, проблемная ситуация, принцип проблемности, процесс обучения, проблемно-развивающее обучение, учащийся.

Использование технологии проблемного обучения...

Ключевые слова: проблемная ситуация, проблемное обучение, познавательная активность,актуализация знаний,«открытие» нового знания. Познавательная потребность возникает у человека в том случае...

Проблемное обучение на уроках английского языка в начальной...

проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный процесс, проблемная ситуация, принцип проблемности, процесс обучения, проблемно-развивающее обучение, учащийся.

Обучающие технологии в учебном процессе | Статья в журнале...

проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный процесс, проблемная ситуация, принцип проблемности, процесс обучения, проблемно-развивающее обучение, учащийся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Учебно-познавательные задачи как средство повышения...

проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный процесс, проблемная ситуация, принцип проблемности, процесс обучения, проблемно-развивающее обучение, учащийся.

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Проблемная ситуация— это состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи или учебной проблемы.

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

Эффективно активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, овладеть опытом творческой деятельности, используя потребности ребенка открывать новое, позволяет технология проблемного обучения.

проблемное обучение, ситуация, урок, процесс обучения...

Применение технологий проблемного обучения на уроках... проблемное обучение, ситуация, урок, процесс обучения, познавательная деятельность учащихся, учебная деятельность, проблемная ситуация, познавательная потребность, начальная школа, учитель.

Активизация познавательной деятельности учащихся на...

учащийся, познавательная деятельность учащихся, проблемная ситуация, умение, самостоятельная работа, проблема, познавательная деятельность, метод обучения, практическая деятельность, последовательное изложение.

Использование проблемного обучения для активизации...

проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный процесс, проблемная ситуация, принцип проблемности, процесс обучения, проблемно-развивающее обучение, учащийся.

Использование технологии проблемного обучения...

Ключевые слова: проблемная ситуация, проблемное обучение, познавательная активность,актуализация знаний,«открытие» нового знания. Познавательная потребность возникает у человека в том случае...

Проблемное обучение на уроках английского языка в начальной...

проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный процесс, проблемная ситуация, принцип проблемности, процесс обучения, проблемно-развивающее обучение, учащийся.

Обучающие технологии в учебном процессе | Статья в журнале...

проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный процесс, проблемная ситуация, принцип проблемности, процесс обучения, проблемно-развивающее обучение, учащийся.

Задать вопрос