Библиографическое описание:

Руковичка М. Г., Бугаева Л. И., Савельева Л. А. Технологии проблемного обучения в школьной педагогической практике // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 1009-1011.

В статье сравниваются различные виды технологий проблемного обучения, а также, на конкретных примерах, показан опыт их применения на практике.

В опубликованной литературе по технологиям проблемного обучения обычно фиксируется композиционный характер этой педагогической деятельности, включающей в свой состав частично-поисковый исследовательский уровни. Вместе с тем, проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы обучения следует рассматривать в качестве отдельных технологий обучения. Самостоятельный характер этих технологий можно показать путем их поэтапного сравнения (табл. 1) [13; 15].

Таблица 1

Технология проблемного изложения, частично-поисковая и исследовательская технология

Этапы проблемного обучения

Технология проблемного изложения

Частично-поисковая технология

Исследовательская технология

I. Постановка проблемного задания (вопрос и создание проблемной ситуации)

Учитель формулирует проблемные задания и создает проблемную ситуацию в ходе урока при изучении нового материала, закреплении и обобщении.

Учитель формулирует проблемные задания и создает проблемную ситуацию в начале эвристической беседы или другим приемом в ходе урока

Учитель формулирует проблемное задание обычно на длительный срок (неделя, месяц и т. п.) и создает проблемную ситуацию. Учебная проблема решается длительное время

II. Осознание проблемы

Обозначение учителем противоречий в проблемном задании

Обнаружение учащимися противоречий в проблемном задании (вопросе) с помощью наводящих вопросов учителя

Самостоятельное обозначение учащимися противоречий в проблемном задании

III. Формулировка гипотезы

Формулировка учителем основного направления поиска ответа

Формулировка учащимися с помощью учителя предположений, а затем основного направления поиска ответа

Самостоятельная формулировка учащимися предположений, а затем плана решения проблемы

IV. Доказательство гипотезы

Доказательство учителем сформулированной гипотезы

Доказательство учащимися гипотезы с помощью учителя

Самостоятельное доказательство учащимися сформулированной ими гипотезы

V. Общие выводы

Учитель формулирует и сам решает проблему, показывает ход решения проблемы

Учитель решает проблему вместе с учащимися в ходе эвристической беседы или другими приемами. Учитель формулирует проблемные задания, расчленяет задания на несколько задач или вопросов, образующих последовательность выполнения проблемного задания в целом. Это реализуется в основном в ходе эвристической беседы.

Учащиеся самостоятельно решают проблему

Как видно, в условиях проблемного изложения учитель сам формулирует проблемные задания, создает проблемную ситуацию, выдвигает гипотезу и решает проблему, показывая учащимся образец ее решения.

В частично-поисковой технологии учитель ставит проблему вместе с учениками, создает проблемную ситуацию, вместе с аудиторией формулирует гипотезу, расчленяет задание на несколько промежуточных задач или вопросов и вместе с учениками отвечает на эти вопросы. Затем происходит совместное решение проблемы в целом [7; 10; 14].

В исследовательской технологии роль учителя сводится к постановке проблемного задания и консультации по его выполнению. На всех этапах ученик выступает самостоятельно [3; 8; 17].

В качестве примера покажем особенности частично-поисковой технологии обучения на примере проблемного задания из курса «География России» при изучении элементов климата с использованием карт.

I этап. Учитель формулирует проблемное задание: «Почему изотермы января на Русской равнине расположены почти меридионально, а не широтно в соответствии с поступлением солнечного тепла?»

II этап. Учащиеся убеждаются, читая карту, в том, что действительно на Русской равнине наблюдается указанное расположение изотерм января. Например, средние температуры января в Архангельске и Волгограде одинаковы (-12º С). Они осознают противоречие между имеющимися знаниями о расположении изотерм в зависимости от поступления солнечного тепла.

III этап. Учитель расчленяет задание на отдельные вопросы:

1.                  Есть ли другие источники тепла на Русской равнине, кроме солнца?

2.                  Может ли поступать тепло зимой с воздушными массами из Арктики или с Атлантического океана?

Ученики формулируют предположение о поступлении относительно теплых воздушных масс со стороны Атлантического океана.

IV этап. Учащиеся доказывают, что теплые воздушные массы приходят на Русскую равнину с Атлантического океана. Учитель задает уточняющий вопрос: «Почему воздушные массы поступают со стороны Атлантического океана?» Ответ: вследствие различия в атмосферном давлении в субтропических и умеренных широтах.

V этап. Учащиеся формулируют общие выводы о том, что изотермы января на Русской равнине имеют почти меридиональное простирание в связи с поступлением теплых воздушных масс с Атлантического океана.

Еще более убедительное доказательство правильности решения этой проблемы аналитическим образом можно показать на примере Ленинградской области. Учитель формулирует проблемное задание (вопрос):

«Почему изотермы января в восточной части Ленинградской области имеют меридиональное, а не широтное расположение?». Решение этой проблемы будет таким же, как в приведенной схеме по изотермам января на Русской равнине [11; 12; 16].

Решение рассмотренного проблемного задания возможно также методом проблемного изложения. Отличие будет состоять в том, что учитель сам ставит и решает задачу, показывая пример ее решения. Следовательно, активная познавательная деятельность в этом случае будет слабее. На практике учителя обычно в ходе проблемного изложения провоцируют познавательную активность учащихся наводящими вопросами [2; 4; 6; 9].

Тем временем учитель не должен быть лишь «технологом» или консультантом учащихся. Он обязан владеть искусством обучения и воспитания, необходимость в котором ощущается повсеместно и ежесекундно. Потребность и умение самостоятельно создавать педагогические проекты и технологии в любом жанре, быть мастером взаимодействия — это одно из главных условий, делающих учителя профессионалом высокого уровня и гарантирующих модернизацию образования [1; 3; 5; 8; 18].

Литература:

3.      Буйнов, Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст]: / Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, М. В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования № 4, Пенза, 2012 — стр.242.

4.      Буйнов, Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе [Текст] Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.

5.      Сорокина, Л. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2013. № 12. с. 522–524.

6.      Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» (5 класс) [Текст]: / Л. А. Сорокина // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. с. 29–30.

7.      Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса естествознание в 5 классе. Учебно-методическое пособие [Текст]: / Л. А. Сорокина // Издательство «РГПУ им. А. И. Герцена», СПб, 2012–85 с.

8.      Сорокина, Л. А. Методы активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» как средство формирования планируемых результатов обучения [Текст]: / Л. А. Сорокина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2–6. с. 1344–1347.

9.      Сорокина, Л. А. Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс) // История и педагогика естествознания. 2013. № 2. с. 29–32.

10.  Сорокина, Л. А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Сорокина Л. А. и др. RUS 2435617 23.03.2010

11.  Сорокина, Л. А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение/ Л. Г. Буйнов, Сорокина Л. А. и др. RUS 2437689 04.06.2010

12.  Сорокина, Л. А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Сорокина Л. А. RUS 2453346 27.04.2010

13.  Сухоруков, В. Д. Дидактические кодексы школьной географии / В. Д. Сухоруков // География в школе. 2010. № 2. с. 45–51.

14.  Сухоруков, В. Д. Мир дидактики: от знаний к опыту деятельности /В. Д. Сухоруков, В. П. Соломин // География в школе. 2010. № 7. с. 35–39.

15.  Сыромятникова, Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников / Л. П. Макарова, А. В. Соловьёв, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2013. № 12 (59). с. 494–496.

16.  Сыромятникова, Л. И. Безопасность человека как предмет изучения / Л. И. Сыромятникова // в сборнике: Оздоровление средствами образования и экологии материалы IV Международной научно-практической конференции. науч. ред.: В. В. Латюшин, З. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваша. 2007. с. 37–41.

17.  Сыромятникова, Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете / Ю. К. Бахтин, В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 372–375.

18.  Сыромятникова, Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете / Ю. К. Бахтин, В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2012. № 6. С. 372–375.

19.  Сыромятникова, Л. И. Концептуальные основы медико-валеологического образования студентов / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // сборник: Оздоровление средствами образования и экологии материалы VI-й Международной научно-практической конференции. Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности [и др.]; науч. ред.: В. В. Латюшин, З. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваша, 2009. с. 120–123.

20.  Сыромятникова, Л. И. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 375–377.

Основные термины (генерируются автоматически): проблемного задания, проблемного обучения, Молодой ученый, проблемного изложения, активизации познавательной деятельности, Русской равнине, Технология проблемного изложения, повышения умственной работоспособности, умственной работоспособности человека, работоспособности человека патент, Л. А. Способ повышения умственной, изучении курса, медико-валеологического образования студентов, проблемного задания в целом, изотермы января, технологий проблемного обучения, «Почему изотермы января, проблемного задания и консультации, технологиям проблемного обучения, Технологии проблемного обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос