Библиографическое описание:

Доскарина Г. М., Казанбаева А. Ж., Сегизбаева А. Т., Кайдарова А. А. Использование концептуального обучения для развития критического мышления учащихся // Молодой ученый. — 2017. — №18.1. — С. 20-23. — URL https://moluch.ru/archive/152/43267/ (дата обращения: 25.04.2018).



Подход «LessonStudy»

является одним из демократичных способов

совершенствования учительской практики.

Способность анализировать и делать выбор представляет собой неотъемлемую часть функциональной грамотности личности, от которой зависит успешность жизнедеятельности человека в современном мире. Критическое мышление — это сложный мыслительный процесс, который подразумевает развитие всех навыков по таксономии Блума: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. В связи с этим одним из основных условий всестороннего развития личности является развитие критического мышления.

В данной работе мы осветим результаты исследовательской работы группы учителей по развитию критического мышления посредством использования концептуального обучения на уроках казахского, русского языков и самопознания. Целью нашего исследования стало выявление и экспериментальная проверка методических условий использования концептуального обучения на уровень развития критического мышления учащихся 7 «В» класса. Основными инструментами оценивания стали результаты формативного и суммативного оценивания, в частности, анализ работ учащихся, нацеленных на развитие навыков высокого порядка по таксономии Блума, также были использованы такие методы, как наблюдение, анализ обратной связи, опрос, беседа, фотосъемка, видеосъемка.

Данное исследование проводилось в рамках проекта LessonStudy на базе Назарбаев Интеллектуальной школы химико-биологического направления г. Павлодара. В нем принимала участие группа учителей, занимающихся совместным планированием, анализом и оценкой эффективности деятельности преподавателя на уроке. Как известно, исследование в действии и исследование урока выполняются учителями в реальной ситуации в целях совершенствовании практики преподавания и обучения. Исследования проводятся на базе школы с использованием эмпирического метода сбора данных, этот процесс позволяет специалистам-практикам анализировать, размышлять и разрешать школьные проблемы [1, 5].

Во-первых, хотелось бы пояснить значение ключевого понятия в данной работе, дать определение критическому мышлению. Существует множество трактовок данного понятия, многие из которых сводятся к тому, что критическое мышление «представляет собой дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения» [2, 185].

Работа над исследованием проблемы началась в начале учебного года, но была обозначена еще в конце 2015–2016 учебного года. В рамках изучения курса по развитию одаренности учащихся учителя творческой группы рассматривали возможности концептуального обучения. Анализ существующей литературы по проблеме исследования показал, что обучение на основе концептов является актуальной и эффективной методикой для развития одаренности учащихся. Изучив основы модулей «Одаренность» и «Критическое мышление», данные формативного оценивания, наша группа остановилась на следующей теме исследования: «Как использование концептов способствует развитию критического мышления учащихся?»

На первых встречах с учителями группы были обозначены цели, задачи, основные этапы исследования, определены трое учащихся: А, В и С. Выбор учеников был обоснован уровнем развития критического мышления учащихся на основе данных формативного оценивания на уроках русского, казахского языков, наблюдения, диагностических данных и советов психологов школы. Ученик А демонстрировал хорошо развитые навыки критического анализа текста, свободно использовал техники критического чтения на уроках и при выполнении индивидуальных заданий. Ученик В также владел основными (соответствующими по возрасту) навыками критического анализа и переработки информации как печатного, так и электронного вариантов текста, кроме того, продемонстрировал лидерские качества, умение работать в паре, в команде и эффективно распределять ресурсы для достижения поставленной цели. Ученик С был очень скован на уроках, редко выражал свое мнение и проявлял активность, в первых работах по формативному оцениванию продемонстрировал слабое развитие навыков критического анализа текста.

После определения основных этапов исследования была начата работа по планированию уроков. На данном этапе осуществлялось посещение уроков, анализ качества преподавания, сильных и слабых сторон совместного планирования уроков, были намечены дальнейшие шаги по работе над выбранной темой исследования.

Методов развития критического мышления огромное множество, но нас интересовали возможности использования концептуального обучения. Как сказано в «Инструктивно-методическом письме об организации образовательного процесса в Назарбаев Интеллектуальных школах в 2016–2017 учебном году», «обучение на основе концептов предусматривает восхождение от предметного понятийного аппарата к общенаучным категориям. Обучение на основе концептов позволяет интегрировать содержание различных предметов для решения межпредметных задач, транслировать идеи, методы, принципы из одного предмета в другой, развивать понятийное мышление. Основная функция концептов заключается в том, чтобы фиксировать и упорядочивать научные знания о мире, полученные в результате направленного обучения или самообразования». Здесь же говорится о том, что для каждой предметной области и предметов возможно определение системы макро- и микроконцептов [3]. Исходя из этого, в первую очередь, был составлен список макро- и микроконцептов, которые можно использовать на уроках с учетом специфики предметов. В нашем арсенале было множество вариантов и способов развития критического мышления на основе концептуального обучения.

Наблюдение, интерпретация, анализ, выводы, оценка, объяснение, метапознание — это основные навыки критического мышления. В свою очередь, навыки критического мышления включают в себя следующие составляющие компоненты:

- Выявление проблем и поиск средств, способных решить данные проблемы;

- Понимание важности приоритетов, иерархии и последовательности в решении проблем;

- Сбор соответствующей (значимой) информации;

- Установление контекстных предпосылок и приоритетов;

- Понимание и использование речи с соблюдением четкости, ясности и объективности;

- Интерпретация данных с целью оценивания доказательств и аргументирования;

- Установления наличия (или отсутствия) логической связи между предположениями;

- Составление обоснованных выводов и обобщений;

- Экспертиза полученных выводов и обобщений;

- Реконструирование первоначальной модели своих убеждений в систему результатов приобретенного опыта;

- Формирование адекватных суждений о конкретных вещах (явлениях и т. д.) и свойствах в контексте реалий повседневной жизни [2, 186].

Многие из перечисленных компонентов были использованы в процессе исследования урока. Например, на уроках русского языка и литературы при изучении раздела «Хобби и свободное время» был использован концепт «Значимость». В процессе выполнения заданий учащиеся выявляли проблемы, связанные с отсутствием любимого дела, увлечения, составляли рекомендации по осуществлению поиска хобби. После анализа произведения Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» ученики самостоятельно изучали стратегии тайм-менеджмента, занимались планированием дня, недели, месяца и старались выполнять все запланированное. Во время изучения раздела «Музыка в нашей жизни» дети устанавливали логические связи между предположениями о происхождении музыки и музыкальных инструментов. Другими словами, на всех уроках проводилась работа по развитию навыков критического мышления с использованием концептуального обучения.

На уроках самопознания очень большое внимание уделялось созданию благоприятных условий для адаптации вновь прибывших учащихся, сплочению коллектива. Так, например, на одном из уроков в данном классе использовался концепт «взаимоотношения», все задания были направлены на развитие коммуникативных способностей, формирование ориентации на другого, осознание собственных переживаний и эмоций ближнего, а также снижение эмоциональной нагрузки. Также задания, предназначенные для решения конфликтных ситуаций, использованных на уроке, предоставили возможность участникам группы проанализировать эмоции и чувства, возникающие на разных этапах протекания конфликта в межличностных отношениях. Во время выполнения заданий учащиеся должны были выдвигать требования, сопротивляющийся, со своей стороны, выдвигает причину, по которой он не может выполнить это требование. Настаивающий должен приводить различные убедительные доводы, сопротивляющийся приводит свои доводы, поддерживающие ответ «нет». Все доводы и с той и с другой стороны должны быть мотивированными, прочувствованными. Учащимся понадобилось больше времени, чем было запланировано, так как было очень тяжело договориться между собой. В обсуждении дети озвучивали физические реакции, эмоции и чувства, сопровождающие конфликт. Ученик А и ученик В отметили, что предпочитают быть в роли «настаивающего». Ученик С отметил, что ему тяжело быть в роли «настаивающего», но данный опыт дал ему возможность почувствовать себя в другой роли.

Таким образом, в результате работы с концептом «взаимоотношения». Ученик получает не только исследовательский опыт, но и возможность корректировать свое поведение.

Как мы видим, возможностей использования концептуального обучения огромное множество. К тому же стало ясно, что общая грамотность, в том числе развитие конкретных навыков и успеваемость по отдельным предметам, тесно связана с развитием критического мышления, в частности, невозможно повысить качество знаний без развития навыков критического чтения, осмысления получаемой информации.

На уроках русского языка и литературы, казахского языка и литературы, самопознания были использованы следующие концепты: система, мера, отношения, изменения, причина и следствие, сходства и различия.

В процессе работы осуществлялось развитие тех навыков, которые были недостаточно развиты на момент первоначальной диагностики.

Кроме того, выяснилось, что ученик С очень активен на уроках казахского языка и литературы, в то время как на уроках русского языка и литературы (второго) был скован, редко выражал свое мнение. Однако во второй половине учебного года ученик С начал проявлять активность на всех уроках, инициативу в парной и групповой работе.

Выводы:

- Концептуальное обучение подразумевает восхождение от предметного понятийного аппарата к общенаучным категориям, что положительно влияет на уровень развития критического мышления учащихся.

- Использование концептуального обучения должно осуществляться в комплексе с другими методами и приемами для развития критического мышления.

- Развитие критического мышления должно быть организовано поэтапно, формирование навыков проведено последовательно, постепенно, от навыков низкого порядка к навыкам высокого порядка.

Ниже представлены результаты успеваемости по предметам, данные которых свидетельствуют об эффективности проведенного исследования (Рис. 1, 2).

Рис. 1. Данные по успеваемости исследуемых учащихся за первое полугодие 2016–2017 учебного года по казахскому языку

Рис. 2. Данные по успеваемости исследуемых учащихся за первое полугодие 2016–2017 учебного года по русскому языку и литературе

Таким образом, результаты суммативного оценивания показывают повышение качества знаний по русскому и казахскому языкам (по предмету «Самопознание» оценивание не предусмотрено), также при проведении исследования стало понятно, что концептуальное обучение включает в себя большой арсенал средств для развития критического мышления учащихся.

Литература:

  1. «Lessonstudy» как способ совершенствования практики обучения. Методическое пособие. — Астана: НАО имени И. Алтынсарина, 2014.
  2. Руководство для учителя. Второй (основной) уровень, издание четвертое. — Центр педагогического мастерства. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015.
  3. Инструктивно-методическое письмо об организации образовательного процесса вНазарбаев Интеллектуальных школах в 2016–2017 учебном году. — Астана, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): критического мышления, развития критического мышления, концептуального обучения, критического мышления учащихся, использования концептуального обучения, уроках русского, развитию критического мышления, уроках русского языка, навыков критического, навыки критического мышления, критического анализа, критического анализа текста, развитие критического мышления, уроках казахского, критического чтения, критического мышления учащихся?», навыков критического мышления, критического мышления огромное, развитие навыков критического, развитием критического мышления.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос