Формирование умения интерпретации информации на уроках математики через стратегии критического мышления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Кулымбетова У. Ш. Формирование умения интерпретации информации на уроках математики через стратегии критического мышления // Молодой ученый. — 2016. — №26.1. — С. 27-29. — URL https://moluch.ru/archive/130/36297/ (дата обращения: 26.05.2018).



Искусство и способности, с помощью которых можно познавать окружающие вещи, а также исследования, обучение, изучение являются средством достижения знаний.

Абу Насыр аль-Фараби

Новая парадигма образования требует от человека умения самостоятельно ориентироваться в потоке информации, умения осуществлять перенос знаний из разных областей человеческой деятельности и науки в конкретную ситуацию, умения работать с различными видами заданий, способности осуществлять сотрудничество в совместной деятельности. Сегодня становится очевидным, что для того, чтобы быть социально адаптированными и успешными, молодые люди должны уметь критически осмысливать обстоятельства и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации. Мы, учителя нового формата, призваны развивать критическое мышление наших учащихся. Для формирования способности мыслить критически, необходимо создание определенной учебной среды, в частности на уроках математики. «Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, — это несчастный человек»,- писал известный педагог В. А. Сухомлинский. [1]

Критическое мышление включает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений. Поэтому ученикам необходимо предоставить возможность для развития навыков наблюдения, анализа, суждения и интерпретации. [2]Благодаря критическому мышлению процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным. Каждый формирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от других. Знания необходимо черпать не из лекций и учебников, содержащих готовую оценку, а получать в результате самостоятельного поиска и анализа. Знания создают мотивацию, без которой человек не может мыслить критически. Чтобы сформировать собственную оценку, нужно переработать огромную информацию: факты, идеи, тексты, концепции.

Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. В результате обсуждения, спора, обмена мнениями уточняется и углубляется индивидуальная позиция. Нет никакого противоречия в том, что, с одной стороны, говорится о независимости мышления, с другой — подчеркиваются социальные параметры критического мышления. Работая в группах, ученик решает более сложные задачи, нежели только конструирование собственной личности. В ходе продуктивного обмена мнениями вырабатываются такие качества, как умение слушать других, толерантность, ответственность за собственную точку зрения. Таким образом, удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни. Данная характеристика критического мышления позволяет сделать вывод о том, что критически мыслящий человек готов жить в современном мире, мире неоднозначном и меняющемся.

Авторы технологии критического мышления Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит преподаватели международной ассоциации чтения университета Северной Айовы и колледжа Хоббарда и Уиляма Смита утверждают, что … «стратегии и приемы этой технологии являются универсальными для разных предметных областей». Американский психолог Д. Халперн, автор программы обучения критическому мышлению в США поясняет: «Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов — насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса — хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения». [3]

Технология критического мышления учит работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умении вырабатывать собственное мнение, находить выходы из проблем; способности самостоятельно заниматься своим обучением; умению сотрудничать и работать в группе; способности выстраивать взаимоотношения с другими людьми. В данном контексте очень важным является формирование учащихся в мыслительных операциях высокого уровня в соответствии с таксономией Блума. Критическое мышление, как совокупность действий, представляет собой обобщенный подход к творческому анализу, синтезу и осмыслению информации. При этом у учеников формируются навыки наблюдения, суждения и интерпретации, что позволяет им действовать осознанно. В связи с этим, кардинально видоизменяется процесс обучения. Теперь школьный учитель становится своеобразным «партнером» учащихся при получении знаний, так как технологии критического мышления позволяют ему превратить процесс обучения в познавательный поиск. Применяя стратегию критического мышления, следует учитывать, где и когда ее использовать целесообразно. Например, «мозговой штурм» — это начало урока, когда ученики в полной мере могут обсудить все вопросы материала. Прием «Кубик» используется на этапе осмысления. Положительные стороны приема «Кубик» позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания; создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале; создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

  1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
  2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)
  3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
  4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)
  5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)
  6. Приведи «за» и «против» (Поддержи или опровергни это) Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т. п.

Прием развития критического мышления«Рассказ-активизация по ключевым словам». Задание: «По опорным словам, которые появились у нас на доске, опишите сегодняшний день, используя как можно больше единиц измерения времени». Тема урока выбрана не случайно. При изучении остальных величин числа связаны между собой кратно 10, 100, 1000 и т. д. В единицах времени совсем другие числа. Часто дети путают и 1ч становится равным 100 мин. Надеюсь, применение технологии критического мышления обеспечит достижение качественно нового результата и такие ошибки исчезнут. На стадии вызова наиболее часто используются прием «Верные, неверные утверждения»: учитель зачитывает верные и неверные утверждения, учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных, обосновывая свой ответ. Прием «Плюс–минус–интересно» помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления. Новая информация заносится в таблицу; по ходу чтения параграфа или прослушивания лекции заполняются соответствующие графы. Прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. При использовании этого приема информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.

Прием «Карта познания»: от ключевого понятия, помещённого в центр листа (доски), отходят изогнутые лини (ветви) первого порядка с помещенными на них словами, связанными с ключевым понятием; далее помещаются «ветви» второго порядка с понятиями, уточняющими первоначальные сведения. Надо стремиться использовать для создания «карты» меньше слов, но больше символов, рисунков, цвета.

Прием «Составление кластера» Кластер — прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда — это наша тема. Вокруг нее планеты — крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большое количество информации. Прием «Кластеры» использую как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии, т. е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов. В зависимости от цели организую индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную — в виде общего совместного обсуждения.Например, задание: составьте кластер к слову «Треугольник». Обучающиеся выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом. Сначала данную работу они выполняют самостоятельно, основываясь на тех знаниях, которые они имеют на начало урока. Затем читают параграф учебника «Треугольник» и продолжают работу по составлению кластера, это позволит сделать кластер более полным. Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления. Прием «Корзина понятий»: на учительском столе небольшая плетеная корзина, которая наполняется высказываниями детей. Давайте наполним нашу " Корзину понятий» тем, что узнали на предыдущих уроках, что вы знаете по теме «Цена, количество, стоимость» и всем тем, что относится к понятию «Деньги».Итак, начинаем! Корзина идей

– Цена — это стоимость одного предмета.

– Деньги любят счёт.

– Стоимость — это количество денег, которые заплатили за товар.

– Деньги были металлические, их рубили, так появились рубли.

– Рубли можно поменять на иностранную валюту: доллары, евро

– Количество — это множество товара.

– В стране две группы денег: монеты и купюры.

– Деньги можно хранить в банке, копилке.

– Деньги можно у кого-нибудь попросить в долг.

– Дружба дружбой, а денежки врозь.

– В магазине дают сдачу.

– Деньги воровать нельзя.

– Профессии, связанные с деньгами: продавец, кассир, почтальон.

– Когда денег не было, люди обменивались товаром.

– На деньги можно купить всё, кроме здоровья.

– Деньги надо зарабатывать. [4]

Положительным моментом такой работы является то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, развивают коммуникативные навыки, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания. Ведь каждому надо дать такую возможность: высказать своё мнение и быть услышанным.

Литература:

  1. Руководство для учителя. Издание третье, 2012
  2. Бутенко А. В., Ходос Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002.
  3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998
  4. О. Б. Епишева. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. Просвещение Москва 2003.
  5. Горькова С. А. Актуальные проблемы развития критического мышления при изучении математики. Харьков. 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, прием, Деньга, процесс обучения, слово, стадий вызова, умение, урок, Ученик.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос