Содействие стратегии критического мышления творческому развитию на уроках казахского языка и литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Балтабай Р. К. Содействие стратегии критического мышления творческому развитию на уроках казахского языка и литературы // Молодой ученый. — 2016. — №26.1. — С. 14-17. — URL https://moluch.ru/archive/130/36290/ (дата обращения: 26.05.2018).



Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

Э. Хаббард.

Учитель, который шагает в ногу со временем, уже не может работать по “старинке”, и старается пополнить свои знания новыми педагогическими открытиями. Программа, основанная на конструктивистской теории, устанавливает перед учителем обязательство: концетрация усилия и внимания, прежде всего, на личности ученика. Критическое мышление — ведущее современное и актуальное обучение для казахстанских учителей. Ключевым показателем успешности преподавания является проведение учителем исследования и оценивания процесса самостоятельного постижения учеником смысла изучаемого, поскольку конструктивистский подход в обучении предполагает обязательное активное участие ученика в этом процессе, его ответственность за собственное обучение. [1]

В данное время нашему обществу для формирования личности нужны творчески мыслящие, умеющие в любой ситуации находить правильный выход. Развитие критического мышления просто необходимо.Технология развития критического мышления позволяет сделать работу на уроке интереснее и полезнее. Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Это способность ставить вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать решения. Стратегия критического мышления фокусирует внимание учащихся на проблемах и нахождении способов их решения.

Любой урок считается результативным, если ученик умеет грамотно излагать свою мысль, умеет рассуждать, а также выслушивает мнения своих одноклассников. По мнению Л.Выготского, учащийся развивает мышление и речь в результате социального взаимодействия с более знающими людьми в деятельность, имеющей конкретные цели.В результате участия ученика в деятельности и его интерактивного вербального общения с более умелым и более осведомленным человеком в повседневном решении задач, внешний,социально-опосредованный диалог постепенно интериоризуется и становится внутренним индивидуализированным ресурсом для развития мышления. [2] Соответственноо, на уроках ученикам предстоит активно участвовать во всех аспектах учебного процесса: они будут формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, консультировать друг друга, ставить цели для себя, отслеживать результаты, экспериминтировать с идеями, рисковать, и, безусловно, будут ошибки — это тоже неотьемлемая часть процесса обучения. Поэтому на уроках необходимо дать возможность высказаться, при этом напоминая о ценности доводов каждого. И вот тогда ученики действительно расскрываются, у них пропадает чувство боязни, от неправильно высказанного. Что я знал? Что хочу узнать? Что узнал? Объем работы дает возможность ребятам дать точный ответ на эти вопросы. Данные навыки будут очевидно проявляться при выполнении заданий, требующих от них рассмотрения и обсуждения определенных доказательств.

Использование критического мышления на уроках помогает раскрытию аналитического мышления, умению анализировать, делать выводы, развивает творческие способности, повышает самооценку. Дети в таком возрасте любят фантазировать, и все новое воспринимают с интересом. Стратегия критического мышления дает возможность учащимся всесторонне рассматривать текст, увеличить роль ученика в процессе обучения, учит высказывать свои мысли по теме, увеличивает уровень постановки вопросов. Так как это необходимо в нашем обществе, мы должны шагать в одну ногу со временем. Мы, как учителя должны помнить о том, что в наших руках жизнь и будущее детей. И именно в школе, на уроках казахского языка и литературы, выдвигаю перед ребятами проблему, в результате которой они должны найти пути решения этих проблем. Меняется характер таких уроков. На них процветает атмосфера взаимодоверия, взаимопомощи и сотрудничества. В такой обстановке ребенок спокоен и уверен в себе, а значит чувствует себя комфортно. Уроки становятся еще более разнообразными, эмоциональными, деятельными и творческими. Ребята с удовольствием посещают такие уроки и активно на них работают. В моём педагогическом арсенале много приёмов технологии. Некоторые дети предпочитают отдельные приёмы. Результат применения всегда бывает разный. Это зависит от темы урока, способностей учащихся, и что сейчас немаловажно, от эмоционального настроя ребенка. Не всем всегда нравятся приёмы, есть отрицательный опыт применения отдельных приёмов. В своей работе, на уроках казахского языка и литературы приемущественно, применяю технологию при изучении новой темы. Большое разнообразие приёмов и стратегий даёт большое поле для деятельности и размышлений. Стратегии, наиболее предпочитаемые, как учащимися, так и мной: «ПРИМА», «Шесть шляп мышления», «Ромашка Блума», «РАФТ»,«Кубизм», Мозаика «Джигсо», «Синквейн». Приёмы, наиболее часто используемые на уроках: различные виды таблиц (Т-таблица, концептуальная и др.), инсерт, ключевые слова, кластер, дерево предсказаний, лекция-визуализация, различные приёмы для прогнозирования материала, перепутанные логические цепочки, ассоциации. Некоторым детям нравится преподносить информацию творчески, по-новому. Поэтому приходится осуществлять дифференцированный подход и индивидуализацию. На уроках приходится дозировать «порции материала», так как не все дети могут работать в одном и том же темпе, не у всех одинаковая техника чтения. Некоторые приёмы технологии приходится адаптировать под свой, контингент учащихся, что не возбраняется. Используя названные приёмы технологии критического мышления, мы решаем очень важные задачи. Во-первых, делаем процесс обучения интересным. Во-вторых, формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха. И в-третьих, воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы. Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учётом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений Критическое мышление — это мышление, способное выдвинуть новые возможности, а это весьма существенно при решении многих проблем. Сегодня к выпускнику школы современной школы общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен: уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях. Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов. Сегодня оформляется новый социальный заказ на выпускника школы, отражающий тенденции развития современного общества. Сущность образования уже не сводится к усвоению знаний, умений и навыков. Для открытого образования приоритетной является цель, которая заключается в том, чтобы, как минимум, дать опыт самоопределения в некоторой сфере, осмысленный ответ человека на вопрос, чему и зачем он намерен учиться. А как максимум — передать ученику техники самоопределения, дать возможность увидеть потенциальные возможности, научить мыслить над выбором и помочь воспитать волю к самоопределению.

Приведем несколько видов интересных упражнений, связанных с созданием таблиц. Упражнение «Двойной дневник» дает возможность читателям тесно связать содержание текста со своим личным опытом. Особенно полезны двойные дневники, когда учащиеся получают задание прочитать какой-то большой текст дома, вне учебной аудитории. На одной стороне записываются фрагменты текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни. Возможно, возникли определенные аналогии из предыдущего опыта. Что-то просто озадачило или вызвало в душе резкий протест. На другой стороне предлагается дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какие вопросы возникли? Итак, читая текст, учащиеся должны время от времени останавливаться и делать подобные пометки в таблице. Конечно, такой прием заставляет вас быть более внимательным к прочитанному, поэтому вы с педагогом можете договориться о каком-то конкретном количестве выписок, которые будут сделаны по тексту. Хочется сказать о приеме «Письмо по кругу». Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Каждый ребенок читает написанное, затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным. «Письмо по кругу» можно использовать как на стадии вызова, чтобы выяснить жизненный опыт детей по тому или иному вопросу, так и для проверки знаний учащихся. Этот прием может служить и другим целям. У детей на уроках литературы часто возникает проблема с кратким пересказом художественных произведений, а «письмо по кругу» в увлекательной форме позволяет отработать этот навык. Чтение с остановками также удачно вписывается в уроки литературы. Данную стратегию я использую и во внеклассной работе. Материалом для ее проведения служит повествовательный текст. В начале урока учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Анализируя средства художественной выразительности, побуждаю учащихся к размышлению. Для развития критического мышления организую работу в группах — «обучение сообща» или «обучение в сотрудничестве», которая заключается в организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы. Еще один методический прием назван Таск-анализ. ТАСК — (это сокращение для слов Тезис — Анализ — Синтез — Ключ), его задача помочь ученикам научиться независимо размышлять об отдельных моментах текста. Метод этот представляет собой 10 последовательно заданных вопросов, над которыми в ходе чтения текста вам предстоит размышлять. Наиболее рационально ответы на вопросы занести в специально сконструированную таблицу. Здесь мы снова встречается с культурой вычленения тезисов и антитезисов того или иного текста. Таким образом, предлагаемый метод «заставит» относиться к текстам и в качестве читателей, и в качестве соавторов, это поможет вам устанавливать связь между чтением и разработкой доказательств. Сотрудничество достигается, когда читатель начинает предлагать идеи, дополняющие, оценивающие или подвергающие сомнению довод, приведенный автором. Кроме того, ТАСК поощряет читателя установить доброжелательную, но критическую связь с ценностями и убеждениями автора. Использование ТАСК поможет значительно улучшить вашу способность читать и оценивать прочитанное. Это наиболее очевидно проявляется при подготовке к групповой дискуссии в ходе выявления слабых мест в собственных доказательствах, таких, к примеру, как несоответствие материала, отсутствие доводов в защиту, ошибочность предубеждения, неуместные ссылки на авторитеты. Также улучшается умение учащихся составлять доказательства. [3]

Каждому уроку присущи собственные методические приемы и техники, направленные на развитие навыков критического мышления. Комбинируя их, можно планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости своих учеников, целями урока и объемом учебного материала. Комбинирование приемов помогает достичь и конечной цели применения технологии критического мышления — научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли в полном объеме извлекать необходимую информацию из любого текста, могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.

Литература:

  1. Руководство для учителя. Издание третье, 2012
  2. Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учебно-методическое пособие. — Новосибирск, 2011.
  3. Критическое мышление и новые виды грамотности. Сборник. Составитель О. Варшавер. — М., 2010.
  4. Тягло А. В., ВоропайТ. С. Критическое мышление: Проблема мирового образования XXI века.- Харьков: Университет внутренних дел, 2009.
  5. Успехи и вызовы сегодняшнего дня RWCT./ Под ред. С. Мерсеитовой и А. Иргебаевой. Казахстанская Ассоциация по Чтению. — Алматы, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, урок, ученик, текст, ребенок, процесс обучения, прием технологии, казахский язык, урок литературы, выпускник школы.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос