Технология развития профессионального интереса у студентов профессиональной образовательной организации | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 10.05.2015

Статья просмотрена: 1550 раз

Библиографическое описание:

Мазина О. Н. Технология развития профессионального интереса у студентов профессиональной образовательной организации [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 164-170. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8044/ (дата обращения: 19.06.2018).

В статье представлена технология развития профессионального интереса студентов профессиональной образовательной организации (на примере обучающихся по профессии «Повар, кондитер» Ташлинского политехнического техникума).

Ключевые слова: интерес, профессиональный интерес, развитие, технология, воспитательное мероприятие.

 

В государственной программе развития образования на 2013–2020 годы перед профессиональным образованием поставлена цель — существенно увеличить вклад профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию России, в повышение её глобальной конкурентоспособности, обеспечить востребованность экономикой и обществом каждого обучающегося. Учитывая это, ведущим направлением работы профессиональной образовательной организации в сложившейся ситуации является создание условий для формирования и развития у студентов личностных и профессиональных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, а также развитие творческой личности, умеющей адаптироваться в современных условиях.

Соответствовать этим требованиям может рабочий (служащий), обладающий профессиональной направленностью, стремящийся овладеть и совершенствовать свою профессиональную деятельность, т. е. обладающий развитым профессиональным интересом. Профессиональный интерес представляет собой непосредственное эмоциональное практико-познавательное отношение к профессии, при благоприятных условиях переходящее в направленность личности на конкретную профессиональную деятельность. Профессиональный интерес неизменно сопутствует успешной профессиональной деятельности.

Значительный вклад в исследование проблемы развития профессионального интереса у будущих рабочих внесли В. В. Арнаутов, Е. П. Гроссу, Л. А. Йовайша, В. И. Ковалев, С. П. Кряжде и др. [1,3,4]

Развитие профессионального интереса студентов профессиональной образовательной организации может и должно формироваться на наш взгляд, не только в учебной, но и внеучебной деятельности. В связи с этим система воспитательных мероприятий рассматривается нами как основа развития профессионального интереса обучающихся учреждений среднего профессионального образования.

Современная справочная литература понятие «интерес» раскрывает множественными трактовками: «Интерес — реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений, участвующих в них индивидов, социальных групп, классов»; «отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному» [7]. Несмотря на множество подходов к определению интереса, мнения исследователей сходятся при определении его параметров и характеристик, среди которых выделяют положительно окрашенную и избирательную обращенность обучающегося к разным сторонам учения. Таким образом, интерес это единство интеллектуальных, эмоциональных, волевых проявлений личности, ядро которого составляют мыслительные процессы.

В ракурсе проблемы нашего исследования для нас важно определить сущность понятия «профессиональный интерес». Следует отметить, что профессиональный интерес студентов формируется в деятельности, связанной с будущей профессией. В результате анализа теоретических источников по проблеме профессионального интереса в таблице 1 нами представлена содержательная характеристика данного понятия.

Таблица 1

Содержательная характеристика понятия «Профессиональный интерес»

Автор

Содержание понятия

В. В. Кревневич

направленность личности на успешное овладение выбранной профессией в результате осознания ее общественной и личной значимости и эмоциональной привлекательности

С. П. Кряжде

динамичный комплекс психических свойств, процессов, проявляющихся в избирательной познавательной и волевой активности, направленной на предполагаемую или приобретенную профессию

В. Г. Иванов

положительное отношение человека к определенной профессии, заключающееся в выделении ее из ряда других и стремлении больше узнать о ней

Е. П. Гроссу

направленность личности к определенной деятельности, стимулирующей развитие личности и ее творческие силы

В. Ф. Афанасьева

избирательное, эмоциональное, познавательное отношение, выражающееся в стремлении к определенной деятельности, к практическому овладению

Т. Л. Бухарина

избирательная активность в отношении предполагаемой профессии

 

Соответственно, в литературе по психологии и педагогике профессиональный интерес рассматривается как сложный комплекс психических свойств и состояний, включающий избирательную познавательную, эмоциональную и волевую активность, направленную на выбранную или выбираемую профессиональную деятельность.

Существуют различные подходы в определении структуры профессионального интереса. Ряд авторов (В. Ф. Афанасьев, Т. Л. Бухарина, В. В. Кревневич) [2] выделяют два компонента, входящих в структуру профессионального интереса: эмоциональный и познавательный. Однако выделение лишь двух компонентов, на наш взгляд, недостаточно полно раскрывает природу профессионального интереса, не учитывает волевую устремленность личности. Без усилий в преодолении трудностей невозможно овладеть будущей профессией. Стремление к определенной деятельности характеризуется волевой установкой личности, поэтому волевой компонент является одним из важных составляющих профессиональный интерес. Нужно отметить, что наряду с познавательным и эмоциональным компонентами в ряде работ выделяется и волевой (В. В. Арнаутов и др.) [1].

Профессиональный интерес проявляется «в избирательной познавательной, эмоциональной, волевой активности», — считает Н. А. Суханова [9]. В свою очередь, ученый Л. А. Йовайша [3] выделяет в структуре профессионального интереса такие компоненты как: любознательность, положительное эмоциональное отношение к определенному предмету, социальную установку к данной сфере деятельности, волевое усилие действовать в интересующей области, потребность в усвоении профессиональных знаний и навыков, потребность в повышении квалификации.

На основании анализа научной литературы А. В. Мордовская приходит к выводу, что структура профессионального интереса, состоящая из трех компонентов — познавательного, эмоционального и волевого — не отражает действенной позиции учащихся в овладении профессиональной деятельностью. В своем исследовании она рассматривает структуру, включающую четыре компонента: познавательный, эмоциональный, волевой и потребностно-деятельностный. Она трактует профессиональный интерес «как эмоционально окрашенное положительное и избирательное отношение школьников к определенной профессии, связанное со стремлением расширить знания и умения, характеризующиеся волевой установкой на овладение ею, потребностью в активной деятельности» [6].

Такой же точки зрения придерживается В. В. Арнаутов [1], который, опираясь на исследования Н. И. Виноградовой, А. Е. Голомштока, П. А. Рудика, Ф. К. Савиной, выделяет группы проявления профессионального интереса в деятельности: проявление в познавательной деятельности, выражающейся в стремлении к приобретению профессиональных знаний, осведомленности о содержании профессии; проявление в эмоционально-волевой сфере личности, выражающейся в положительном отношении к данному виду деятельности, осознание ее общественной значимости, в стремлении достичь высоких результатов; проявление в практической деятельности, выражающейся в стремлении к проверке способностей, желание самореализоваться в данной профессии и др. При таком подходе четко прослеживаются структурные компоненты профессионального интереса: познавательный (когнитивный), эмоциональный, волевой, потребностно-деятельностный [1], представленные на рисунке 1.

 

Рис. 1. Структура профессионального интереса (по В. В. Арнаутову)

 

Рассматривая специфику развития профессионального интереса у студентов профессиональной образовательной организации отметим, что формирование общих и профессиональных компетенций является основой реализации Федеральных государственных стандартов нового поколения для учреждений среднего профессионального образования. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта студенты должны обладать общими и профессиональными компетенциями, где под компетенцией понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Как мы видим, в ФГОС декларирована общая компетенция «ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес» [8]. Соответственно суть профессионального образования состоит уже не столько в изучении профессиональных и общеобразовательных дисциплин как таковых, а в использовании их для развития необходимых качеств, обеспечивающих профессиональную и социальную компетентность обучающихся.

Рассматривая особенности развития профессионального интереса у студентов нами было проведено анкетирование среди обучающихся первого курса по профессии «Повар, кондитер» Ташлинского политехнического техникума. При исследовании особенностей развития профессионального интереса нами были проведены следующие методики:

1) Методика анализа мотивационных факторов выбора профессии и будущей профессиональной деятельности «Выбор профессии». В анкетировании «Выбор профессии» приняли участие студенты первого курса по профессии «Повар, кондитер». Результаты анкетирования представлены на рисунке 2.

Анкетирование, проведенное у обучающихся позволило сделать следующие выводы. На вопрос «Сознательно ли Вы выбрали профессию, по которой сейчас обучаетесь?» 16 респондентов (80 %) ответили, что выбрали профессию повара, кондитера сознательно. На вопрос «Был ли страх при выборе профессии?» только 7 респондентов (35 %) ответили, что испытывали страх. Отвечая на вопрос «Кто повлиял на выбор Вашей профессии?» 10 респондентов (50 %) указали, что на выбор повлияли друзья и родственники; 5 респондентов (25 %), указали, что на их выбор повлияли родители; 5 респондентов (25 %) указали, что на их выбор оказала влияние профориентационная работа.

Результаты анкетирования показали, что более 80 % опрошенных обучающихся сознательно выбрали профессию повара, кондитера, по которой в настоящее время обучаются. Профориентация при этом повлияла примерно на 20 % обучающихся при выборе профессии. Однако за первый год обучения в техникуме лишь небольшая часть обучающихся (49 %) узнала много нового о профессии и улучшила свое отношение к ней. Такие результаты свидетельствуют о том, что необходимо осуществление специальной деятельности по развитию профессиональной мотивации и интереса к освоению профессии в техникуме.

Рис. 2. Результаты диагностики «Выбор профессии» среди обучающихся 1 курса по профессии «Повар, кондитер»

 

2) Методика «Шкала ранжирования мотивов». Обучающимся первого курса была предложена методика «Шкала ранжирования мотивов» в виде таблицы 2, где им предлагалось ознакомиться с 10‑ю предложенными мотивами и расположить их согласно собственной мотивации, при выборе профессии. В таблице 3 представлены полученные результаты по «Шкале ранжирования мотивов».

Таблица 2
Шкала внешних и внутренних мотивов
Мотив
Классификация мотивов

1 Интересная и многообразная деятельность

Внутренний мотив

2 Возможность применения личных способностей

Внутренний мотив

3 Возможность работать творчески

Внутренний мотив

4 Самостоятельность в работе

Внутренний мотив

5 Возможность самовыражения

Внутренний мотив

6 Возможность оказывать влияния на деятельность других людей

Внешний мотив

7 Возможность продвижения по службе (возможность карьеры)

Внешний мотив

8 Больший доход

Внешний мотив

9 Возможность общения

Внешний мотив

10 Возможность риска

Внешний мотив

 

Таблица 3

Результаты по шкале ранжирования мотивов

Мотивы

Результаты ранжирования

Интересная и многообразная деятельность

1

Возможность применения личных способностей

6

Возможность работать творчески

7

Самостоятельность в работе

2

Возможность самовыражения

2

Возможность оказывать влияние на деятельность других людей

3

Возможность продвижения по службе (возможность карьеры)

4

Больший доход

5

Возможность общения

4

Возможность риска

8

 

Таким образом, для обучающихся по профессии «Повар, кондитер» наиболее значимым является такой внутренний мотив как интересная и многообразная деятельность, а второе место в рейтинге у обучающихся занимают такие мотивы как самостоятельность в работе и самовыражение. Результаты свидетельствуют о том, что мотивы обучающихся нацелены на профессию, они достаточно хорошо осведомлены о своей будущей профессии, значит, в своих действиях они знают, чего хотят. Таким образом, задача педагогов состоит в том, чтобы продолжать развивать у обучающихся интерес к выбранной профессии на этапах ее приобретения, что подтверждает актуальность данной работы.

Как было отмечено нами ранее, значительными возможностями в развитии профессионального интереса составляют воспитательные мероприятия. Теоретический анализ литературы по проблеме организации воспитательных мероприятий позволил нам раскрыть сущность понятия «воспитательное мероприятие» как организованного и целенаправленного занятия с обучающимися воспитательного и образовательного характера, направленного на организацию досуга обучающихся [5]. Представим технологические аспекты развития профессионального интереса с использованием воспитательных мероприятий в виде программы.

Известно, что воспитательный процесс должен быть организован, это позволяет представить алгоритм действий при разработке программы воспитательных мероприятий, направленных на развитие профессионального интереса студентов следующим образом:

-          определение целей воспитательных мероприятий, описание ожидаемого результата;

-          обоснование содержания воспитательных мероприятий в контексте будущей профессиональной деятельности студентов;

-          выбор организационных форм воспитательных мероприятий по развитию профессионального интереса;

-          выбор процедур анализа программы и содержания воспитательных мероприятий.

В соответствии с предложенным алгоритмом рассмотрим основные этапы разработки программы воспитательных мероприятий, направленных на развитие профессионального интереса у студентов (рисунок 3). Целью проведения воспитательных мероприятий является формирование нравственной, правовой, физической, эстетической, социальной культуры и профессиональной направленности обучающихся. При проведении воспитательных мероприятий решаются следующие задачи: содействие обучающимся в овладении умениями и навыками организации социально значимой деятельности, развитие их творческих и иных способностей, ключевых умений, профессиональных качеств личности. Воспитательные мероприятия, проводимые в профессиональной образовательной организации, группе, должны быть частью реализации плана воспитательной работы профессиональной образовательной организации, группы и должны обеспечивать эффективное решение воспитательных задач.

Воспитательное мероприятие, организованное и проводимое в группе, профессиональной образовательной организации, должно отвечать следующим принципам:

-          добровольность участия обучающихся в соответствии с их интересами и способностями;

-          личностно-ориентированный подход в развитии и формировании личности обучающихся; систематичность в организации;

-          создание условий для проявления творческих возможностей, взглядов, мнений, свободы мысли;

-          сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы;

-          сочетание игры и социально востребованной деятельности с опорой на духовные ценности: добро, истину и красоту.

Надпись: Этапы разработки программы воспитательных мероприятий
Разработки

Программы воспитательных мероприятий

Рис. 3. Этапы разработки программы воспитательных мероприятий, направленных на развитие профессионального интереса у студентов

 

Алгоритм проведения воспитательного мероприятия включает в себя реализацию следующих этапов:

1)                 Диагностический этап (анализ педагогической ситуации): определение потребностей и интересов обучающихся; определение степени важности, актуальности мероприятия для обучающихся; постановка ориентировочных целей и задач; определение готовности и/или неготовности обучающихся к участию; диагностика своей компетенции в организации и проведении мероприятия, выявление необходимости привлечения круга лиц для оказания помощи.

2)   Этап целеполагания. На данном этапе осуществляется формулировка цели, задач и определение необходимых и достаточных условий для их эффективного решения.

3)   Этап планирования (мотивация обучающихся к активному участию в планировании воспитательных мероприятий, выбору форм организации). На данном этапе основным видом деятельности является помощь обучающимся в организации и проведении планирования через мозговой штурм, дискуссию, обсуждение.

4)   Этап подготовки и осуществления мероприятия: подготовка сценария; распределение ролей; организация репетиций; подготовка реквизита и костюмов, музыкального оформления, компьютерного сопровождения; привлечение к подготовке мероприятия специалистов, родителей, педагогов; проведение мероприятия.

5)   Этап рефлексии: анализ и оценка результатов мероприятия на основе сопоставления предполагаемых результатов с полученными; анализ результатов проведенного мероприятия; оценка собственной деятельности каждым участником.

Таким образом, технология разработки программы воспитательных мероприятий по развитию профессионального интереса студентов включает в себя постановку цели и задач воспитательного мероприятия, соответствие воспитательного мероприятия установленным принципам, описание алгоритма осуществления воспитательного мероприятия, выбор формы проведения воспитательного мероприятия, анализ и оценку осуществленного мероприятия.

 

Литература:

 

1.         Арнаутов, В. В. Развитие интереса к профессии учителя у студентов педколледжа в условиях учебно-научно-педагогического комплекса: автореф. дис. … канд. пед. наук / В. В. Арнаутов. — Волгоград, 1995. — 20 с.

2.         Бухарина, Т. Л. Формы и методы развития профессионального интереса учащихся при выборе профессии: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т. Л. Бухарина. — Москва, 1983. — 23 с.

3.         Йовайша, Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников / Л. А. Йовайша. — Москва: Педагогика, 1983.- 48 с.

4.         Кряжде, С. П. Психология формирования профессиональных интересов / С. П. Кряжде. — Вильнюс, 1981. — 386 с.

5.         Мазина, О. Н. Профилактика асоциального поведения учащихся профессионального лицея: учебное пособие / О. Н. Мазина. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. — 151 с.

6.       Мордовская, А. В. Основы профориентологии: учебное пособие для бакалавров / А. В. Мордовская, С. В. Панина, Т. А. Макаренко. — Москва: Юрайт, 2013. — 237 с.

7.         Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений: справ. пособие / С. И. Ожегов. — Москва: ИТИ Технологии, 2012. — 944 с.

8.         Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 N 798 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 260807.01 Повар, кондитер» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 № 29749) // КонсультантПлюс: Высшая школа: учеб. пособие. — Электрон. текстовые данные (400Мб). — [Москва]: КонсультантПлюс, 2013. — Вып. 19: К весеннему семестру 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

9.         Суханова, Н. А. Развитие профессиональных интересов старшеклассников как фактор будущего успешного профессионального выбора / Н. А. Суханова // Образование. Наука. Научные кадры. — 2013. — № 6. — С. 143–144.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональный интерес, профессиональная образовательная организация, внутренний мотив, воспитательное мероприятие, профессиональный интерес студентов, профессиональное образование, мероприятие, внешний мотив, выбор профессии, будущая профессия.

Ключевые слова

технология, развитие, интерес, профессиональный интерес, воспитательное мероприятие.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос