Иерархия ведущих мотивов учебной деятельности в аспекте преемственности образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (68) июнь-2 2014 г.

Дата публикации: 07.06.2014

Статья просмотрена: 3157 раз

Библиографическое описание:

Каргина, Е. М. Иерархия ведущих мотивов учебной деятельности в аспекте преемственности образования / Е. М. Каргина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 481-483. — URL: https://moluch.ru/archive/68/11569/ (дата обращения: 22.12.2024).

В статье представлен анализ иерархии ведущих мотивов учебной деятельности в аспекте преемственности образования. Исследование проводилось в контрольной (традиционные образовательные учреждения) и экспериментальной группах (образовательные учреждения Университетского комплекса) абитуриентов, студентов различных курсов обучения, молодых специалистов.

Ключевые слова: иерархия ведущих мотивов, учебная деятельность, преемственность образования, формирование профессиональной мотивации, Университетский учебный комплекс.

Изучению мотивов обучения обучающихся Ассоциации «Университетский учебный комплекс» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства способствовало проведение методики «Изучение мотивов учебной деятельности студентов», разработанной А. А. Реаном и В. А. Якуниным. [1, с. 434]. Данная методика предлагает студентам выбрать из списка приведенных мотивов учебной деятельности пять наиболее значимых.

Предлагаемый список содержит следующие мотивы:

1.      Стать высококвалифицированным специалистом.

2.      Получить диплом.

3.      Успешно продолжить обучение на последующих курсах.

4.      Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично».

5.      Постоянно получать стипендию.

6.      Приобрести глубокие и прочные знания.

7.      Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

8.      Не запускать изучение предметов учебного цикла.

9.      Не отставать от сокурсников.

10.  Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

11.  Выполнять педагогические требования.

12.  Достичь уважения преподавателей.

13.  Быть примером для сокурсников.

14.  Добиться одобрения родителей и окружающих.

15.  Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

16.  Получить интеллектуальное удовлетворение.

При качественном анализе ведущих мотивов учебной деятельности каждого студента и при всей выборке была определена частота выбора того или иного мотива.

При анкетировании студентов контрольной группы начинающих обучение в ПГУАС была выявлена следующая иерархическая последовательность ведущих мотивов учебной деятельности:

1.      Получить диплом

2.      Постоянно получать стипендию

3.      Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично».

4.      Не отставать от сокурсников.

5.      Добиться одобрения родителей и окружающих.

Выбранные мотивы учебной деятельности в контрольной группе отличает прагматическая направленность: получить диплом, получать стипендию. Доминируют мотивы, направленные на избежание неудач, а не на достижение успеха. Абитуриенты контрольной группы хотели бы не в учебе не отставать от сокурсников. Именно — не получить глубокие и прочные знания, а просто не быть хуже других студентов. На достижение этой же цели в большинстве случаев направлен выделенный мотив «Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично». Абитуриенты этой группы как бы учатся не для себя, не для будущей успешной профессиональной деятельности, а для родителей, окружающих, для оценки, о чем свидетельствует выделение мотива «Добиться одобрения родителей и окружающих». Таким же, каким несамостоятельным, нецеленаправленным был их выбор специальности и вуза, абитуриенты контрольной группы представляют и свою будущую учебную деятельность.

Ни один из выделенных мотивов учебной деятельности в контрольной группе не имеет связи с будущей профессиональной деятельностью. Будущие студенты не планируют ни «Стать высококвалифицированным специалистом», ни «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности». Не имея во внутреннем плане связи между представлениями «Я» — «профессия», обучающиеся не испытывают потребности в получении глубоких и прочных знаний для использования в будущей практической профессиональной деятельности. Считая учебу в вузе прихотью, желанием родителей: «Мама захотела дать мне высшее образование», обучающиеся контрольной группы не планируют «Получить интеллектуальное удовлетворение» от навязанной им близкими людьми учебной деятельности в вузе.

Тестирование абитуриентов экспериментальной группы показало, что ведущими мотивами их учебной деятельности являются:

1.      Стать высококвалифицированным специалистом.

2.      Получить диплом.

3.      Приобрести глубокие и прочные знания

4.      Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

5.      Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично».

Начинающие обучение в ПГУАС, пришедшие из учебных заведений Ассоциации «Университетский учебный комплекс», доминирующим мотивом выделяют потребность «стать высококвалифицированным специалистом». Получив общее или начальное профессиональное образование в УУК, абитуриенты этой группы имеют четкое представление о сущности своей будущей профессиональной деятельности и понимают, что для успешности в профессии необходимо стать высококвалифицированным специалистом, обладающим не просто достаточным объемом знаний, умений, навыков, а отличными знаниями.

Однако на втором месте в иерархии ведущих мотивов успешной деятельности стоит мотив получения диплома. Этот прагматический мотив присутствует в выборе как контрольной, так и экспериментальной групп. Возможно, диплом олицетворяет для учащихся своеобразный «пропуск» в будущую профессиональную жизнь, олицетворяет собой материальное выражение тех знаний, умений, навыков, которые были получены за время обучения в вузе.

Диплом является для абитуриентов пока недосягаемым символом успешности, оцененным выше, чем мотив приобретения глубокие и прочные знания, который занимает лишь третье место после мотива получения диплома.

Мотив «Приобрести глубокие и прочные знания» является для учащихся экспериментальной группы основополагающим для реализации мотива «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности», занимающего 4 место в списке доминирующих мотивов учебной деятельности.

Последнее место в иерархии мотивов занимает мотив «Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»», что вероятно, связано с прагматическим мотивом «Получить диплом». Для многих учащихся целью является не просто получить диплом, а получить максимально успешный диплом.

Аналогичная тестовая методика была предложена выпускникам ПГУАС 4–5 курсов. В контрольной группе в качестве основных мотивов обучения выпускниками были выделены следующие:

1.      Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично».

2.      Получить диплом.

3.      Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

4.      Приобрести глубокие и прочные знания

5.      Не отставать от сокурсников

Доминирующим мотивом в контрольной группе выпускников ПГУАС является мотив «Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»». Вероятно, этот мотив связан с мотивом «Получить диплом», занимающим второе место в иерархии, а не с мотивом «Приобрести глубокие и прочные знания», занимающим только предпоследнее место. Хорошие оценки для этих студентов не являются эквивалентом отличных знаний, а служат целью для получения хорошего диплома.

Проследив последовательность мотивов далее, можно сделать вывод, что обучающиеся ассоциируют получение диплома (а именно диплом с хорошими оценками) с успешностью будущей профессиональной деятельности.

В контрольной группе выпускников ПГУАС можно вывести следующую закономерность: «Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»» для того, чтобы «Получить диплом». «Получить диплом», чтобы «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности».

Последнее место в списке доминирующих мотивов учебной деятельности у выпускников ПГУАС контрольной группы занимает мотив «Не отставать от сокурсников», что подтверждает результаты тестов на достижение успехов и избегание неудач. Учащиеся, пришедшие в ПГУАС из традиционных учебных заведений, сохранили направленность на избегание неудач как во время обучения в вузе, так и в начале профессиональной деятельности. Мотив «Не отставать от сокурсников» является ярким проявлением этой направленности у выпускников ПГУАС 4–5 курсов.

В экспериментальной группе студентов выпускных курсов ПГУАС наиболее высоко были оценены такие мотивы обучения:

1.      Стать высококвалифицированным специалистом.

2.      Приобрести глубокие и прочные знания

3.      Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

4.      Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично».

5.      Получить диплом.

Ведущие места в данной иерархии занимают мотивы, связанные с будущей профессиональной деятельностью: «Стать высококвалифицированным специалистом», «Приобрести глубокие и прочные знания», «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности», что свидетельствует об успешной профессиональной мотивации во время обучения в вузе Ассоциации УУК.

Два последние места сохранились за прагматическими мотивами обучения: «Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»», «Получить диплом», присутствующими в списке мотивов абитуриентов ПГУАС. Но, в отличии от выпускников контрольной группы, мотив «Приобрести глубокие и прочные знания» предваряет мотивы хороших оценок и получения диплома. То есть главенствующим является получение знаний. Оценки лишь сопутствуют процессу получения знаний, а диплом является его материальным выражением.

Проанализировав изменения в ведущих мотивах учебной деятельности, происходящие в контрольной и экспериментальной группах абитуриентов и выпускников ПГУАС, можно сделать следующие выводы:

1)                   В контрольной группе одним из ведущих мотивов учебной деятельности является мотив получения диплома. Этот мотив сохранил доминирующие позиции вплоть до момента окончания вуза. Это свидетельствует и ложности мотива выбора специальности и вуза. Однако на выпускных курсах появляются мотивы учебной деятельности, связанные с будущей профессией. Но они играют меньшую роль, чем мотив получения оценок и диплома.

2)                   В экспериментальной группе, как на начальном этапе обучения, так и при окончании вуза ведущими мотивами учебной деятельности являются профессионально направленные мотивы, нацеленные на успешность будущей профессиональной деятельности. Это доказывает истинность мотивов выбора конкретной специальности и вуза в результате профессиональной мотивации в учебных учреждениях Ассоциации «Университетский учебный комплекс» ПГУАС [2].

Литература:

1.                  Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер. — 2002. — 512 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

2.                  Каргина, Е. М. Формирование профессиональной мотивации будущих специалистов (на примере Ассоциации «Университетский учебный комплекс»). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Пенза, 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, будущая профессиональная деятельность, контрольная группа, мотив, высококвалифицированный специалист, диплом, экспериментальная группа, знание, успешность, время обучения.


Похожие статьи

Исследование профессиональной самостоятельности обучающихся университетского учебного комплекса

В статье представлен анализ результатов исследования профессиональной самостоятельности обучающихся Университетского учебного комплекса. Исследование проводилось в контрольной (традиционные образовательные учреждения) и экспериментальной группах (обр...

Уровень мотивации студентов к обучению

В статье проводится анализ уровня мотивации студентов 2, 3 и 4 курсов специальности «Управление персоналом» к обучению в вузе. Мотивация разделена на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя — основана на личностных предпочтениях студента, сформированных до ...

Проблемы мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах

Математическое образование в современной российской школе является одним из ведущих в образовательной политике государства. Данная статья посвящена проблеме мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах, раскрыты некоторые причины низкой мотива...

Мотивация учебной деятельности студентов вузов различных стран

В статье показан сравнительный анализ мнений студентов российских, сербских и немецких вузов по вопросам отношения к учебной деятельности, мотивов и условий обучения, а также мероприятий стимулирования успешной учебы.

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Система формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже

В статье представлена система формирования профессионально-педагогической направленности студентов педагогического колледжа, отражающая основные принципы, компоненты, методы и формы, педагогические условия формирования направленности личности. Содерж...

Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения дополнительного образования детей на примере детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматриваются вопросы необходимости вариативного подхода к построению процесса образования детей в комплексной спортивной школе и его влияния на творческое развитие личности воспитанников спортивной школы. Вводится понятие неформального об...

Применение методов активного обучения в высшей школе (на примере курса «Основы гендерной психологии»)

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации продуктивной профессиональной подготовке будущих учителей в образовательной процессе высшей школы. Особое внимание уделено методам активного обучения. На примере курса «Основы генде...

Внедрение образовательных трендов в процесс обучения географии на этапе старшей школы

Статья посвящена проблеме поиска перспективных методов и технологий в преподавание школьного курса географии в старших классах. В статье выделяется актуальность формирования информационной географической мобильности обучающихся старших классов. Опред...

Образовательные технологии на уроках внеклассного чтения по зарубежной литературе

В статье представлен комплексный анализ применения современных образовательных технологий при организации внеклассного чтения произведений зарубежной литературы в средней школе. На основе практического опыта и экспериментальных данных демонстрируется...

Похожие статьи

Исследование профессиональной самостоятельности обучающихся университетского учебного комплекса

В статье представлен анализ результатов исследования профессиональной самостоятельности обучающихся Университетского учебного комплекса. Исследование проводилось в контрольной (традиционные образовательные учреждения) и экспериментальной группах (обр...

Уровень мотивации студентов к обучению

В статье проводится анализ уровня мотивации студентов 2, 3 и 4 курсов специальности «Управление персоналом» к обучению в вузе. Мотивация разделена на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя — основана на личностных предпочтениях студента, сформированных до ...

Проблемы мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах

Математическое образование в современной российской школе является одним из ведущих в образовательной политике государства. Данная статья посвящена проблеме мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах, раскрыты некоторые причины низкой мотива...

Мотивация учебной деятельности студентов вузов различных стран

В статье показан сравнительный анализ мнений студентов российских, сербских и немецких вузов по вопросам отношения к учебной деятельности, мотивов и условий обучения, а также мероприятий стимулирования успешной учебы.

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Система формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже

В статье представлена система формирования профессионально-педагогической направленности студентов педагогического колледжа, отражающая основные принципы, компоненты, методы и формы, педагогические условия формирования направленности личности. Содерж...

Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения дополнительного образования детей на примере детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматриваются вопросы необходимости вариативного подхода к построению процесса образования детей в комплексной спортивной школе и его влияния на творческое развитие личности воспитанников спортивной школы. Вводится понятие неформального об...

Применение методов активного обучения в высшей школе (на примере курса «Основы гендерной психологии»)

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации продуктивной профессиональной подготовке будущих учителей в образовательной процессе высшей школы. Особое внимание уделено методам активного обучения. На примере курса «Основы генде...

Внедрение образовательных трендов в процесс обучения географии на этапе старшей школы

Статья посвящена проблеме поиска перспективных методов и технологий в преподавание школьного курса географии в старших классах. В статье выделяется актуальность формирования информационной географической мобильности обучающихся старших классов. Опред...

Образовательные технологии на уроках внеклассного чтения по зарубежной литературе

В статье представлен комплексный анализ применения современных образовательных технологий при организации внеклассного чтения произведений зарубежной литературы в средней школе. На основе практического опыта и экспериментальных данных демонстрируется...

Задать вопрос