В данной статье средства развития творческой активности студентов из опыта работы педагогов ОГБПОУ «Костромской техникум торговли и питания». Показана роль творческой активности в формировании специалиста конкурентоспособного на рынке труда.
Ключевые слова:творческаяактивность, образование, рабочая тетрадь.
Происходящие преобразования в российской экономике обусловили повышение требований работодателей к уровню квалификации работников, их профессиональной компетентности, навыкам творческой деятельности.
Основными показателями качества подготовки специалистов в настоящее время являются: достаточный профессионализм; творческое мышление и способность к самообразованию. Подготовка специалиста, конкурентного на рынке реального производства, владеющего умениями и знаниями по своей специальности, имеющих практический, пусть и небольшой, опыт предполагает использование в процессе обучения методов, способствующих развитию творческой активности студентов.
Под творческой активностью понимается способность к реализации собственных креативных усилий в учебной и профессиональной деятельности в соответствии с индивидуальными интересами и целями.
Показателями творческой активности студента могут считаться новизна оригинальность, отстранение от шаблона, ломка традиций, неожиданность, целесообразность, ценность, перенос знаний из одной предметной области в другую или в сферу профессиональных компетенций. Творческая активность является неиссякаемым резервом профессионального роста и личностного развития человека.
Главная цель развития творческой активности студентов — воспитание подлинно творческой свободной личности
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи
- формировать у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;
- развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;
- воспитывать интерес к участию в творческой деятельности;
- формировать профессиональный кругозор и творческий подход к своей профессиональной деятельности.
Современная ориентация образования на формирование компетенций предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых студент может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою потребность выразить себя как субъект обучения и проявить себя в профессиональной сфере.
Педагогами ОГБПОУ «Костромской техникум торговли и питания» создаются следующие условия, способствующие развитию творческой активности:
1. организация активной деятельности всех студентов на учебных занятиях (применение педагогических приемов, интерактивных технологии и активных форм организации учебного процесса);
2. включение творческих заданий исследовательского характера профессиональной направленности во внеаудиторную самостоятельную работу;
3. применение современных средств обучения;
4. включение студентов в систему профессиональных конкурсных мероприятий различного уровня, от уровня техникума до — международного.
К активным формам деятельности относятся такие формы организации образовательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию обучаемых и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования.
Например, студентам предлагается перевести рецепт из неспециализированной литературы (журнал, интернет) в технологическую карту блюда; или составить конкретный перечень блюд по предложенным ингредиентам.
Одним из способов развития общих компетенций служат деловые игры [1]. В техникуме существует практика проведения обобщающих занятий в форме игры. Опыт работы показывает, что подготовка к итоговым занятиям для студентов всегда сопряжена с психологическим дискомфортом. Игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего студента не просто механически припомнить известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать лишнее, сопоставлять, оценивать. Процесс должен быть организован так, чтобы каждый студент стремился решить учебные задачи своими силами, и умел работать в группах.
Эффективной формой организации современного урока производственного обучения являетсямастер-класс. У педагогов торгового отделения техникума сложилась система проведения уроков учебной практики в форме мастер-класса. Именно такая форма организации урока имеет большой потенциал для развития творческой активности студентов. Например, уроки производственного обучения ПМ.01 «Продажа непродовольственных товаров», темы «Упаковка товаров» и «Продажа галантерейных товаров», традиционно проводятся мастерами производственного обучения в форме мастер-классов «Дизайнерская и подарочная упаковка» и «Магия платка». В рамках этих мастер-классов педагоги не только демонстрируют эксклюзивные трудовые дизайнерские приёмы, организуют деятельность студентов по их присвоению, но и на этапе оценивания результатов самостоятельной работы на уроке, вводят критерий «Оригинальность исполнения (нестандартный, творческий подход к выполнению задания)». Это несомненно мотивирует студентов к проявлению своего творческого потенциала.
Самостоятельная работа является одной из важнейших составляющих учебного процесса в ходе, которой происходит формирование навыков, умений и знаний, и в дальнейшем обеспечивается усвоение студентами приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способность решать профессиональные задачи. Учебные задания творческого уровня направлены на решение проблемных вопросов задач или производственных ситуаций.
Приводим примеры некоторых заданий для внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Дисциплина «Технология продукции общественного питания для различных категорий потребителей»: Разработать цикличное двухнедельное диетическое меню для диеты № 7». Это задание послужило основой для разработки совместного практического проекта по организации лечебного питания в нефрологическом отделении Костромского филиала ЧУ «Медико-образовательной организации «НЭС», который реализуется на базе техникума по настоящее время, на основании договора о сотрудничестве.
2. Дисциплина «Математика»: Подготовить сообщение по теме «Фракталы: наука и искусство. Студент Иванов Л. использовал содержание данной работы для подготовки к конкурсу «Интеллект ХХI» в рамках Десятой региональной олимпиады технического творчества «Радуга талантов» студентов профессиональных образовательных организаций Костромской области (2014 г), целью которой является «…развитие творческого потенциала обучающихся и студентов с креативным мышлением, подготовка их к успешной деятельности».
3. Дисциплина «Иностранный язык»: Подобрать пословицы, поговорки связанные с профессией. Перевести и подобрать русский эквивалент. Следует отметить, что ряд студентов подошли к выполнению этого задания не формально, в частности Сизов С., представил в своей работе более 30 пословиц и поговорок. Ему было предложено обобщить опыт свой работы и представить результаты на конференции в Шестнадцатой областной научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее»
Разработка новых методов и приёмов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, требует применение принципиально новых средств обучения.
В последнее время деятельность педагога техникума по формированию новых знаний и умений немыслима без средств организации познавательной деятельности обучающихся (опорных сигналов, структурно-логических средств, листов рабочей тетради, обобщенных алгоритмов решения задач и т. д.)
Рабочие тетради являются средством развития познавательной активности и организации профессиональной самостоятельности работы студентов. При разработке, формировании рабочей тетради педагоги техникума руководствуются следующими правилами:
- Все задания начинаются побудительными словами: Изобразите…; Сделайте…; Обозначьте…; Выделите…; Проанализируйте…; Классифицируйте…, Предложите рациональное решение…; и т. д.;
- Задания в рабочей тетради представлены в разных формах: тестовой с выбором ответа, классификацию и обобщение различных фактов, решение расчетных задач различных типов, решение ситуационных заданий;
- Задания обеспечивают усвоение знаний, на репродуктивном, конструктивном и творческом уровне.
При подборе вопросов и заданий реализуется дифференцированный подход: степень сложности заданий возрастает от контрольных вопросов, требующих простого воспроизведения определенной известной информации, до заданий, требующих установить межпредметные связи, или заданий, требующих умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения.
Применение дидактических пособий в обучении дает следующие результаты
- улучшает качество образования,
- повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации,
- дает возможность реализации перспективных методов обучения,
- обеспечивает проверку уровня усвоения содержания каждой темы предмета.
Наряду с рабочими тетрадями педагоги техникума работают над формированием электронных образовательных ресурсов. Например, в декабре 2014 года педагогами отделения общественного питания презентовано учебно-методическое пособие для реализации МДК 07.01 «Технология приготовления сладких блюд и напитков».
Большим потенциалом для формирования творческой составляющей профессиональных компетенций студентов техникума обладают олимпиады и конкурсы профессионального мастерства. В техникуме сложилась система конкурсных мероприятий, которая позволяет уже на первом курсе выявить талантливых студентов с высоким уровнем творческого потенциала, индивидуально сопровождать их обучение, выращивать призёров региональных, Всероссийских и Международных соревнований.
Таким образом, необходимыми условиями для развития творческой активности являются
- совершенствование содержания учебного процесса;
- повышение уровня его организации;
- внедрение эффективных форм и методов обучения;
- широкое применение в учебном процессе современных средств обучения
- конкурсное движение (предметные олимпиады и конкурсы профессионального мастерства).
Активизация творческой работы студентов нашего техникума призвана, не только пробудить и поддержать интерес к различным дисциплинам и модулям, но главное, сформировать потребность к реализации собственных креативных способностей в учебной и профессиональной деятельности, что, в конечном итоге, приводит к формированию выпускника — специалиста, конкурентного на рынке реального производства.
Литература:
1. Белоруссова Е. В. Деловая игра как средство развития творческой активности студентов в условиях профессионального образования // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 218–220.