Исследование профессиональной самостоятельности обучающихся университетского учебного комплекса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (68) июнь-2 2014 г.

Дата публикации: 07.06.2014

Статья просмотрена: 86 раз

Библиографическое описание:

Каргина, Е. М. Исследование профессиональной самостоятельности обучающихся университетского учебного комплекса / Е. М. Каргина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 478-481. — URL: https://moluch.ru/archive/68/11568/ (дата обращения: 19.10.2024).

В статье представлен анализ результатов исследования профессиональной самостоятельности обучающихся Университетского учебного комплекса. Исследование проводилось в контрольной (традиционные образовательные учреждения) и экспериментальной группах (образовательные учреждения Университетского комплекса) абитуриентов, студентов различных курсов обучения, молодых специалистов.

Ключевые слова: профессиональная самостоятельность, выбор профессии, формирование профессиональной мотивации, Университетский учебный комплекс.

Важной чертой квалифицированного специалиста является профессиональная самостоятельность, исследование которой было произведено с помощью методики «Самостоятельны ли Вы?» [1, с. 97]. Исследование проводилось в контрольной (традиционные образовательные учреждения) и экспериментальной группах (образовательные учреждения Университетского учебного комплекса Пензенского государственного университета архитектуры и строительства) абитуриентов, студентов различных курсов обучения, молодых специалистов.

В контрольной и экспериментальной группах, начинающих обучение в ПГУАС, были получены результаты, показанные в таблице 1.

Таблица 1

Результаты тестирования групп начинающих обучение в ПГУАС с помощью методики «Самостоятельны ли Вы?»

Баллы

Интерпретация

К. гр.

Эк. гр.

30–44

Вы излишне самостоятельны во всех отношениях. Вы не только не терпите какого-либо вмешательства в Ваши дела, но и не можете прислушаться к чужому мнению. Уверены ли Вы, что всегда сможете точно оценивать плюсы и минусы какого-либо решения? Не проявляете ли Вы излишнее упрямство в достижении какой-нибудь цели? Помните, что самоуверенность хороша только в меру, в противном случае она превращается в недостаток.

2 %

11 %

15–29

У Вас сильный характер. Вы неплохо переносите стрессы. Вы надежный друг. Ваша уверенность в себе, в будущем обоснована. Вы независимы, но всегда прислушиваетесь к мнению окружающих, которые Вас за это ценят.

19 %

81 %

0–14

Вы очень нерешительны. Настолько, что это граничит с малодушием. Станьте более самостоятельным, и у Вас появится уверенность в себе, которой Вам так не хватает.

79 %

8 %

Большая часть (79 %) начинающих обучение, пришедших из традиционных учебных заведений, излишне нерешительны. Недостаток самостоятельности объясняет пассивность и случайность в выборе будущей профессиональной деятельности. Родители и учителя, подавляющие или просто не способствующие развитию самостоятельности, решительности, оказали решающее влияние при поступлении в выборе вуза и специальности. Но это влияние носило не консультирующий и ориентирующий характер, а имело авторитарные черты. Отсутствие самостоятельности побудило учащихся ориентироваться в этом выборе на советы друзей или знакомых. Нерешительность заставила абитуриентов идти по пути избегания неудач, выбирая вуз не по интересу и способностям, а по доступности для поступления.

Лишь 19 % опрошенных в контрольной группе обладают достаточно развитым уровнем самостоятельности и 2 % излишне самостоятельны в поступках и решениях.

Таким образом, в целом лишь 21 % всех абитуриентов контрольной группы способны к самостоятельному принятию решений, постановке целей и обладают необходимой долей целеустремленности в достижении поставленной цели.

Обратное явление наблюдается в экспериментальной группе начинающих обучение в ПГУАС. Преобладающая часть студентов: 81 % и 11 % набрали более 15 баллов, что свидетельствует о высокой степени сформированности самостоятельности личности. Лишь 8 % опрошенных нерешительны, несамостоятельны. Это обосновывает факт раннего выбора профессии и пути по ее достижению — Университетский учебный комплекс, где развитию качества самостоятельности при профессиональной мотивации уделялось значительное внимание.

Тестовая методика «Самостоятельны ли Вы?» была предложена и выпускникам университета (4–5 курсы). Согласно полученным данным, сократилось число студентов контрольной группы, неуверенных в себе: с 79 % до 51 %. Соответственно увеличилось число учащихся, способных на самостоятельное принятие решения. Однако суммарные показатели свидетельствуют о недостаточном количестве самостоятельных в поступках, суждениях и решениях выпускников.

В экспериментальной группе произошли положительные изменения. Число студентов, набравших более 15 баллов (достаточный уровень самостоятельности) возросло с 92 % до 95 %. Это явилось следствие продолжения традиции уважения и принятия самостоятельности обучающихся, начатой в УУК.

Тестирование этой методикой молодых специалистов показало некоторые изменения. Как в контрольной, так и в экспериментальной группах прослеживаются положительные тенденции, отмеченные в категории «Выпускники ПГУАС»: заметно снизилось число неуверенных в себе молодых людей, но этот показатель значительно ниже в экспериментальной группе — 1 % нерешительных в экспериментальной группе против 32 % в контрольной.

Изменения, происходящие в контрольных и экспериментальных группах всех выделенных категорий, показаны в сводной таблице 2 и на гистограммах 1–4.

Таблица 2

Результаты тестирования выделенных групп опрашиваемых ПГУАС с помощью методики «Самостоятельны ли Вы?»

Баллы

Интерпретация

Начинающие

Выпускники

Работающие

Конт.

Эксп.

Конт.

Эксп.

Конт.

Эксп.

30–44

Излишняя самостоятельность

2 %

11 %

7 %

18 %

18 %

27 %

15–29

Достаточный уровень сам-ти

19 %

81 %

42 %

77 %

50 %

72 %

0–14

Нерешительность

79 %

8 %

51 %

5 %

32 %

1 %

Рис. 1. Рост числа студентов, набравших более 15 баллов (достаточно высокий уровень самостоятельности) вконтрольной группе

Рис. 2. Рост числа студентов, набравших более 15 баллов (достаточно высокий уровень самостоятельности) вэкспериментальной группе

Рис. 3. Снижение числа студентов с низким уровнем самостоятельности (менее 14 баллов) вконтрольной группе

Рис. 4. Снижение числа студентов с низким уровнем самостоятельности (менее 14 баллов) вэкспериментальной группе

Данные положительные тенденции явились следствием решения в ходе исследования следующих задач [2]:

-          осуществление опытно-экспериментальной проверки программы по реализации Концепции профилизации образовательной среды;

-          реализация инновационной структуры и содержания взаимодействия компонентов профилизации региональной системы образования;

-          реализация модели профилизации образовательной среды на основе условий, способствующих социально-педагогическому проектированию в рамках Концепции профилизации образовательной среды [3];

-          формирование самодостаточной субъектной основы профилизации образовательной среды, на основе формирования ее готовности к деятельности в условиях профилизации образовательной среды.

Литература:

1.                  Москвина, Л. Энциклопедия психологических тестов. — Саратов, издательство «Научная книга». — 1996. — 336 с.

2.                  Каргина, Е. М. Формирование профессиональной мотивации будущих специалистов (на примере Ассоциации «Университетский учебный комплекс»). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Пенза, 2004.

3.                  Каргина, Е. М. Профилизация образовательной среды: концепция и модель формирования. Монография. ПГУАС, Пенза, 2011. — 148 с.

Основные термины (генерируются автоматически): экспериментальная группа, образовательная среда, Университетский учебный комплекс, балл, контрольная группа, помощь методики, высокий уровень самостоятельности, профессиональная мотивация, профессиональная самостоятельность, различный курс обучения.


Похожие статьи

Иерархия ведущих мотивов учебной деятельности в аспекте преемственности образования

В статье представлен анализ иерархии ведущих мотивов учебной деятельности в аспекте преемственности образования. Исследование проводилось в контрольной (традиционные образовательные учреждения) и экспериментальной группах (образовательные учреждения ...

Технология развития профессионального интереса у студентов профессиональной образовательной организации

В статье представлена технология развития профессионального интереса студентов профессиональной образовательной организации (на примере обучающихся по профессии «Повар, кондитер» Ташлинского политехнического техникума).

Межшкольный учебный комбинат Тулы в образовательной системе города: история и современность

Статья представляет собой опыт рассмотрения деятельности межшкольного учебного комбината в образовательной системе г. Тулы. Работа определяет основные вехи развития учебного комбината, характеризует деятельность образовательного учреждения в прошлом ...

Учебно-исследовательская работа студентов технологического образования инженерно-педагогического профиля

Статья посвящена проблеме обучения студентов технологического образования научной деятельности в рамках учебно-исследовательской работы. Рассматриваемые проблемы соответствующего уровня современного научно-технического прогресса, способствует в выраб...

Модель формирования профессиональной компетентности будущих операторов компьютерного набора в профессионально-технических учебных заведениях

В статье представлены результаты исследований относительно подготовки рабочих по профессии «оператор компьютерного набора». Представлена и описала модель формирования их профессиональной компетентности в процессе профессиональной подготовки в професс...

Предпосылки успеха учебной деятельности и самоорганизации студентов первого и второго года обучения

Опираясь на теоретические и экспериментальные исследования в области педагогической психологии и собственный опыт практической работы на ИИМОП КНУ, автор развивает идею об успешности профессиональной деятельности студентов-психологов первых годов обу...

Активизация самостоятельной работы студентов технического вуза при обучении профессиональному иностранному языку

В данной статье рассматривается проблема самостоятельности и самостоятельной работы студентов (СРС) в процессе обучения. Представлены толкования сущности СРС различными педагогами-исследователями. В статье приводится сравнение самостоятельной работы ...

Самостоятельная работа в процессе формирования математической культуры студентов учетно-экономического профиля университетов

В статье рассматриваются этапы формирования математической культуры студентов учетно-экономического профиля университетов. Определены понятия: математическая культура студента учетно-экономического профиля университетов. Указаны отличительные особенн...

Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Индивидуальный подход к обучению курсантов военных образовательных организаций высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности военно-педагогического процесса с точки зрения повышения его эффективности в рамках проведения учебных занятий преподавателями. Подробно описываются результаты изучения социально-психологического типа личности сов...

Похожие статьи

Иерархия ведущих мотивов учебной деятельности в аспекте преемственности образования

В статье представлен анализ иерархии ведущих мотивов учебной деятельности в аспекте преемственности образования. Исследование проводилось в контрольной (традиционные образовательные учреждения) и экспериментальной группах (образовательные учреждения ...

Технология развития профессионального интереса у студентов профессиональной образовательной организации

В статье представлена технология развития профессионального интереса студентов профессиональной образовательной организации (на примере обучающихся по профессии «Повар, кондитер» Ташлинского политехнического техникума).

Межшкольный учебный комбинат Тулы в образовательной системе города: история и современность

Статья представляет собой опыт рассмотрения деятельности межшкольного учебного комбината в образовательной системе г. Тулы. Работа определяет основные вехи развития учебного комбината, характеризует деятельность образовательного учреждения в прошлом ...

Учебно-исследовательская работа студентов технологического образования инженерно-педагогического профиля

Статья посвящена проблеме обучения студентов технологического образования научной деятельности в рамках учебно-исследовательской работы. Рассматриваемые проблемы соответствующего уровня современного научно-технического прогресса, способствует в выраб...

Модель формирования профессиональной компетентности будущих операторов компьютерного набора в профессионально-технических учебных заведениях

В статье представлены результаты исследований относительно подготовки рабочих по профессии «оператор компьютерного набора». Представлена и описала модель формирования их профессиональной компетентности в процессе профессиональной подготовки в професс...

Предпосылки успеха учебной деятельности и самоорганизации студентов первого и второго года обучения

Опираясь на теоретические и экспериментальные исследования в области педагогической психологии и собственный опыт практической работы на ИИМОП КНУ, автор развивает идею об успешности профессиональной деятельности студентов-психологов первых годов обу...

Активизация самостоятельной работы студентов технического вуза при обучении профессиональному иностранному языку

В данной статье рассматривается проблема самостоятельности и самостоятельной работы студентов (СРС) в процессе обучения. Представлены толкования сущности СРС различными педагогами-исследователями. В статье приводится сравнение самостоятельной работы ...

Самостоятельная работа в процессе формирования математической культуры студентов учетно-экономического профиля университетов

В статье рассматриваются этапы формирования математической культуры студентов учетно-экономического профиля университетов. Определены понятия: математическая культура студента учетно-экономического профиля университетов. Указаны отличительные особенн...

Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Индивидуальный подход к обучению курсантов военных образовательных организаций высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности военно-педагогического процесса с точки зрения повышения его эффективности в рамках проведения учебных занятий преподавателями. Подробно описываются результаты изучения социально-психологического типа личности сов...

Задать вопрос