В статье рассматривается проблема профилизации образовательной среды на этапе профессионального образования. Анализируется концепция профилизации в контексте методологического, теоретического, содержательного и субъектного аспектов. Приводится программа профилизации профессиональной образовательной среды.
Ключевые слова: профилизация, образовательная среда, профессиональное образование, концепция.
Под профилизацией профессиональной образовательной среды нами понимается процесс дифференциации взаимодействия системы профессионального образования и совокупности источников образования в референтной социальной среде, интеграция деятельности которых на основе системно-деятельностного подхода, личностной ориентированности, акмеологичности и аксиологичности действия участников педагогического процесса позволяет учитывать интересы, склонности, способности и потребности студентов и осуществлять процесс их активного самоопределения.
Разработана концепция профилизации профессиональной среды, включающая:
Первое концептуальное положение (методологический аспект), определяющее методологию исследования, заключается в системно-деятельностном обосновании развития структуры и содержания профилизированной профессиональной образовательной среды на основе выявления ведущих аксиологических аспектов и акмеологического содержания взаимодействия его участников.
Второе концептуальное положение (теоретический аспект), определяющее теоретическую основу исследования: основываясь на концептуальном характере профилизации, следует рассматривать следующие уровни определения и реализации факторов, определяющих необходимость профилизации профессиональной образовательной среды: содержание государственной политики в области образования и потребности общества в профилизации образовательной среды; федеральный уровень определения стратегии профилизации системы образования; региональный уровень тактических действий по профилизации системы образования; уровень субъектной основы образовательной деятельности и развития системы образования; уровень взаимодействия корректирующих факторов и профилизации образования.
Третье концептуальное положение (содержательный или практический аспект), определяющее содержание исследования: о создании инновационной структуры профилизации профессионального образования на базе многопрофильного образовательного комплекса и реализации модели профилизации профессиональной образовательной среды на основе условий (организация педагогического сопровождения личностно-направленного развития учащегося, дифференциация педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей, интересов, способностей и потребностей личности студента, формирование мотивации участников педагогического процесса к деятельности в условиях профилизации образовательной среды, формирование готовности участников педагогического процесса к деятельности в условиях профилизации профессиональной образовательной среды), способствующих социально-педагогическому проектированию в рамках Концепции профилизации.
Четвертое концептуальное положение (субъектный аспект), определяющее субъектную основу исследования: о формировании компетентной самодостаточной субъектной основы профилизации профессиональной образовательной среды средствами социально-педагогического проектирования на основе формирования и развития таких личностных качеств студента, как: профессионально-направленная активность участников профилизированного образовательного процесса; профессиональная мотивация; личностный смысл профессиональной подготовки в профилизированной образовательной среде [1] и др.
На основе принципа преемственности [2] разработана программа профилизации профессиональной образовательной среды, включающая в себя:
1. Формирование мотивации участников педагогического процесса к деятельности в условиях профилизации профессиональной образовательной среды:
- создание учебного профессионального студенческого центра;
- формирование на базе профессиональных учебных заведений Ассоциации «Университетский учебный комплекс» центра «Лидерство»;
- организация трудового лагеря с профессиональной направленностью;
- создание Учебно-научно-производственного комитета (УНПК), деятельность членов которого направлена на решение вопросов проектирования, руководства и участия в строительстве объектов по договорам;
- обеспечение в рамках УНПК непрерывной практической подготовки студентов и учащихся с включением производительного труда на завершающем этапе обучения;
- привлечение для учебной и практической работы со студентами и учащимися в установленном порядке высококвалифицированных специалистов предприятий и других образовательных учреждений города;
- проведение УНПК научно-исследовательских, опытно-конструкторских и исследовательских работ по важнейшим научно-техническим проблемам;
- активное участие вуза Ассоциации в решении экономических проблем региона, а также активное взаимодействие с представителями бизнеса;
- проведение «Дней карьеры», на которых студенты узнают у работодателей о деятельности предприятий, предлагаемых вакансиях, и имеют возможность пройти собеседование по трудоустройству;
- продолжение проведения на качественно-новом уровне на базе Ассоциации «Университетский учебный комплекс» ПГУАС при участии Министерства образования РФ, Союза архитекторов России, администрации г. Пензы Всероссийского конкурса архитектурно-художественного творчества им. В. Е. Татлина (с 2004 года);
- обеспечение преемственности с этапом общего образования в организации мастер-классов по рисунку и композиции, олимпиады по живописи, композиции, рисунку и черчению в рамках конкурса архитектурно-художественного творчества им. В. Е. Татлина (с 2004 года).
- использование возможностей предметной подготовки в вопросе формирования мотивации участников педагогического процесса к деятельности в условиях профилизации образовательной среды, в частности, на основе реализации социально-педагогического проекта «Образ «Я» в иноязычной культуре».
2. Формирование готовности участников образовательного процесса к деятельности в условиях профилизации профессиональной образовательной среды:
- создание необходимой и достаточной информационной среды на основе обеспечения доступа учащихся, родителей и педагогов к библиотечному фонду Университетского учебного комплекса и другим его информационным ресурсам;
- обмен опытом педагогических коллективов университетских комплексов на ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Университетский комплекс — форма инновационного развития образовательных учреждений» на базе Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики;
- проведение профессиональных консультаций с целью установления соответствия индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей студента специфическим требованиям той или иной профессии [3];
- обеспечение курсовой подготовки работников учреждений профессионального образования, входящих в состав Ассоциации «Университетский учебный комплекс», в учреждениях дополнительного профессионального образования;
- реализация внутриорганизационной системы повышения квалификации педагогических и управленческих кадров по проблемам организации профильного профессионального образования.
3. Организацию педагогического сопровождения профессионально-направленного развития учащегося:
- реализация социально-педагогических проектов «Реализация принципа непрерывности подготовки в условиях деятельности многопрофильного образовательного комплекса», «Комплексная поэтапная система непрерывной практической подготовки и трудоустройства студентов высших учебных заведений», предусматривающих профессиональное образование в качестве одного из этапов профильной среды;
- разработка стратегического плана развития Ассоциации «Университетский учебный комплекс» и информационной инфраструктуры для взаимодействия с рынком труда, производством;
- методическое и технологическое обеспечение участников педагогического процесса на этапе профессионального образования;
- налаживание контактов с предприятиями региона для возможной стажировки студентов на основе реализации системы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников системы профессионального образования в целях снижения уровня безработицы среди молодежи;
- предоставление возможности студентам получения второго высшего образования параллельно с первым;
- создание информационной базы для прогнозирования объемов подготовки и переподготовки кадров нужных профессий в соответствии с потребностями рынка труда, создание системы постоянного мониторинга текущих и прогнозирование перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации;
- проведение комплексного консультирования студентов и выпускников университета в период поиска работы и по самопрезентации перед работодателем;
- установление партнерских отношений с работодателями, представителями бизнес-сообществ в рамках программы «Стратегическое партнерство», формирование и обновление банка данных вакансий на частичную занятость студентов и полную занятость для выпускников по соответствующим специальностям;
- содействие открытию малого бизнеса студентами и выпускниками;
- организация сотрудничества по вопросам трудоустройства молодых специалистов с предприятиями Белгородской области, Республики Мордовии, Московской области, регионов Западной Сибири и Урала;
- проведение сбора и статистической обработки информации по состоянию рынка труда и рабочей силы от внешних источников;
- формирование для предложений внешним пользователем банка данных о выпускниках текущего года с целью их трудоустройства.
4. Дифференциацию педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей, интересов, способностей и потребностей личности учащегося:
- продолжение реализации социально-педагогического проекта «Одаренные дети» — архитектура», начатого на этапе дошкольного образования и имеющего следующий алгоритм: Детский сад → Лицей Архитектуры и дизайна № 3 → Художественное училище им. К. А. Савицкого → Пензенский государственный университет архитектуры и строительства;
- организация производственной практики студентов на базовых предприятиях Пензенского региона: ФГУ «ФУАД «Большая Волга», ОАО «Домостроитель», «ОАО «Пензастрой», ФГУ «Сурский гидроузел» ОАО «Завод ЖБК-1», ООО «Стеновые материалы», ОАО «Пензавтотранс» и др.
- углубленная профильная профессиональная подготовка по специальностям: графическая подготовка — выработка навыков работы различными графическими материалами, понимание геометрии тел и их частей, членения и врезки тел (для всех специальностей); колористическая подготовка (для дизайнерских специальностей); макетирование из различных материалов и различными методами.
Литература:
1. Сохранов, В. В. Условия профилизации профессиональной подготовки студентов [Текст] / В. В. Сохранов // Известия Тульского государственного университета. Серия. Педагогика. Вып. 4. — Тула: Изд-во ТулГУ, 2006. — 286 с. — С.88.
2. Сманцер, А. П. Преемственность обучения в системе «средняя школа — вуз» [Текст] / А. П. Сманцер // Педагогика высшей и средней специальной школы. — Минск «Университетское». — 1989. — № 3. — С.18.
3. Управление профильным обучением на основе личностно-ориентированного подхода [Текст] / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. — 160 с.