Индивидуализация обучения в высшей школе в контексте гуманитарной образовательной парадигмы
Автор: Сучкова Анастасия Евгеньевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 14.11.2015
Статья просмотрена: 784 раза
Библиографическое описание:
Сучкова, А. Е. Индивидуализация обучения в высшей школе в контексте гуманитарной образовательной парадигмы / А. Е. Сучкова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 158-160. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9164/ (дата обращения: 16.12.2024).
Статья посвящена индивидуализации образования в современных условиях: ее особенностям, возможности реализации индивидуального образовательного маршрута в рамках гуманитарной парадигмы образования, его основным характеристикам, его научно-методическому обеспечению в высшей школе.
Ключевые понятия: индивидуализация обучения, системно-деятельностный подход, индивидуально-ориентированный образовательный процесс, проектирование индивидуального образовательного маршрута.
Процесс глобализации, предусматривающий экономическую, политическую, культурную и религиозную интеграцию, поставил перед образованием новые задачи и требования. Человек в динамично изменяющемся обществе вынужден самостоятельно разрабатывать индивидуальную стратегию на каждую новую ситуацию, что привело к переосмыслению значимости образования, формированию новой образовательной парадигмы в интенсивно изменяющихся условиях современной жизни.
Гуманитарная парадигма ставит в центр целостного человека во всем многообразии его связей и отношений с окружающим миром. Главной характеристикой гуманитарного характера позиции педагога выступает диалогичность; целью же гуманитарности является развитие «человеческого качества», того, что составляет истинно человеческую сущность, в его соотнесенности с миром ценностей, культуры, человеческих отношений. [2] Гуманитарная образовательная парадигма призвана обеспечить: целостный характер познания педагогических процессов и явлений; их обусловленность внутренними закономерными причинами самодвижения; нелинейный, кризисный характер саморазвития; необходимость оказания помощи (содействия) в поступательном развитии человека.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» изменил вектор развития российского образования в сторону системно-деятельностного подхода. Так, закон предусматривает свободу выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека; создание условий для самореализации каждого человека; свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования; форм обучения; организации, осуществляющей образовательную деятельность; направленности образования в пределах, предоставленных системой образования; обучение по индивидуальному учебному плану, который обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами; индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях.
Основная идея системно-деятельностного подхода заключается в уходе от репродуктивного воспроизводства знаний к практико-ориентированному применению знаний, умению критически осмысливать получаемую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать собственное мнение на явления и процессы, происходящие в жизни. По сути, данный подход позволяет раскрыть сущность гуманитарной образовательной парадигмы.
Всё это позволяет выстраивать личностную модель образования для каждого обучающегося. При одинаково созданных условиях и наличии источников информации, обучающиеся выбирают при сотрудничестве с преподавателями то, что им необходимо для решения конкретной образовательной задачи. В связи с этим, в высшей школе все больше и больше уделяется внимание индивидуализации образовательного процесса. Причем акцент делается на поиск новых форм и способов взаимодействия педагога и студента, проектирование образовательных программ, выработку критериев эффективности получаемых результатов и их оценку.
Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной индивидуализации обучения в высшей школе, позволяет выделить особенности данного процесса. Во-первых, индивидуализация профессиональной подготовки адекватна как индивидуально-образовательному потенциалу студента, так и системе социальных ценностей, требований и целей. Во-вторых, она вовлекает в сферу внимания не только знания и умения, но и разнообразные отношения и взаимодействия. В-третьих, понимание индивидуализации как динамического и направленного процесса позволяет выделить две ее взаимосвязанных составляющих: «внешнюю» (первичную, коллективно-социальную деятельность человека) и «внутреннюю» (производную от внешней индивидуальной деятельности). В-четвертых, путь личностного развития и саморазвития студента состоит в переходе от деятельности, организуемой преподавателем, к ее самоорганизации студентом. Это требует пересмотра взглядов на возможности каждого студента, который может стать компетентным, подтвердить ценность выбора профессии при условии глубокой личной заинтересованности в данном виде деятельности и в органическом единстве с личностными ценностями.
По мнению Л. Г. Брылевой, истинность самоосуществления может проверяться совокупной жизнедеятельностью личности и степенью ее соответствия миру, то есть ее положительными духовно-практическими сдвигами в отношениях с миром. [3]
Одним из вариантов осуществления индивидуализации образовательного процесса в вузе является проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, что позволяет подойти с иных позиций к проблеме получения высшего образования. Эти позиции связаны с рассмотрением образования во взаимосвязи с жизнедеятельностью обучающегося, прежде всего с учётом его трудовой занятости, с его целями и планами; с выявлением возможных типов, видов, вариантов маршрутов; с закономерностями формирования и механизмами осуществления маршрута; с анализом взаимодействия при реализации индивидуального маршрута, обучающегося с преподавателями.
На сегодняшний день нет однозначной трактовки понятия «индивидуальный образовательный маршрут». Но, несмотря на это, можно выделить его сущностные характеристики:
- Всегда целенаправленный процесс;
- Совместное участие студента и педагога в проектировании содержания образования и условий прохождения образовательного маршрута;
- Учет индивидуальных особенностей обучающегося;
- Возможность корректировки и изменения направления образовательного пути;
- Контроль за этапами прохождения студентом образовательного маршрута со стороны преподавателя;
- Обеспечение обучающемуся перехода на следующий уровень образования. [3;4;7].
Мы придерживаемся той точки зрения, что индивидуальный образовательный маршрут — целенаправленный, последовательный путь обучающегося, являющийся частью образовательного процесса вуза, обеспечивающий ему позицию субъекта выбора при его прохождении в рамках избранной основной образовательной программ(ы), получении документа об образовании и возможности быть включенным в многоуровневую систему образования на принципиально новой качественной основе. [4;6].
Педагогами-исследователями, руководителями магистерских программ достаточно активно разрабатываются и предлагаются варианты проектирования индивидуальных образовательных маршрутов. При изучении научных монографий, статей, материалов выступлений на конференциях, рассматривающих вопросы, связанные с проектированием индивидуальных образовательных маршрутов в высшей школе, достаточно четко прослеживается единый концептуальный подход к построению данного процесса. За основу взяты компетентностный и личностно-ориентированный подходы, вариативность, нелинейность; отдельное место отводится исследовательской компетенции.
Наиболее активно данная проблема исследуется в Санкт-Петербургской научной школе РГПУ им. А. И. Герцена. Ученые данной научной школы (И. С. Батракова, С. В. Воробьева, Н. А. Лабунская, А. П. Тряпицына, С. А. Писарев, Е. В. Пискунова и др.) и те, кто придерживается их точки зрения (Соколова М. Л., Лоренц В. В., Зверева Н. Г. и др.) отождествляют индивидуальный образовательный маршрут с дифференцированной образовательной программой, в связи с чем большинство исследовательских работ различного формата описывают опыт проектирования индивидуального образовательного маршрута либо в рамках основной образовательной программы, либо в рамках отдельно взятой дисциплины.
Так, Соколова М. Л. в диссертационном исследовании в проектирование индивидуального образовательного маршрута предлагает включить следующие этапы:
- Анализ ситуации. Это означает анализ условий, в которых осуществляется педагогический процесс, предполагает характеристику участников этого процесса. Этап, на котором вскрываются противоречия.
- Выработка общего замысла. На этом этапе намечаются основные пути разрешения вскрытых противоречий, идет выработка концепции.
- Реализация проекта. Параллельно идет его доработка в соответствии с изменившимися задачами и с опорой на результаты педагогической диагностики [6].
Также необходимо отметить, что в подавляющем большинстве работ, описывающих проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, акцент делается на психолого-педагогическую составляющую и практически не анализируется научно-методическое обеспечение данного процесса, что на наш взгляд существенно снижает его эффективность.
Таким образом, для того, чтобы восполнить очевидный пробел в проектировании индивидуального образовательного маршрута, необходимо определить ряд направлений в исследовании данной проблемы:
на основе опубликованных научных работ, анализирующих индивидуальные образовательные маршруты и их проектирование в высшей школе, обосновать необходимость научно-методического обеспечения реализации данного процесса;
проанализировать методические материалы, имеющиеся на сайте http://fgosvo.ru, и сделать выборку информации, относящейся к проектированию индивидуальных образовательных маршрутов в высшей школе;
изучить сайты ведущих вузов страны с целью сбора информации, содержащейся в локальных положениях и принимаемых учебно-методическими советами решениях, касающихся проектирования индивидуальных образовательных маршрутов и локальных положений.
Литература:
- Бордовская Н. В. Технологии выбора индивидуального образовательного маршрута// Вестник Герценовского университета. — 2012. — № 1.
- Борытко Н. М. Воспитание человека: гуманитарная парадигма образования [Электронный ресурс] // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». — 2014. — № 3. — www. grani.vspu.ru.
- Брылева, Л. Г. Онтология самореализации личности как предмет прикладной культурологии [Текст]: дисс... д-ра культурол. наук / Л. Г. Брылева. — СПб, 1996.- 439 с. С.123–126.
- Глубокова Е. Н. Управление знаниями в современном университете: проектирование индивидуального образовательного маршрута студента// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2010. -№ 128.
- Лабунская Н. А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию понятия// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2002. — № 3/том 2/.
- Любимова О. В. К проблеме обоснования современной парадигмы отечественного высшего образования // Гуманитарные и социальные науки. — 2014. — № 2.
- Соколова М. Л. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в Вузе: … Дис. кан. пед. наук. — Архангельск, 2001. — 202 с. — С.68.
- Туркина А. В. Виды обеспечения готовности студентов к выбору индивидуального образовательного маршрута профессионального становления // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008. — № 65.
- Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. -М.: МГУ, 2003.
Ключевые слова
системно-деятельностный подход, индивидуализация обучения, индивидуально-ориентированный образовательный процесс, проектирование индивидуального образовательного маршрута., проектирование индивидуального образовательного маршрутаПохожие статьи
Интегративно-поэтапный подход к формированию грамматической компетенции при обучении иностранному языку
Данная статья посвящена вопросам оптимизации процесса формирования грамматической компетенции у студентов в ходе изучения иностранного языка на основе интеграции современных и классических подходов и методов обучения. Особое внимание уделяется коммун...
Профилактика зависимого поведения в контексте образовательного процесса
Статья посвящена роли и значению различных методик профилактики зависимых форм поведения, а также возможности их реализации в контексте образовательной среды как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жиз...
К вопросу научного подхода к построению аутсорсинговой бизнес-модели современной предпринимательской структуры
В работе проанализированы различные подходы к определению бизнес -модели развития предпринимательских структур. Автор обосновывает необходимость аутсорсинговой бизнес-модели в качестве действенного инструмента повышения конкурентоспособности бизнеса,...
Профилизация образовательной среды на этапе профессионального образования
В статье рассматривается проблема профилизации образовательной среды на этапе профессионального образования. Анализируется концепция профилизации в контексте методологического, теоретического, содержательного и субъектного аспектов. Приводится програ...
Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя
Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.
Теоретические аспекты концепции региональных инновационных систем
В статье рассматриваются теоретические аспекты концептуальных основ инновационного развития регионов, касающиеся детерминации базисной категории «региональная инновационная система» и разработки ее организационной структуры, основанной на делегирован...
Иноязычное образование в высшей школе в социокультурном контексте
Статья посвящена вопросам иноязычного образования как одного из актуальных направлений развития и модернизации современного образования в новых геополитических условиях. Знание иностранного языка и чужой культуры является естественной частью повседне...
Дистанционное образование в условиях становления информационного общества
Статья посвящена рассмотрению дистанционного образования в контексте формирующегося сегодня информационного общества. В этой связи анализируются специфика и характерные особенности сегодняшнего общества и образования. Автор обосновывает положение о т...
Особенности профилизации образовательной среды на педагогическом уровне
В статье анализируются особенности профилизации образовательной среды на педагогическом уровне. Рассматриваются следующие проблемы: формирование профессиональной мотивации будущего специалиста в условиях профильной образовательной среды; дифференциац...
Коммуникативный подход при обучении иностранного языка студентов туристического профиля как стратегическая проблема при подготовке будущего специалиста туристической сферы
В статье представлены принципы коммуникативного подхода и представлены пути их реализации в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов туристической отрасли.
Похожие статьи
Интегративно-поэтапный подход к формированию грамматической компетенции при обучении иностранному языку
Данная статья посвящена вопросам оптимизации процесса формирования грамматической компетенции у студентов в ходе изучения иностранного языка на основе интеграции современных и классических подходов и методов обучения. Особое внимание уделяется коммун...
Профилактика зависимого поведения в контексте образовательного процесса
Статья посвящена роли и значению различных методик профилактики зависимых форм поведения, а также возможности их реализации в контексте образовательной среды как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жиз...
К вопросу научного подхода к построению аутсорсинговой бизнес-модели современной предпринимательской структуры
В работе проанализированы различные подходы к определению бизнес -модели развития предпринимательских структур. Автор обосновывает необходимость аутсорсинговой бизнес-модели в качестве действенного инструмента повышения конкурентоспособности бизнеса,...
Профилизация образовательной среды на этапе профессионального образования
В статье рассматривается проблема профилизации образовательной среды на этапе профессионального образования. Анализируется концепция профилизации в контексте методологического, теоретического, содержательного и субъектного аспектов. Приводится програ...
Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя
Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.
Теоретические аспекты концепции региональных инновационных систем
В статье рассматриваются теоретические аспекты концептуальных основ инновационного развития регионов, касающиеся детерминации базисной категории «региональная инновационная система» и разработки ее организационной структуры, основанной на делегирован...
Иноязычное образование в высшей школе в социокультурном контексте
Статья посвящена вопросам иноязычного образования как одного из актуальных направлений развития и модернизации современного образования в новых геополитических условиях. Знание иностранного языка и чужой культуры является естественной частью повседне...
Дистанционное образование в условиях становления информационного общества
Статья посвящена рассмотрению дистанционного образования в контексте формирующегося сегодня информационного общества. В этой связи анализируются специфика и характерные особенности сегодняшнего общества и образования. Автор обосновывает положение о т...
Особенности профилизации образовательной среды на педагогическом уровне
В статье анализируются особенности профилизации образовательной среды на педагогическом уровне. Рассматриваются следующие проблемы: формирование профессиональной мотивации будущего специалиста в условиях профильной образовательной среды; дифференциац...
Коммуникативный подход при обучении иностранного языка студентов туристического профиля как стратегическая проблема при подготовке будущего специалиста туристической сферы
В статье представлены принципы коммуникативного подхода и представлены пути их реализации в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов туристической отрасли.