В статье рассматриваются направления индивидуализации содержания образования в высшем учебном заведении. Приводится различие между принципом индивидуального подхода и принципом индивидуализации образования. Показаны пути реализации индивидуализации образования.
Ключевые слова: индивидуализация, индивидуальный подход, содержание образования, тьюторство
Идея индивидуализации содержания образованиярассматривается в работах ряда учёных, причём особенно активно разрабатывается два направления: в коррекционной педагогике и в педагогике одарённости. В обоих случаях обучающиеся обладают ярко выраженными специфическими чертами обучаемости и психологического склада, и они, в первую очередь, должны обучаться по индивидуальным образовательным траекториям.
В педагогической практике преподаватели зачастую сталкиваются с проблемами: отсутствия заинтересованности отдельных обучающихся в изучении и освоении материала учебной дисциплины; неравномерного усвоения учебного материала обучающимися. Опыт педагогической деятельности, результаты научных исследований в педагогике и психологии [1, 2, 4] позволяют выделить ряд противоречий, характеризующих данные проблемы, а именно:
– неизменный, а порой и уменьшающийся бюджет учебного времени и постоянно растущий объём учебной информации, что вызывает перегрузку обучающихся и, как следствие, неполное и поверхностное усвоение учебного материала, неудовлетворённость, раздражение и, наконец, апатию к учению;
– требуемый уровень изложения учебного материала и неготовность или неспособность обучающегося воспринимать учебную информацию на предлагаемых уровнях усвоения и абстракции;
– единая для всех образовательная программа и отсутствие у обучающихся познавательного интереса к той или иной науке;
– единое для всех содержание и выделяемое время на изучение учебной дисциплины, и неодинаковая способность обучающихся учебной группы осваивать учебный материал.
Раскрывая более подробно последнее противоречие, следует отметить, что в высших учебных заведениях уже в течение нескольких лет учебная программа предлагает инвариантную и вариативную части содержания по каждой из дисциплин, как того требует современный Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Это требование продиктовано жизнью, оно актуально. Действительно, современная педагогика стала субъективной, она стремится к индивидуализации, как в деятельности педагога (появление авторских образовательных программ), так и в учебной деятельности обучающегося (выбор своей программы обучения из предложенных авторских образовательных программ). Педагогическая парадигма сегодня выражает новые идеи социума в формуле «научить учиться», научить обучающихся самостоятельно ставить себе цели обучения и их самостоятельно достигать.
Для личности становится актуальным поиск своего пути в профессии, обретение авторского, субъективного стиля деятельности, права на индивидуальную образовательную траекторию. Но право на неё предполагает, что обучающемуся есть из чего выбирать, есть вариативная часть образовательной программы, из которой обучающийся может выбрать для себя те фрагменты, которые ему наиболее интересны, на которые он максимально мотивирован.
В целях формирования инновационного содержания образования предлагается использовать обоснованные индивидуальные образовательные траектории для обучающихся. Поэтому целесообразно определить два важных понятия: «индивидуальный подход» и «индивидуализация».
Под индивидуальным подходом понимается «такой метод обучения, при котором все обучающиеся должны усвоить единый стандарт, но при этом педагогу необходимо подбирать методы, формы и средства обучения, ориентируясь на индивидуальные особенности обучающихся (различные типы восприятия информации, специфику обучения определённого психического типа и т. д.)» [3, с. 76].
Индивидуализация образования заключается в том, что «каждый обучающийся проходит собственный путь к освоению того знания, которое именно для него сейчас является наиболее важным. В отличие от принципа индивидуального подхода (эти принципы до сих пор ещё часто путают как в педагогической литературе, так и на практике), принцип индивидуализации позволяет педагогам ориентироваться, прежде всего, на индивидуальные образовательные приоритеты каждого учащегося. Цель педагога при реализации данного принципа и заключается в помощи каждому обучающемуся в определении собственного образовательного пути и сопровождение его в построении индивидуальной образовательной программы» [3, С. 76–77].
Наглядно различие между принципом индивидуального подхода и принципом индивидуализации образования можно проиллюстрировать следующим образом (рис. 1, 2).
Рис. 1. Принцип индивидуального подхода
Рис. 2. Принцип индивидуализации образования
Таким образом, для реализации индивидуализации образования необходимо наличие как базовой, так и вариативной части. Базовая часть определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Вариативная часть дает возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков, и позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности. В этой связи вариативная часть должна содержать дисциплины по выбору. Более того, вариативная составляющая должна быть и в каждой дисциплине. Реализация вариативной части позволит получить новое качество образования, удовлетворяющее потребностям, как работодателя, так и конкретного обучающегося, самостоятельно осуществляющего сознательный выбор индивидуальной образовательной траектории.
В ходе индивидуализации образовании одним из необходимых условий является реализация принципа избыточности. Данный принцип предполагает наличие в образовательной среде высшего учебного заведения заведомо избыточной информации, что создаёт предпосылки для реализации механизма тьюторства [5].Это создаёт у обучающегося полное представление о возможных подходах к рассмотрению как образовательного процесса в целом, так и содержания изучаемых образовательных областей. Принцип избыточности предполагает формирование образовательной среды в достаточно широкой сфере, охватывающей не только собственно образовательные интересы, непосредственно связанные с процессом обучения, но и более широкие интересы, выходящие за пределы непосредственно учебной деятельности, например, научная деятельность и т. д. При этом необходимо обеспечить наличие нескольких путей, способствующих достижению одной и той же цели. Этим достигается реализация основных положений новой образовательной парадигмы:
– о предоставлении возможности выбора субъектами образовательной деятельности наиболее подходящих для них условий, средств и способов взаимодействия;
– о предоставлении свободы выбора обучающимся собственной образовательной траектории, что потребует проектирования возможностей образовательной среды как средств достижения поставленных целей (овладение необходимыми компетенциями).
Важно заметить, что для реализации индивидуальных образовательных траекторий должны быть качественным образом подготовлены, в первую очередь, педагоги. Это необходимое условие индивидуализации образования, позволяющее формировать индивидуальные образовательные траектории для обучающихся. Второе необходимое условие индивидуализации образования — наличие авторских образовательных программ, обеспечивающих возможность выбора индивидуального содержательного образовательного маршрута.
Таким образом, вариативность образования свидетельствует о способности системы образования предоставлять обучающимся различные варианты образовательных траекторий и за счёт выбора содержания образования самим обучающимся направлена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования. Следует отметить, что пути развития каждого обучающегося многовариантны и уникальны.
Литература:
1. Гребенюк И. И. Анализ инновационной деятельности высших учебных заведений России: монография / И. И. Гребенюк, В. А. Кожин, К. О. Чехов и др. // Под. ред. И. И. Гребенюк — М.: Издательство «Академия Естествознания», 2012. — 464 с.
2. Захарова И. Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Тюмень. 2003. — 46 с.
3. Ковалёва Т. М., Кобыща Е. И., Попова С. и др. Профессия «Тьютор». / Т. М. Ковалева // М. — Тверь: «СФК — офис». 2012. — 246 с.
4. Менг Т. В. Педагогические условия построения образовательной среды вуза // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Рос. Гос. пед. унив. им. А. И. Герцена. 1999.
5. Солодова Е. А. Об актуальности тьюторства в современном образовании / Е. А. Солодова, П. П. Ефимов // Актуальные вопросы современной науки. — 2013. — № 30. — С. 190-198.