В статье анализируется перевод совокупности внешних управленческих действий в систему самокоррекции как один из путей профилизации образовательной среды. Рассматриваются условия реализации данного пути: формирование готовности личности к саморазвитию и самообразованию; адекватность параметров и критериев квалиметрии результативности социального и педагогического процессов, формирующих личность.
Ключевые слова: путь профилизации, образовательная среда, внешние управленческие действия, система самокоррекции.
Качество развития процесса профилизации образовательной среды взаимосвязано с выбором путей его реализации.
Общее построение всех систем жизнедеятельности общества повлекло конкуренцию различных институтов, к которым, в частности, относится система образования.
Динамика изменения образовательной среды основывается на конкуренции различных систем образования, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности [1, с.41].
Реализация Концепции профилизации образовательной среды как инновационный процесс, позволяет обеспечить «прогнозирование содержания и уровня потребностей общества в образовании, трансформировать их в конкретную педагогическую деятельность» [2, с.33].
В целях осмысления динамики процесса профилизации образовательной среды необходимо выявить пути профилизации. Образовательных потребности, ожидания, запросы, ценностные ориентации, имеющиеся в обществе, реализуются в виде основных путей профилизации образовательной среды.
Путь профилизации образовательной среды трактуется как система условий, определяющих количественные и качественные изменения в структуре и содержании образования, способствующие появлению инновационно качественного состояния рассматриваемого процесса (С. Г. Молчанов, Р. Я. Симонян).
Анализ научно-педагогической литературы (Г. А. Воронина, Е. В. Воронина, С. Г. Молчанов, Р. Я. Симонян, Т. И. Шамова, А. Н. Худин, Г. Н. Подчалимова, И. В. Ильина, С. Н. Белова и др.) и опыта создания и функционирования многопрофильных образовательных комплексов (Ассоциация «Университетский учебный комплекс» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, «Университетский учебно-научный комплекс» Ульяновского государственного университета, «Университетский комплекс» Оренбургского государственного университета, «Университетский комплекс непрерывного общего и многоуровневого профессионального образования» Курского государственного технического университета, «Учебно-научно-инновационный комплекс» Пермского государственного технического университета и др.), как компонента профильной образовательной среды, позволяет выделить следующие основные пути профилизации образовательной среды: формирование компетентности педагога в аспекте реализации профильного обучения; формирование образа самореализации личности в профильной образовательной среде; перевод совокупности внешних управленческих действий в самоуправляемую систему.
Пути профилизации образовательной среды характеризуются многомерностью, предполагают наличие определенных тенденций, линий и возможностей развития профильного обучения.
Рассмотрим перевод совокупности внешних управленческих действий в систему самокоррекции как один из путей профилизации образовательной среды.
Преподавание в профильном обучении — это ценностное отношение к учащемуся, к культуре, к творчеству; это забота о здоровье обучающегося; внимательное отношение к его жизнедеятельности (а не только к учебе); заинтересованность его достижениями в различных сферах (не только в учебной); это создание и постоянное обогащение культурно-информационной и предметно-развивающей образовательной среды; это придание личностно ориентированной, развивающей и творческой направленности содержанию и технологии обучения; это забота о развитии и поддержке индивидуальности каждого учащегося. Преподавание — это процесс мотивированного, опосредованного управления учением обучающегося в целях перевода его из состояния пассивного исполнителя в положение активного субъекта самообучения, саморазвития, самосовершенствования. Согласно Т. И. Шамовой, А. Н. Худину преподавание в профильной среде направлено на «превращение» целей, задач и содержания профильного обучения в самопроектируемые обучающимися цели, задачи, содержание, способы их собственной образовательной деятельности. Тем самым преподавание в профильных классах призвано создавать условия самоорганизации обучающимися собственной образовательной траектории, направленной на саморазвитие» [2, с.18].
В связи с этим педагог профильного образовательного учреждения призван владеть искусством и наукой оказания педагогической помощи в формировании у будущего специалиста качеств авторов-проектировщиков своего образовательного пространства. Это связано с приобретением опыта профессионально-личностной рефлексии, самомоделирования, построения траектории саморазвития и др. Педагог профильной образовательной среды призван оказать помощь в определении параметров обучения и поиске информации, в выявлении субъектного опыта обучающегося и его использовании в процессе обучения, в выявлении образовательных потребностей и определении цели обучения, в отборе содержания обучения, в организации процесса самообучения.
Одним из условий перевода совокупности внешних управленческих действий в систему самокоррекции является формирование готовности личности к саморазвитию и самообразованию.
Одна из функций преподавателя — превращение объекта воспитания, слушателя, в субъект самовоспитания, самообразования, саморазвития. Для реализации данной функции преподавателю необходимо обладать навыками формирования у учащегося и студента потребности в самовоспитании, научить их самостоятельно формулировать соответствующие задачи и решать их.
По мнению С. Н. Чистяковой, П. С. Лернер, Н. Ф. Родичева, О. В. Кузиной, С. О. Кропивянской доминирующее значение в организации современного обучения приобретают «методы самостоятельного изучения основной и дополнительной литературы, а также иных источников информации, поскольку профильное обучение предполагает сокращение преподавания в классно-урочной системе» [3, с.37].
В трудах Э. Ф. Зеер, Г. М. Романцева самостоятельность и способность принимать ответственные решения признаются необходимыми качествами личности современного специалиста, формирование которых возможно в условиях профильного личностно ориентированного образования [4, с.16–21].
Формирование готовности личности к саморазвитию и самообразованию, являясь основой для осознанного и качественного самоопределения, представляет собой один из путей перевода совокупности внешних управленческих действий с систему самокоррекции.
Условием реализации данного пути профилизации образовательной среды является также адекватность параметров и критериев квалиметрии результативности социального и педагогического процессов, формирующих личность (ребенка, учащегося, студента), что реализуется на практике в виде зависимостей элементов социальной культуры (материнская культура, семейно-бытовая культура, сверстники, студенческая среда, профессия) и педагогической культуры (педагогическая культура дошкольного обучения, педагогическая культура начальной школы, педагогическая культура средней школы, педагогическая культура средне-специального и высшего учебного заведения, педагогическая культура послевузовского образования) (рис. 1).
Рис. 1. Адекватность параметров и критериев квалиметрии результативности социального и педагогического процессов
Данные взаимосвязи реализуются как внутренняя мотивация к знанию как средству самореализации (влияние социальной культуры) и внутренняя мотивация к получению специального знания по профессии как средству самореализации (влияние педагогической культуры).
Таким образом, формирование готовности личности будущего специалиста к профессиональному образованию и самообразованию, являясь результатом взаимодействия социальной и педагогической культур, способствует переводу совокупности внешних управленческих действий в самоуправляемую систему.
Литература:
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) [Текст] — 194 с. // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации
2. Шамова, Т. И. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода [Текст] / Т. И. Шамова, А. Н. Худин и др. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. — 160 с.
3. Чистякова, С. Н. Профильное обучение и новые условия подготовки [Текст] / С. Н. Чистякова, П. С. Лернер, Н. Ф. Родичев, О. В. Кузина, С. О. Кропивянская // Школьные технологии. — 2002. — № 1.
4. Зеер, Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование [Текст] / Э. Ф. Зеер, Г. М. Романцев // Педагогика. 2002. — № 3. — С. 16–21.