Профессиональное самосовершенствование начинающего преподавателя высшей школы в рамках реализации компетентностного подхода в образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (307) апрель 2020 г.

Дата публикации: 27.04.2020

Статья просмотрена: 567 раз

Библиографическое описание:

Шафранская, А. И. Профессиональное самосовершенствование начинающего преподавателя высшей школы в рамках реализации компетентностного подхода в образовании / А. И. Шафранская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 153-155. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69281/ (дата обращения: 18.11.2024).



В статье через призму компетентностного подхода рассмотрены вопросы, связанные с актуальностью профессионального самосовершенствования преподавателя высшей школы на современном этапе развития образования. Раскрываются сущность и основные этапы самосовершенствования в профессиональной сфере, а также анализируется его значимость для молодого специалиста вуза, начинающего осваивать преподавательскую деятельность.

Ключевые слова: профессиональное самосовершенствование, педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность, начинающий преподаватель.

Переориентация оценки результатов образования привела к выходу на первый план компетентностного подхода, который предполагает готовность специалиста устанавливать связь между знанием и ситуацией и, благодаря этому, осуществлять эффективную деятельность в определенной предметной области.

Компетентность в данном подходе представляет собой многоплановую интегративную характеристику личности, которая, по мнению К. М. Левитана, является комплексным личностным ресурсом, приобретаемым человеком в процессе практической деятельности, и обусловленным интериоризацией теоретического и практического опыта [2, с. 340]. Образовательная ситуация в настоящее время диктует необходимость становления преподавателя субъектом собственного развития, как профессионального, так и личностного. Без преувеличения отметим, что педагог, познающий себя, обогащающий свой профессиональный потенциал, представляет ценность как для образовательных организаций высшего образования, так и для современного рынка труда. С развитием информационных технологий постепенно происходит смещение акцента с традиционной на инновационную деятельность, что в свою очередь побуждает специалиста искать что-то новое, саморазвиваться. Профессиональное самосовершенствование преподавателя подразумевает осознанный, целенаправленный процесс повышения профессиональной компетентности, развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями педагогической деятельности и личной программой развития [2, с. 388]. Профессиональная компетентность здесь предполагает возможность конкурентоспособной личности на основе знаний и умений, практического опыта успешно действовать в заданной профессиональной области и характеризуется непрерывным стремлением к совершенствованию, обогащению деятельности.

Профессиональное самосовершенствование выступает результатом взаимодействия социальной среды и преподавателя, итогом которого становится потребность в реализации личностных качеств и компетенций, предполагающих успех в профессиональной деятельности. Проблема профессионального самосовершенствования начинающего преподавателя особенно актуальна, так как у него только еще начинает формироваться свой индивидуальный стиль педагогической деятельности, профессиональное мышление.

Молодой, т. е. не имеющий опыта преподавания, что особенно значимо для лиц, имеющих высшее непедагогическое образование, или обладающий небольшим опытом, преподаватель сталкивается с рядом трудностей: не может логично установить последовательность этапов занятия, рассчитать время, найти взаимопонимание с обучающимися и коллегами, доступно преподнести материал и т. д. Все это говорит о том, что получить один раз специальность, а потом только реализовывать имеющиеся знания и умения, в настоящее время просто невозможно. Часто информация, которая была получена ранее, просто устаревает. Все активнее в лексикон входят новые понятия и термины, владение которыми повышает эффективность педагогической деятельности. Профессия преподавателя вуза находится на стыке систем «человек-наука» и «человек-человек», следовательно, современный преподаватель — это не только педагог и методист, но и ученый, исследователь [1, с. 277]. Начинающий специалист должен постоянно «идти в ногу со временем», владеть современными информационными и коммуникационными технологиями в образовании, при этом быть компетентным в тех областях, которые составляют научную основу преподаваемого предмета. Новые взгляды начинающих специалистов на воспитание и обучение являются залогом позитивных изменений в работе педагогического коллектива. Только такой преподаватель сможет подготовить по-настоящему квалифицированных кадров, готовых трудиться в меняющихся условиях современного мира, делать выбор, принимать самостоятельные решения.

Таким образом, профессиональное самосовершенствование — важнейший путь развития профессиональной компетентности педагога.

Выделяются несколько ключевых этапов профессионального самосовершенствования, первым из которых является обобщение преподавателем своей профессиональной деятельности, а также определение ее перспектив [2, с. 390]. Только совершая постоянную рефлексию, специалист может увидеть пробелы в профессиональных знаниях, недостатки своего педагогического инструментария. С точки зрения В. Д. Шадрикова и И. В. Кузнецовой, успешность педагогической деятельности взаимосвязана с базовыми компетенциями, одной из которых является компетентность в области личностных качеств [3, с. 315]. Ее ключевым параметром считается социорефлексия, которая предполагает осмысление и анализ педагогом своих поступков, действий, умение видеть себя с позиции обучающихся, коллег. Именно рефлексивная позиция преподавателя является источником его саморазвития, позволяет избегать затруднений в работе. На данном этапе считаем важным регулярное осуществление педагогом самоанализа занятий, проведение открытых занятий и мастер-классов, которые позволят ему увидеть собственные сильные и слабые стороны педагогической деятельности, в том числе и глазами своих коллег. Преподаватель учится наблюдать за тем, что происходит, представляет свои наблюдения в определенную систему тем самым набираясь опыта, который он использует в работе.

Следующий этап — непрерывные взаимосвязанные процессы самовоспитания и самообразования.

Способность добиваться успеха в настоящее время наряду с компетенциями определяется и особенностями личности человека: чертами характера, темпераментом. Самовоспитание предполагает развитие у себя положительных личностных качеств. К их числу можно отнести: гуманизм, целеустремленность, трудолюбие, контактность, ответственность, толерантность, наблюдательность, чуткость и т. д. Нельзя с точностью определить, какое качество преподавателя является ведущим, однако, очевидным является то, что все они должны соответствовать требованиям, предъявляемым к педагогу как к носителю профессии и отражать сформированность профессиональной направленности личности. Только позитивный настрой на профессию педагога и самосовершенствование, ориентация на культурно-гуманистические ценности определяют прогресс в личностном развитии и успех профессиональной деятельности.

Профессиональное самообразование подразумевает связанное с практикой обновление и совершенствование имеющихся у преподавателя знаний, умений и навыков с целью повышения уровня профессиональной компетентности. Направлений для самообразования педагога в современных условиях достаточно много: это и развитие в духовно-нравственной сфере, совершенствование педагогической и правовой культуры, коммуникативных и организаторских умений, эстетическое и физическое развитие, овладение информационно-коммуникационными технологиями, методами саморегуляции, достижение профессиональной мобильности и повышение ее уровня. Начинающему преподавателю иногда бывает трудно проявить инициативу для перестройки и переосмысления своей деятельности, включить в свою работу передовые технологии, что обусловлено нехваткой знаний, страхом перед решением новых задач, а иногда и отсутствием социальных факторов, например, учебно-методической базы, материально-технического обеспечения образовательной деятельности. Здесь, на наш взгляд, очень важны участие преподавателя в сетевых профессиональных сообществах, проведение открытых занятий, посещение разнообразных курсов, тренингов и семинаров, сотрудничество с практическими работниками, чтение методической и научно-популярной литературы, изучение нормативно-правовых документов, использование различных упражнений на развитие самопознания. Однако ведущая роль в степени эффективности профессионального самообразования начинающего преподавателя принадлежит опытным педагогам, педагогам-наставникам, которые призваны помочь молодому специалисту определиться с кругом научных интересов, реализовать себя, совершенствовать его методологическую базу.

Кроме того, чтобы процесс самообразования проходил наиболее эффективно, необходим и собственный интерес преподавателя, желание творчества.

Молодой специалист, попадая в новую профессиональную и социальную среду и сталкиваясь с необходимостью выработки новой модели поведения, часто испытывает дискомфорт и стресс, которые могут негативно сказаться на процессе профессионального развития. Здесь важно заметить, что самостоятельная работа преподавателя, его самовоспитание и самообразование, самоконтроль и самоанализ, т. е. главные составляющие профессионального самосовершенствования, являются и основными видами познавательной и формирующей деятельности педагога для осуществления эффективной адаптация.

Заключительным этапом профессионального самосовершенствования являются самоконтроль и самокоррекция. Здесь неоценимую помощь молодому преподавателю могут оказать публикация научных статей, участие в дискуссиях и форумах, выступления с докладом по теме самостоятельной работы на заседаниях кафедры, круглых столах, конференциях и т. д.

Таким образом, начинающие преподаватели высшей школы представляют собой огромный потенциал профессионализма в системе образования. Однако эффективность профессионального самосовершенствования невозможна без всесторонней информированности и компетентности. Каждый педагог должен сам выбирать направление для профессионального самосовершенствование исходя из целей и задач педагогической деятельности, самоанализа и требований современного общества.

Литература:

  1. Егорова Ю. А. Проблема профессиональной компетентности преподавателя вуза // Молодой ученый. — 2009. — № 2. — С. 277–280.
  2. Левитан К. М. Юридическая педагогика: учебник. — М.: Норма, 2008. — 432 с.
  3. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под ред. В. Д. Шадриков, И. В. Кузнецова. — М.: 2010. — 173 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самосовершенствование, педагогическая деятельность, начинающий преподаватель, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность, высшая школа, молодой специалист, практический опыт, профессиональное самообразование, социальная среда.


Похожие статьи

К вопросу формирования инклюзивной компетентности преподавателя высшей школы

В статье через призму компетентностного подхода рассмотрены вопросы, связанные с актуальностью профессионального самосовершенствования преподавателя высшей школы, основанной на учете потребностей студентов с нарушениями зрения, а также вызовов и осно...

Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе

В статье рассматривается проблема профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы в вузе. Автор подчёркивает важность формирования профессиональной культуры в процессе реализации институционального механизма социализации и приобще...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Психологическая поддержка профессионально-личностного развития педагога как условие эффективной инновационной деятельности в современных условиях

В данной статье рассмотрена психологическая поддержка профессионально-личностного развития педагога как условие эффективной инновационной деятельности в современных условиях. Автором статьи выделены основные компоненты и условия результативности псих...

Процесс обучения как деятельность в дидактике высшей медицинской школы

Статья раскрывает актуальность проблемы дидактики обучения в медицинском вузе. В содержании рассматривается отсутствие обоснованной теории содержательных основ профессионального образования; результаты учебного процесса высшей медицинской школы; проб...

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных языков

Целью системы высшего образования является подготовка высококвалифицированных специалистов. Наряду с различными способностями специалиста показателем профессионализма выступает знание иностранного языка. Идея контекстного обучения становится все боле...

Походы к профессионально-личностным качествам педагога и профессиональному стандарту педагогической деятельности

В статье представлено рассмотрение актуальной проблемы развития профессиональной компетенции в условиях введения и внедрения профессионального стандарта «Педагог» и федеральных государственных образовательных стандартов. Рассматриваются различные под...

Компетентностный подход при подготовке солдат запаса в гражданском вузе

В статье анализируются сущность и содержание компетентностного подхода при подготовке солдат запаса в образовательных организациях высшего образования как современной педагогической парадигмы, раскрываются базовые компетенции солдат запаса: социальны...

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...

Профессиональные компетенции учителя начальных классов

Для современного этапа отечественного школьного образования актуальна проблема соотношения между социальным и личностным заказом на образование. Запросы современной школы требуют существенного пересмотра задач высшего профессионального педагогическог...

Похожие статьи

К вопросу формирования инклюзивной компетентности преподавателя высшей школы

В статье через призму компетентностного подхода рассмотрены вопросы, связанные с актуальностью профессионального самосовершенствования преподавателя высшей школы, основанной на учете потребностей студентов с нарушениями зрения, а также вызовов и осно...

Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе

В статье рассматривается проблема профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы в вузе. Автор подчёркивает важность формирования профессиональной культуры в процессе реализации институционального механизма социализации и приобще...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Психологическая поддержка профессионально-личностного развития педагога как условие эффективной инновационной деятельности в современных условиях

В данной статье рассмотрена психологическая поддержка профессионально-личностного развития педагога как условие эффективной инновационной деятельности в современных условиях. Автором статьи выделены основные компоненты и условия результативности псих...

Процесс обучения как деятельность в дидактике высшей медицинской школы

Статья раскрывает актуальность проблемы дидактики обучения в медицинском вузе. В содержании рассматривается отсутствие обоснованной теории содержательных основ профессионального образования; результаты учебного процесса высшей медицинской школы; проб...

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных языков

Целью системы высшего образования является подготовка высококвалифицированных специалистов. Наряду с различными способностями специалиста показателем профессионализма выступает знание иностранного языка. Идея контекстного обучения становится все боле...

Походы к профессионально-личностным качествам педагога и профессиональному стандарту педагогической деятельности

В статье представлено рассмотрение актуальной проблемы развития профессиональной компетенции в условиях введения и внедрения профессионального стандарта «Педагог» и федеральных государственных образовательных стандартов. Рассматриваются различные под...

Компетентностный подход при подготовке солдат запаса в гражданском вузе

В статье анализируются сущность и содержание компетентностного подхода при подготовке солдат запаса в образовательных организациях высшего образования как современной педагогической парадигмы, раскрываются базовые компетенции солдат запаса: социальны...

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...

Профессиональные компетенции учителя начальных классов

Для современного этапа отечественного школьного образования актуальна проблема соотношения между социальным и личностным заказом на образование. Запросы современной школы требуют существенного пересмотра задач высшего профессионального педагогическог...

Задать вопрос